автор: Степанюк Оксана Юрьевна

старший методист ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»

Дополнительная образовательная общеразвивающая (адаптированная) программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Введение в хореографию»

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая

(адаптированная)

программа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Введение в хореографию»

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: дети 6 – 9 лет с нарушениями зрения

Форма проведения занятий: мелкогрупповая, не более 5 человек в группе.

Срок реализации: 1 год.

Разработчик:

Степанюк Оксана Юрьевна,

старший методист

ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»

Тюмень, 2019

 

Содержание

  1. Пояснительная записка.
3 стр.
  1. Актуальность программы
4 стр.
  1. Цели и задачи программы
5 стр.
  1. Методические условия реализации программы для детей с ограничениями здоровья по зрению
5 – 7 стр.
  1. Календарный учебный план-график
8 стр.
  1. Учебный план (включая индивидуальный учебный план)
8 – 9 стр.
  1. Содержание программы
10 – 16 стр.
  1. Методические материалы
17-20 стр.
  1. Обеспечение безопасности образовательного процесса
21-25 стр.
  1. Система воспитательных мероприятий за рамками учебного плана
26-27 стр.
  1. Консультативная работа с родителями
28-29 стр.
  1. Контрольно-оценочные материалы
30 стр.
  1. Информационное и материально-техническое обеспечение программы
31- 32 стр.

 

  1. Пояснительная записка.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло.

Данная программа художественной направленности и создана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа адресована обучающимся МАУ ДО ДЮЦ «Град» города Тюмени, имеющим ограничения в здоровье с рекомендациями ПМПК, педиатров, предлагаемым слабовидящим детям.  

Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных процессов, необходимых для обучения. Различные нарушения зрительной функции значительно осложняют физическое развитие обучающихся, что проявляется: в замедленном темпе овладения различными движениями и более низком уровне развития; в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве. Отмечаются трудности в овладении языковыми и неязыковыми средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности, а также наличие своеобразия речевого развития, что обуславливает необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепых обучающихся как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности.

Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование точных образов окружающего, снижает возможности ориентировки в пространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности.

Состояние зрительных функций чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность. Для обучающихся характерно снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией и др.

Наблюдается снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.).

Такие дети отличаются своеобразием речевого развития, проявляющимся в слабой связи речи с предметным содержанием, наблюдается снижение общей познавательной активности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями.

Особые образовательные потребности таких детей связаны с:

—    развитием познавательной деятельности;

—   систематическим и целенаправленным развитием логических приемов переработки учебной информации;

—    обеспечением доступности учебной информации для зрительного восприятия;

—    использованием индивидуальных пособий;

—    учетом темпа учебной работы;

—    увеличением времени на выполнение практических работ;

—   активным использованием речи как средства компенсации нарушенных функций;

—   поддержанием и наращиванием зрительной работоспособности в образовательном процессе;

—    поддержанием психофизического тонуса и др.

В поведенческой сфере отмечается ригидность, импульсивность, эксцентричность, но при этом присутствуют аккуратность и трудолюбие.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой — помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. В решении этих задач поможет танец.

Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают проблемы по общим заболеваниям: сахарный диабет, снижение слуха, легкие нарушения двигательного аппарата, снижение остроты зрения.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, чтобы в процессе обучения танцу ребенок естественно оказывался в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.

В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Актуальность данной программы заключается в коррекционно-воспитательной работе по хореографии детей с ОВЗ (слабослышащие дети) и направлению работы педагога на развитие внимания и запоминания, а также индивидуальном сопровождении педагогом каждого обучающегося.

Специфика работы с детьми с ОВЗ в ходе реализации программы, на наш взгляд, заключается в следующем:

— адаптация классических методов и технологий с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка;

— снижение уровня возрастных требований к танцевальным упражнениям;

— кратковременность выполнения каждого отдельного движения.

Особенность работы с детьми с ОВЗ по данной программе заключается не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребёнка; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Данная образовательная программа Учреждения нацелена на создание условия для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Цель программы:

Создание условий для социализации слабослышащих детей в детском коллективе, развития их творческих способностей посредством хореографии.

Задачи программы:

Воспитательные (личностные):

  1. Воспитывать личностные качества обучающихся: терпеливость, ответственность.
  2. Прививать любовь к занятиям танцем, стремление закрепить поученные знания и умения.
  3. Формировать навыки здорового образа жизни.

Развивающие (метапредметные):

  1. Развивать образное мышление и наглядно-образную память.
  2. Развивать психомоторные процессы, сенсомоторику (согласованность в работе глаз, рук; совершенствование координации движений, гибкости, точности выполнения действий), моторную память.
  3. Научить умению контролировать ход выполнения упражнений, оценивать результат.
  4. Развивать коммуникативные навыки.

Обучающие (предметные):

  1. Научить детей соблюдению правил техники безопасности на занятии
  2. Научить выполнять упражнения по образцу (показ – выполнение – запоминание – повторение).
  3. Научить основам ритмики и танцевальных движений.

Реализация программы основывается на следующих принципах:

  • сотрудничества
  • приоритета интересов обучающихся и учета их индивидуальных особенностей
  • воспитывающего обучения
  • обеспечения комфортных эмоциональных и санитарно-гигиенических условий.

 

Методические условия реализации программы

 

Основные формы реализации программы – репетиционное занятие с использованием игровых технологий.

Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр.

Широко распространено объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. При его описании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях.

Восприятие речи на слух позволяет ребенку с нарушением зрения соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания.

Используются разновидности объяснения: сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения учащимися с целью углубления восприятия; инструктирование — словесное объяснение техники изучаемых действий. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

 

Объем программы: 108 часов (3 раза в неделю), продолжительность занятий 40 минут с перерывом 15 минут. Из которых программный материал составит 72 часа и 36 часов – педагогическая коррекция, направленная на адаптацию детей.

Занятия осуществляются в мелких группах (не более 5 человек) или по индивидуальному учебному плану.

Режим занятий

 

Срок реализации программы Количество детей в группе Количество занятий в неделю Длительность занятий Часов
в год теория практика
1 год

с  01.09 по 25.05

не более 5 3 (2х40 мин.)

(1х40 мин)

108 23 85

 

Особенности занятия: Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-минутной релаксацией (в начале занятия — настрой на урок, в конце — снятие нагрузки).

Основная форма проведения занятий – танцевальные репетиции.

Танцевальные репетиции представляют собой не просто комплекс движений, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения и умения чувствовать ритм. В работе с детьми с ОВЗ танцевальные репетиции в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.

Так как занятия проводятся с детьми с ОВЗ, то первоначально педагог консультируется с медицинскими работниками относительно противопоказаний, учитывая особенности состояния здоровья, медико-психологические рекомендации.

Программа состоит из нескольких образовательных модулей, направленных на развитие социальной интеграции ребенка в общество и развитие творческих способностей.

Дополнительная адаптированная образовательная общеразвивающая программа «Введение в хореографию» ориентирована на слабослышащих детей в возрасте 7 – 9 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Форма обучения: очная, индивидуальная (при наличии индивидуального учебного плана).

 

  1. Календарный учебный план-график

Программа реализуется в течение 36 учебных недель в условия Детско-юношеского центра «Град» города Тюмени.

 

Регламент образовательного процесса в течение учебного года

Общее количество

недель

Срок образовательного процесса Сроки промежуточной и итоговой аттестации Формы проведения аттестации
36 недель с 1.09.2018 по 25 мая 2019 1 год обучения —  с 20 по 25 мая 2019 года Выполнение контрольных упражнений —

декабрь и май.

 

  1. Учебный план
№ п/п Наименование дисциплины, модуля Количество часов Формы

аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Азбука музыкального движения 15 3 12 Педагогическое

наблюдение, индивидуальное сопровождение,

выполнение контрольных упражнений

2 Ритмика 20 5 15
3 Психогимнастика 20 5 15
4 Логоритмика 16 5 11
5 Танцевальные связки, этюды 17 5 12
6 Педагогическое сопровождение.

Ориентация в пространстве центра

10 10 Педагогическое

наблюдение, индивидуальное сопровождение

7 Педагогическое сопровождение.

Ориентация в микрогруппе

10 10 Педагогическое

наблюдение, индивидуальное сопровождение

Итого: 108 23 85

 

Индивидуальный учебный план*

обучающейся ___________________________________________________

Краткая характеристика (на основе рекомендаций ПМПК):

Девочке рекомендовано обучение коммуникативным навыкам и навыкам социального взаимодействия, поэтому модуль «Ориентация в микрогруппе» имеет увеличенное количество часов, а также особое внимание уделено развитию адаптивных навыков, что отражено в увеличенном количестве часов по модулям «Психогимнастика», «Логоритмика».

Основываясь на желаниях законных представителей, учреждением был разработан индивидуальный учебный план.

№ п/п Наименование дисциплины, модуля Количество часов Формы

аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
Азбука музыкального движения 24 3 21 Педагогическое

наблюдение, индивидуальное сопровождение,

выполнение контрольных упражнений

Ритмика 24 5 19
Психогимнастика 20 5 15
Логоритмика 20 5 15
Педагогическое сопровождение.

Ориентация в микрогруппе

20 20 Педагогическое

наблюдение, индивидуальное сопровождение

Итого: 108 23 85

 

* Содержание программы по индивидуальному учебному плану педагог разрабатывает отдельно, осуществляя корректировку с учетом пожеланий законных представителей и   рекомендаций ПМПК.

 

  1. Содержание программы
  2. Модуль «Азбука музыкального движения» — 15 часов

Теория— 3 часа.

Вводное занятие. Беседа о целях и задачах обучения, о правилах поведения, о правилах по технике безопасности при выполнении определенных движений, о форме одежды для занятий.

Практика – 15часов.

Изучение простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом, перестроение в геометрические (танцевальные) фигуры для свободной ориентировки в пространстве. Характер и строение музыки. Ритмический рисунок. Ритмические упражнения с музыкальным заданием.

1 занятие. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато, стаккато. Взаимосвязь движений и характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Музыкальная игра на запоминание движений

Занятие 2. Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах.

Занятие 3. Разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки.

Занятие 4. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении. Игровые танцевальные движения. Повторение.

Занятие 5. Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения. Игровые танцевальные движения

Занятие 6. Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз. Музыкальная танцевальная игра.

Занятие 7. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм.

Занятие 8. Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Умение выделить акценты, метрическую пульсацию, паузу.

Занятие 9. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.

Занятие 10. Умение определять музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.  Упражнения на ориентировку в пространстве. Музыкальная танцевальная игра.

Занятие 11. Элементарные перестроения и построения (круг, линия, диагональ и др.), ориентация в танцевальном зале.

Занятие 12. Закрепление.

Занятие 13-14. Подготовка к постановке музыкальной танцевальной игры.

Занятие 15. Итоговое занятие. Выполнение контрольных упражнений. Музыкальная танцевальная игра.

  1. Модуль «Ритмика» —  20 часов

Теория – 5 часов.

Техника безопасности. Игры на безопасное общение в микрогруппе. Питьевой режим во время занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений.

Практика – 15 часов

Занятие 1,2.  Общеразвивающие упражнения. Упражнения, способствующие физическому развитию детей, укреплению мышц, подвижности суставов, гибкости позвоночника.

Занятие 3. Общеразвивающие упражнения. Упражнения, способствующие физическому развитию детей, укреплению мышц, подвижности суставов, гибкости позвоночника. Игровые музыкальные упражнения.

Занятие 4. Выполнение физических упражнений под музыку. Музыкальное восприятие. Музыкальные игры с использованием физических упражнений.

Занятие 5, 6. Игровые упражнения. Координация движений, быстрота реакции, чувство ритма.

Занятие 7, 8. Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Занятие 9, 10. Развитие опорно-двигательного аппарата; тренировка дыхательной и сердечнососудистой системы; право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса; развитие сложной координации движений; расширение двигательного диапазона.

Занятие 11, 12. Развитие опорно-двигательного аппарата; тренировка дыхательной и сердечно — сосудистой системы; право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса; развитие сложной координации движений; расширение двигательного диапазона.

Занятие 13, 14. Танцевальные упражнения под музыку

Занятие 15. Контрольные упражнения по модулю. Игровые музыкальные упражнения.

  1. Модуль «Психогимнастика» — 20 часов

Теория – 5 часов.

Техника безопасности. Игры на безопасное общение в микрогруппе. Игровой тренинг «Цветовое восприятие». Игра «Калейдоскоп». Какого цвета звуки?

Практика – 5 часов  

Занятия 1, 2. Игры на развитие памяти и внимания. Музыкальные танцевальные игры.

Занятия 3,4. Игры на преодоление двигательного автоматизма. Музыкальные танцевальные игры.

Занятия 5, 6. Игры, способствующие успокоению и организации. Музыкальные танцевальные игры.

Занятия 7, 8. Игры на развитие выразительных движений. Музыкальные танцевальные игры.

Занятия 9-14.  Танцевальные игры-превращения. Музыкальные танцевальные игры.

Занятие 15. Выполнение контрольных упражнений. Урок – танцевальная игра.

  1. Модуль «Логоритмика» — 16 часов

Теория – 5 часов.

Техника безопасности. Техника безопасности при выполнении упражнений. Тренинговые упражнения на внимание и взаимодействие.

Практика- 15 часов.

Занятие 1,2. Образно-игровые движения.

Занятия 3, 4. Упражнения на координацию.  

Занятия 5, 6. Пальчиковая гимнастика. Комплекс ритмической гимнастики.

Занятия 7, 8. Динамические, танцевальные упражнения.

Занятия 9, 10. Пантомима. Игровые музыкальные упражнения.

Занятия 11, 12. Музыкальные рассказы. Игровая мотивация.

Занятия 13, 14. Игровые музыкальные упражнения. Импровизации.

Занятие 15. Итоговое занятие. Выполнение контрольных упражнений.  Игровые музыкальные упражнения.

  1. Модуль «Танцевальные связки, этюды» — 17 часов

Теория – 5 часов.

Техника безопасности во время выполнения упражнения. Основные позиции. Техника выполнения. Гигиена и внешний вид танцора. Викторина «Его Величество Танец».

Занятия 1-5. Партерный экзерсис.

Занятия 6-7. Движения по кругу.

Занятия 8 – 9 Экзерсис у станка.

Занятия 10 -11. Танцевальные движения. Промежуточная аттестация

  1. Модуль «Педагогическое сопровождение. «Ориентация в пространстве центра» —  10 часов

Цель:

Главной целью модуля по пространственной ориентировке является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве

Задачи:

 

  • формировать необходимые специальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентирования в нем;
  • развивать умение использовать сохранные анализаторы при ориентировке;
  • формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
  • развивать волевые качества личности;
  • развивать сенсорную сферу и познавательную деятельность обучающихся, направленные на формирование точных представлений о явлениях и предметах окружающей среды;
  • развивать пространственное мышление.

 

Модуль является основополагающей для успешной социализации обучающихся с нарушением слуха, а также необходим для успешного освоения академических знаний. В процессе освоения программы, обучающиеся осваивают не только умение ориентироваться в пространстве (комната, класс, улица и т.д.), но и в различных жизненных ситуациях. Это формирует у обучающихся осознание своих возможностей, поднимает самооценку и прививает чувство ответственности и самостоятельности.

Во время обучения на занятиях по пространственной ориентировке у слабослышащих обучающихся будут формироваться следующие ценности:

  • признание человеческой жизни и существования живого является величайшей ценностью на земле;
  • человек является частью природного мира — частью живой и неживой природы;
  • важным и необходимым является соблюдение здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом, социальном и нравственном здоровье;
  • направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви;
  • труд и творчество являются естественными условиями человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

С помощью комплексной коррекции у обучающихся закладываются и формируются не только определенные знания, умения и навыки, но и адекватные эмоции, ценностные отношения, необходимые для того, чтобы успешно осваивать основные учебные предметы, а также способы жизнедеятельности, соответствующие требованиям социума.

Личностные результаты

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса;
  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
  • воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • формирование установки на здоровьесбережение, на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;
  • владение основами самоконтроля, самооценки;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметы результаты:

  • овладение навыками ориентировки и мобильности в окружающей среде
  • умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (остаточное зрение осязание, проприоцепция, вестибулярный аппарат, обоняние).
  • овладение пространственными понятиями и представлениями об окружающей среде;
  • преодоление у обучающихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности.
  • умение переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.
  • умение словесно, чётко и ясно описывать обследованные объекты и маршруты.
  • овладение умениями использования техник и приемов передвижения со случайным и случайным сопровождающим.

 

Содержание модуля.

Практика – 10 часов

 

Занятие 1,2. Способы самостоятельного передвижения. Техника безопасности. Знакомство с центром.  Игровые упражнения.

Занятие 3,4. Роль остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния в пространственной ориентировке. Имитационные игры.

Занятие 5,6.  Самоконтроль произведенных движений. Танцевальные игровые упражнения.

Занятие 7,8. Дифференцирование звуков окружающего пространства. Музыкальное интонирование. Танцевальные музыкальные игры.

Занятие 9. Тренинговые упражнения на взаимодействие и движение в пространстве.

Занятие 10.  Тренинговые упражнения на взаимодействие и движение в пространстве. Итоговое занятие.

 

  1. Модуль «Педагогическое сопровождение. Ориентация в микрогруппе»

 

Цель:

Главной целью модуля по пространственной ориентировке в микрогруппе является формирование умений и навыков самостоятельной и совместной с ровесниками ориентировки в пространстве, умение общаться в группе сверстников во время занятий по образовательной программе, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве.

 

Задачи:

формировать необходимые социальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентирования в нем;

  • развивать умение использовать сохранные анализаторы при ориентировке;
  • формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах, страха общения со сверстниками;
  • развивать волевые качества личности;

Личностные результаты

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса
  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
  • воспитание умению общаться и формирование навыкам коммуникации;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты:

 

  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием в пространстве;
  • владение основами самоконтроля, самооценки;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметы результаты:

  • овладение навыками ориентировки и мобильности в окружающей среде;
  •  преодоление у обучающихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности;

преодоление страха общения со взрослыми и ровесниками.

Содержание модуля

 

Практика – 10 часов.

 

Занятие 1. Знакомство. Упражнение «Пирамида добра».

Занятие 2. Упражнение «Спрятанное слово».

Занятие 3. Упражнение «Конструктор».

Занятие 4. Упражнение «Интервью».

Занятие 5. Упражнение «Клубок».

Занятие 6. Упражнение «Корректор».

Занятие 7, 8.  Упражнение «Незнакомая планета».

Занятие 9. Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»

Занятие 10. Упражнение «Картина двух художников».

 

  1. Методические материалы

 

5.1. Рекомендации для педагогов при инклюзивном обучении детей с нарушением зрительной функции.

 

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды обучающихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих обучающихся о том, в чем именно они нуждаются.

В процессе обучения педагогу следует:

— использовать четкие указания;

— поэтапно разъяснять задания;

— учить последовательно выполнять задания;

— повторять инструкции к выполнению задания;

— демонстрировать уже выполненное задание

 

Способы оценки достижений и знаний обучающихся:

— использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

— ежедневная оценка с целью мотивации обучающегося к занятиям;

— акцентировать внимание на хороших оценках;

— разрешать повторить выполнить упражнение, с которым ученик не справился.

В организации учебного процесса необходимо:

— использовать вербальные поощрения;

— свести к минимуму наказания за невыполнение правил;

ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

— предоставлять детям права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; — игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

— разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

— осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья 

 

 

5.2. Перечень упражнений для проведения занятий по образовательному модулю «Педагогическое сопровождение. Ориентация в микрогруппе»

 

Тема Содержание Методическое обеспечение
1 Пирамида добра Коммуникация как условие интериоризации. Общеучебные УД. Логические УД.

Коррекция. Нравственно-этическая ориентация.

«Закончи предложение»,

«Слово-подсказка»,

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Нелепицы»

«Пирамида добра»

«Понравилось – не  понравилось»

2 Азбука морали Самоопределение. Постановка и решение проблемы.

Волевая саморегуляция. Нравственно-этическая ориентация.

«Мои достижения за неделю»

«Сосчитай»

«Смешанный рассказ»

«Перекрестное марширование»

«Логическая задача»

«Азбука морали»

«Понравилось – не понравилось»

3 Спрятанное слово Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Контроль.

Коммуникация как условие интериоризации.

«Мои достижения за неделю»

«Слово-подсказка»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Спрятанное слово»

«Взаимное уважение»

«Понравилось – не понравилось»

4 Конструктор Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Коррекция. Коммуникация как условие интериоризации.

«Мои достижения за неделю»

«Конструктор»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Нелепицы»

«Угадай по описанию»

«Понравилось – не понравилось»

5 Интервью Самоопределение. Логические, общеучебные УД. Постановка и решение проблемы. «Мои достижения за неделю»

«Слово-подсказка»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Подбери слово»

«Интервью»

«Понравилось – не понравилось»

6 Что такое хорошо и что такое плохо Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Контроль. Нравственно- этическая ориентация.

«Мои достижения за неделю»

«Мысль другими словами»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Спрятанное слово»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Понравилось – не понравилось»

7 Пара по образцу Самоопределение. Логические УД. Волевая саморегуляция.

Постановка и решение проблемы Нравственно- этическая ориентация.

«Мои достижения за неделю»

«Сосчитай»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Пара по образцу»

«Хороший поступок»

«Понравилось – не понравилось»

8 Корректор Самоопределение. Логические УД. Коррекция. Нравственно- этическая ориентация. «Мои достижения за неделю»

«Слово-трансформер»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Корректор»

«Плохой поступок»

«Понравилось – не понравилось»

9 Моя ромашка Самоопределение.

Общеучебные, логические УД.

«Мои достижения за неделю»

«Смешанный рассказ»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Графический диктант»

«Моя ромашка»

«Понравилось – не понравилось»

Логическая задачка Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Коммуникация как условие интериоризации.

Смыслообразование.

«Мои достижения за неделю»

«Вставь недостающий слог»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Хочу-могу-надо»

«Понравилось – не понравилось»

11 Хочу попробовать Самоопределение. Логические УД. Волевая саморегуляция.

Смыслообразование.

«Мои достижения за неделю»

«Поиск общего»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Говори»

«Хочу попробовать»

«Понравилось – не понравилось»

12 Анаграммы Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Коррекция.

«Мои достижения за неделю»

«Анаграммы»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Корректор»

«Понравилось – не понравилось»

13 Незнакомая планета Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Коммуникация как общение.

Коммуникация как кооперация.

«Мои достижения за неделю»

«Найди слово»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Незнакомая планета»

«Понравилось – не понравилось»

14 Картина двух художников Самоопределение.

Общеучебные УД. Коррекция. Коммуникация как кооперация.

«Мои достижения за неделю»

«Графический диктант»

«Логическая задача»

«Перекрестное марширование»

«Корректор»

«Картина двух художников»

«Понравилось – не понравилось»

15 Мы похожи – мы отличаемся Самоопределение.

Общеучебные, логические УД. Коммуникация как общение.

Коммуникация как кооперация.

«Мои достижения за неделю»

«Интеллектуальная разминка»

«Цифры и фразы»

«Ухо-нос»

«Мы похожи — мы отличаемся»

«Понравилось – не понравилось»

16 Цифры и фразы Самоопределение. Логические УД.

Коммуникация как общение. Общеучебные УД.

«Мои достижения за неделю»

«Интеллектуальная разминка»

«Цифры и фразы»

«Перекрестное марширование»

«Чувства»

«Понравилось – не понравилось»

17 Клубок Самоопределение. Логические УД.

Коммуникация как общение.

Коммуникация как условие интериоризации. Нравственно- этическая ориентация.

«Мои достижения за неделю»

«Слово-трансформер»

«Логическая задача»

«Ухо-нос»

«Клубок»

 

  1.  Обеспечения безопасности образовательного процесса

 

Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, — в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения, обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д.

 

Инструкция по технике безопасности для обучающихся

 

Общие правила поведения для обучающихся Центра устанавливают нормы поведения в здании и на территории учреждения.

Обучающиеся должны бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Центра и выполнять правила внутреннего распорядка:

    • соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины. В случае пропуска предупредить педагога;
    • приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь сменную обувь;
    • соблюдать чистоту в Центре и на территории вокруг него;
    • беречь здание Центра, оборудование и имущество;
    • экономно расходовать электроэнергию и воду в Центре;
    • соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других помещениях Центра;
    • принимать участие в коллективных творческих делах Центра;
  • уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих.

Всем обучающимся, находящимся в Центре, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать в речи нецензурную брань;
  • наносить моральный и физический вред другим обучающимся;
  • бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для игр;
  • играть в азартные игры (карты, лото и т.д.);
  • приходить в Центр в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения. Курить в Центре, приносить и распивать спиртные напитки (в том числе пиво), употреблять наркотические вещества
  • входить в Центр с большими сумками (предметами), с велосипедами, колясками, санками и т.п., а также в одежде, которая может испачкать одежду других посетителей, мебель и оборудование Центра;
  • приносить в Центр огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны;
  • пользоваться открытым огнём, пиротехническими устройствами (фейерверками, бенгальским огнём, петардами и т.п.);
  • самовольно проникать в служебные и производственные помещения Центра;
  • наносить ущерб помещениям и оборудованию Центра;
  • наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях;
  • складировать верхнюю одежду на стульях в вестибюлях 1-го и 2-го этажей;
  • выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений Центра;
  • находиться в здании Центра в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых мероприятий, занятий).

 

Требования безопасности перед началом и во время занятий:

  • Находиться в помещении только в присутствии педагога;
  • соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;
  • не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения;
  • поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
  • при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности;
  • размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание;
  • при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога;

 

Правила поведения во время перерыва между занятиями:

  • Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха.
  • Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр; — толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем; — употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством. — производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих
  • Во время перемен обучающимся не разрешается выходить из учреждения без разрешения педагога (тренера-преподавателя).

 

На территории образовательного учреждения:

  • Запрещается курить и распивать спиртные напитки в Центре на его территории.
  • Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.

 

Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий:

  • Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой.
  • Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся.
  • Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам).
  • При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть Центр через ближайший выход.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  • При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
  • В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью.
  • При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения.

Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара:

  • При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу.
  • При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения.
  • Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения.
  • По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам.
  • При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом.
  • Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на   случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.
  • Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

 

Правила поведения детей и подростков по электробезопасности:

  • Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети.
  • Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  • Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции.
  • Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности:
  • Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева;
  • Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом   корпусе.
  • При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети.
  • Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей.
  • Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током.)
  • Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. В случае возгорания электроприборов немедленно сообщите педагогу и покиньте помещение.

 

Правила для детей и подростков по дорожно-транспортной безопасности:

Правила безопасности для обучающихся по пути движения в Центр и обратно:

  • Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги.
  • Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках   на зеленый свет светофора. На нерегулируемый светофор установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны — может ехать нарушитель ПДД.
  • Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями.
  • Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо.
  • Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП — все должны остановиться; желтый — ВНИМАНИЕ — ждите следующего сигнала; зеленый — ИДИТЕ — можно переходить улицу.
  • Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности.
  • Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом — помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса.

 

Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство:

Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства:

  • наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
  • подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
  • от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения:

  • нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета.

Действия:

  •  не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет!
  •  не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место!
  •  воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета;
  •  немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения;
  •  зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета;
  •  по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора).

Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство:

  • убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство;
  • по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора);
  • немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы;
  • необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и обучающихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место.

Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.

 

  1. Система воспитательных мероприятий за рамками учебного плана*

 

В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д.

Мероприятия, организуемые для обучающихся объединения и их родителей
Сентябрь — Беседа «Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, террористической угрозы».

— Беседы «Безопасный маршрут в учреждение»

— Родительские собрания по профилактике экстремизма, правонарушений несовершеннолетних, информационной безопасности.

Работа семейного клуба выходного дня.

Октябрь — Мероприятие, беседы по формированию здорового образа жизни, профилактике вирусных инфекций, курения, алкоголизма и употребления ПАВ

— Открытая тренировка для родителей и детей.

Работа семейного клуба выходного дня.

Ноябрь — Беседы с родителями «О правилах безопасности при проведении массовых мероприятий и массовых мероприятиях»

День примирения. Игровая программа. Викторина

Работа семейного клуба выходного дня

Декабрь — Беседы по правилам поведения в зимний период, профилактике травматизма, преступлений против несовершеннолетних и дорожно-транспортных происшествий.

Конкурс на оформление спортивного зала «Новогодний переполох».

Работа семейного клуба выходного дня

Январь — Беседа по правилам техники безопасности (повторная)

«Новогодняя школа» для детей и родителей.

Февраль — Мероприятие, беседы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, юридических последствиях хулиганства, драки

заведомо ложных сообщений о террористической угрозе.

День защитника Отечества. Игровая программа

Работа семейного клуба выходного дня.

Март — Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профилактике курения, алкоголизма, употреблении ПАВ

«Наши мамы». Конкурсная программа для детей и родителей (мам)

Работа семейного клуба выходного дня.  

Апрель — Мероприятие, беседы по информационной безопасности.

«Здравствуй, весна!» Клуб общения детей и родителей.

Работа семейного клуба выходного дня

Май — Беседы по правилам поведения в летний период (безопасность при езде на велосипеде, правила поведения на воде, в лесу, профилактика солнечного удара, клещевого энцефалита)

Итоговый игровой вечер «Привет, лето!»

 

  1. Консультативная работа педагога с родителями

 

Актуальность педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями обусловлена тем, что члены такой семьи, зачастую, испытывают негативные последствия психической травмы после выявления у ребенка нарушений развития, трудности принятия особенностей ребенка и его индивидуального пути развития, дефицит информации об оптимальных направлениях помощи ребенку и необходимых психолого-педагогических знаний.

Задачи педагогической поддержки:

  • содействие созданию благоприятного эмоционального климата в семьях детей с особенностями развития;
  • формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка;
  • формирование конструктивной родительской позиции.

Данная помощь способствует решению проблем, возникающих в семье, воспитывающих особого ребенка через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений. Создание благоприятной развивающей среды для ребенка дома имеет важнейшее значение для его эффективного обучения и воспитания. Для этого родителям необходимы знания, способствующие пониманию особенностей и возможностей ребенка. Важно, чтобы члены семьи владели практическими навыками, позволяющими успешно выстраивать отношения с ребенком в процессе взаимодействия с ним. Команда специалистов, сопровождающая ребенка в образовательном процессе, выявляет запросы, потребности семьи и выстраивает маршрут взаимодействия с семьей, используя для этого оптимальные формы работы.

Педагогическая поддержка семьи предполагает следующие мероприятия:

  • тренинги,
  • семейные встречи «Клуба выходного дня»,
  • индивидуальные консультации с педагогом (при наличии – психологом).

 

Тренинги.

Целью групповых тренингов для родителей является формирование умений и навыков эффективного поведения, а также передача психологических знаний. Тематика занятий предполагает формирование у родителей следующих навыков:

— психической саморегуляции,

— эффективной коммуникации,

— планирования времени.

Занятия организуются 2 – 3 раза в месяц течение учебного года по запросу законных представителей.

Возможно взаимодействие с образовательным учреждением МАОУ СОШ № 69 города Тюмени, где в штатном расписании имеется психолог (договор о совместном сотрудничестве имеется).

 

«Клуб выходного дня».

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, сталкивается с большим количеством жизненных трудностей. У родителей сокращается возможность для отдыха, общения и разного рода социальной активности. Целью семейных встреч, организованных в рамках «Клуба выходного дня», является создание пространства для общения детей и родителей, организация совместного досуга, получение новой информации, впечатлений.

Встречи организуются 1 – 2 раза в месяц. Тематика мероприятий определяется запросом родителей. Это могут быть творческие мастер-классы, экскурсии, пикники, праздники, встречи с интересными людьми. Важным моментом является привлечение родителей не только к участию в мероприятиях, но и к их организации.

 

Индивидуальные консультации с педагогом (при наличии – педагогом-психологом).

Индивидуальные консультации педагога (при наличии педагога-психолога) осуществляются в большинстве случаев по запросу родителей. Проблемы, которые педагог помогает решить родителям, чаще касаются особенностей развития детей, вопросов обучения и воспитания, возрастных изменений, проблем поведения и эмоционального состояния, взаимодействия с окружающими и др.

Кроме этого, родители обращаются за помощью в решении личных проблем. Консультации могут быть как разовыми, так и носить характер цикла встреч. Некоторые родители не готовы открыто обсуждать проблемы ребенка и семьи. В этом случае работа с семьей начинается с помощи в формировании запроса, которую оказывает команда специалистов.

 

  1. Оценочные материалы. Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

С целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной программы, выявления их образовательного потенциала, определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки календарно-тематического планирования осуществляется текущий контроль успеваемости по программе.

Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся или его родителям по повышению успешности освоения программы. Текущий контроль проводится в форме опроса, проверочных заданий, выставки творческих работ и проектов, защита исследовательских работ, рефератов, проектов, педагогическое наблюдение, анализ достижений.

С целью определения уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы проводится промежуточная аттестация. Формы промежуточной аттестации определены учебным планом.

В ходе промежуточной аттестации устанавливаются следующие уровни достижения планируемых результатов: «выполнение», «не выполнение».

Сроки и формы сдачи промежуточной и итоговой аттестации

Общее количество

недель

Срок образовательного процесса Сроки промежуточной и итоговой аттестации Формы проведения аттестации

36 недель

с 1.09.2018 по 25 мая 2019 Текущая аттестация В течение учебного года отслеживается педагогом.
Промежуточная аттестация:

декабрь 2018

Выполнение контрольных упражнений
Итоговая

аттестация:

май 2019

Выполнение контрольных упражнений

Перечень упражнений для промежуточной аттестации:

Упражнения: 3 позиция ног; танцевальные шаги переменный, сочетание танцевальных шагов с ходьбой (могут быть другими, учитывая особенности обучаемого).

Подвижные музыкальные игры и эстафеты: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

Перечень упражнений для итоговой аттестации:

Упражнения: ОРУ, упражнения на равновесие, упражнение на растяжку, имитационные упражнения.

Подвижные игры и эстафеты: Комбинированная эстафета (составляется с учетом индивидуальных возможностей детей).

  1. Информационное и материально-техническое обеспечение программы

 

Нормативные документы:

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция о правах ребенка, 1989 г.
  3. Конвенция о правах инвалидов, 2006 г.
  4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями. 
  5. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» — Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247) 
  6. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н 
  7. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» —  Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. № 535) 
  8. «Об образовании в Российской Федерации» — Закон Российской федерации  от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  9. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» — Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 
  10. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082. 
  11. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) — Письмо Министерства образования Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901-6).
  12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06.
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»» (Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
  1. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

Для педагога:

 

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва, 1999г.
  2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 4-5

лет. -Москва,1983г

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика, Санкт-Петербург, 1997г.

4.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и

комбинации на середине зала. – М.,2004.

  1. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки «Потанцуй со мной дружок». Санк-

Петербург, 2010 г.

  1. Суворова Т. Танцевальная ритмика, Санк-Петербург,2004г
  2. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»-танцевально-игровая пластика для детей. Санкт-Петербург, 2007г.

 

Перечень Интернет-ресурсов для педагога:

 

  1. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия», http://www.infosport.ru
  2. Российская Спортивная Энциклопедия, http://www.libsport.ru/
  3. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». http://www.teoriya.ru/journals/.
  4. Научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» http://www.teoriya.ru/fkvot/

 

Для родителей:

 

  1. Антонов, А. И. Семья — какая она и куда движется [Текст]// Семья в России. — 1999. -№ 1-2. -С. 30-53.
  2. Боровая, Л.П.  Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей [Текст]// Социально-педагогическая работа. – 1998. – №6. – С. 59-63.  
  3. Воспитание слепых детей школьного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. — М.: Логос, 1993. — 78 с.  
  4. Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Сб. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — С. 67-75.  
  5. Морова, Н. С., Заболотских, О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] //Социальная педагогика в России. – 2012. -№3. –с.30-38
  6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Образование, 1995
  7. Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.: ВОС, 1989. — 76 с.
  8. Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.- 57 с.  
  9. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 137 с.