Автор: Хасанова Эльвира Ильшатовна

учитель начальных классов МБОУ «Многопрофильный лицей №185» г. Казани

Коллективная творческая игра «Прогулка по городу вежливости»

Коллективная творческая игра «Прогулка по городу вежливости»

Цель: создание благоприятной атмосферы в детском коллективе при взаимодействии друг с другом.

Задачи: 

-Научить детей оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (можно-нельзя, хорошо-плохо, верно-неверно и т.д.)

-Закрепить и обобщить понятие «вежливость».

-Развивать навыки общения, правильного применения «Волшебных слов», добрых дел на практике.

-Воспитывать у ребят чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение в личности другого человека.

Возраст: учащиеся 6-9 лет.

Обеспечение: плакат с объяснением «Вежливость – это…»; таблички в разных местах зала с названием улиц; карточка со словом «вежа»; шаблон детских лиц из бумаги, цветные карандаши, ноутбук, колонки, записи песен («Улыбка» — сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, «Настоящий друг» — сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Добрый жук» — сл. Е. Шварца, муз. А. Спадавеккиа).

 

Ход занятия:

  • Ввод в тему и в игровую ситуацию. 

 (Группа детей исполняют песню «Настоящий друг».

— Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали, 

Хоть были совсем незнакомы. 

— Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали? 

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. 

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)

— Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.

— Весь секрет в том, что только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

— Сегодня мы с вами совершим путешествие по городу «Вежливости». Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг-другу, подпевая, отправляемся в путешествия по станциям с разными названиями. (Звучит песня В. Шаинского на слова М. Плацковского «Улыбка». Учитель ведет детей к первой «улице»).

 

  • Улица «Неуважительная».

-Много славных дел ңдет вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают нас стойкими и весёлыми. 

— Как вы понимаете, что такое вежливость? (Ответы детей).

Давайте прочитаем объяснение этого слова на доске (читают). А как вы думаете, каких людей называют добрыми? Вежливыми? (Ответы детей.) 

 — Правильно. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом. А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

— До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску).  Вежа- от слов «ведать», «знать». Вежа- человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество- качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. 

(Под музыку входят герои -Мальвина и Буратино)

Мальвина: Здравствуйте, дети! 

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату): Здрасте! 

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино? 

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо? 

Мальвина (с обидой): Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? 

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать 

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! 

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю. 

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь- тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. И что плохого я сказал?

 Мальвина (обращаясь к ребятам): Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна «шутка» Буратино? 

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал? 

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого дружба может разрушиться.

 -Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. Отправляемся на улицу «Добрая». 

 

  1. Улица «Добрая». 

— Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. 

Добрым быть совсем, совсем непросто, 

Hе зависит доброта от роста, 

Hе зависит доброта от цвета 

Доброта- не пряник, не конфета. 

Если доброта, как солнце светит, 

Радуются взрослые и дети. 

(Дети исполняют танцевальный номер под песню «Добрый жук»).

 — Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему? (Ответы детей.) А давайте вместе решим задачи. 

Задачи: 

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки он допустил? (Ответы детей.) 
  2. Однажды Алёша ехал в автобусе. Он сидел у окна и с удовольствием рассматривая улицу. На остановке в автобус вошла женщина с ребёнком на руках. Как Алеше по ступить? (Ответы детей.) 
  3. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 книг. Одна из книг упала.

-У вас упала книга, -закричал мальчик, догоняя прохожего. 

Разве? — удивился тот.

 — Конечно, -объясняет мальчик, — у вас было 5 книг, а осталось 4.

 — Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, -сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правила, которые ты ещё не усвоил. Какие это правила? (Ответы детей.) 

  1. Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь? (Ответы детей.) 
  2. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь? (Ответы детей.) 
  3. Ты пришёл в магазин, чтобы купить тетради. Как ты обратишься к продавцу? (Ответы детей.)

 — Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми и внимательными. Отправляемся на следующую улицу. 

 

  1. Улица «Волшебных слов».

Игра «Не ошибись, пожалуйста»:

 — Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». 

— Встаньте, пожалуйста! — Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста…

— А теперь добавьте в строчки волшебные слова:

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). 

— Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день). 

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).

— Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте). 

— Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста). 

 

Игра «Волшебные слова»: 

Дети становятся в одну линию, по очереди говорят вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграл. 

 

  1. Улица «Культурная».

Многие ребята, к сожалению, очень грубы друг с другом, с родителями и учителями. Иногда в школе ведут себя хорошо, ну а после школы… Об говорит Агния Барто в своём стихотворении «Любочка». 

(Инсценировка стихотворения А. Барто «Любочка»). 

 

Игра «Вежливо или невежливо»: 

— Условия игры просты: 

Если вы со мной согласны, и поступок хороший, 

Не сидите, не молчите — хлопайте в ладоши. 

Ну, а если плох поступок, и не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно топайте ногами!

Если мест в трамвае нет, 

Не стоит покупать билет,

Всё равно ты едешь стоя, 

Лучше деньги сэкономить. 

Если стали вам грубить, 

Нужно вслед им нахамить. 

Если вам подарят книгу, 

Вы ответите: «Спасибо!» 

Если вы зашли в кино, 

А оно идёт давно, 

Нужно громко прокричать: 

«Кто посмел без нас начать?» 

Если кто-то вдруг случайно 

Вам на ногу наступил, 

Как бы он ни извинялся, 

Поступок этот не простим.

Если к вам пришла подруга, 

Вы представьте её другу. 

Если вам вдруг стало плохо, 

Нужно громко ахать, охать. 

Если ты пошёл гулять 

И оделся чисто, 

То домой прийти ты должен 

Хуже трубочиста. 

— Мы отправляемся на последнюю улицу-улицу «Хорошего настроения».

 

  1. Улица «Хорошего настроения».

 — Давайте вспомним, на каких улицах города Вежливости мы с вами побывали? Что вы нового для себя узнали? Где эти знания вам пригодятся? Понравилось ли вам наше путешествие? А какое у вас настроение? Сядьте за стол и нарисуйте своё настроение. (Дети делают рисунки и, показывая их друг другу, встают в круг). 

— Если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя, ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря! Ну что, ребята, чему мы сегодня научились? Что такое общение? Для чего люди общаются? А как вы научились общаться? 

(Звучит фонограмма песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Улыбка»).