автор: Целикова Ирина Александровна

воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Малышка»

Царство Вежливости и доброты

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников

«Путешествие в Царство вежливости и доброты»

(подготовительная группа)

Цель:

  1. Сформировать элементарные знания о нравственномповедении и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательноеотношение к окружающему.
  2. Совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.
  3. Сформировать у детей навыки вежливости.

Задачи:

  1. Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
  2. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)
  3. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливостьи дружеские отношения между детьми и взрослыми.
  4. Формировать у детей знания о правилах вежливого общения.
  5. Развивать логическое мышление, развивать диалогическую речь, умение рифмовать слова.
  6. Развивать у детей коммуникативные качества, понимание разнообразных вопросов и умение отгадывать загадки.
  7. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.

Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым, чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово», разучивание физкультминутки.

Актуальность: у детей в подготовительной группе формируется положительное отношение к взрослым, они ориентируются в нравственномсодержании своих поступков, умеют их использовать в общении.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация к занятию, изображение дерева без листьев, зеленые листочки для дерева из цветной бумаги, смайлики красного и зеленого цвета.

Ход занятия

Орг момент «Здравствуй»

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят в кругу:

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нас сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Здороваются)

Воспитатель: Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг. Воспитатель: ребята, встаньте парами. Давайте улыбнёмся друг другу, солнцу, гостям.

Воспитатель дает задание для каждой пары, после ответа пара идет садить на места

Воспитатель: Какие мы употребляем слова, встречаясь друг с другом?

1 пара поприветствуйте друг друга.

Воспитатель: 2 пара как мы можем поприветствовать друг друга вечером («добрый вечер»).

Далее педагог обращается к следующей паре («доброе утро»«добрый день»).

Воспитатель: Слово «здравствуйте» легко заменить словом «привет», но использовать его можно не всегда. (обращается к следующей паре)

— Кому можно говорить это слово?

-Как должен поступить человек, к которому обращено приветствие? (обращается к следующей паре)

-А какие вежливые слова можно использовать при расставании?

— Когда мы ещё используем вежливые слова(когда благодарим, просим прощение и т. д.) Назовите эти вежливые слова.

— Где мы должны использовать вежливые слова? (в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, в разговоре по телефону, то есть везде и всегда).

-С каким выражением лица и каким голосом следует произносить вежливые слова?

— Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливымвоспитанным(ответы детей).

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты»(Слайд 2)

— Ребята, проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?

— А поможет нам указать правильный путь вот это волшебное яблочко и серебряное блюдечко. (Слайд 3)

«Катись, катись, яблочко

По серебряному блюдечку,

Покажи ты мне на блюдечке

Города и поля,

И леса и моря,

И гор высоту,

И небес красоту.

Приведи нас в страну вежливости!

— Ребята, посмотрите, кажется, волшебные предметы указали нам неправильный путь. Мы попали в какое то мрачное место. (Слайд 4)

Королева Грубости:Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания. (Слайд 5)

Воспитатель: Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?

Нет. Тогда будем выполнять задания.

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? – (цветы) (Слайд 7)

— Вот видите, в Королевстве Грубости даже цветы растут грубыми и не красивыми. Нам надо постараться оживить полянку. Наше задание такое: нам нужно оживить цветик-семицветик добрых и вежливых слов и дел.

Если мы сможем вернуть все цвета цветку вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости. Каждый лепесток – это отдельное задание

1 Задание

«Выбери правильный путь» (2 стрелки) (Слайд 8)

Воспитатель: Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.

Налево пойдешь — грубить и драться ты начнешь

Направо пойдешь –сказочных героев найдёшь».

Воспитатель: Дети, какой путь мы с вами выберем? (ответы детей)

— Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.

Меняем цвет лепестка (Слайд 9)

2 Задание

Вежливая викторина (Слайд 10)

Воспитатель: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.

— Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал«Пустяки, дело житейское»(Карлсон) (Слайд 11)

— Кто говорил такие слова в мультфильме«Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши) (Слайд 12)

— Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрял в парадном проходе? (Винни –Пух) (Слайд 13)

— Кто в мультфильме пел:

Какой чудесный день!

Какой чудесный пень!

Какой чудесный я,

И песенка моя (Мышонок) (Слайд 14)

Вед: АХ, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова, дела важны?

Дела делами, а слова- словами.

Меняем цвет лепестка (Слайд 15)

Задание 3

Игра «Доскажи словечко» (Слайд 16)

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова, слова, употребляемые в приветствиях. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите (пожалуйста).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь,. (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого… (здоровья).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

— Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами! И я хочу вам пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми, чтобы никого не обижали, а если всё же кого-то нечаянно обидели, то всегда не стеснялись просить прощения. И тогда вас все будут любить, хвалить и с вами захотят дружить.

Меняем цвет лепестка (Слайд 17)

Задание 4

ФИЗКУЛЬМИНУТКА(Слайд 18)

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали:

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.

Меняем цвет лепестка (Слайд 19)

Задание 5

Игра «Вежливо – невежливо» (Слайд 20)

-Ребята, а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы поднимаете зеленый смайлик, а если нельзя – красный:

Мыть руки

Обижать друзей, родителей, животных

Чавкать за столом

Надевать грязную одежду

Есть руками

Уступать место пожилым людям

Не подстригать ногти

Приходить в гости без приглашения

Здороваться

Носить носовой платок

Бегать по автобусу

Брать без спроса чужие вещи

Умываться только вечером

Смеяться над другом

Чистить зубы

В общественных местах разговаривать тихо

Не подстригаться

Помогать пожилым людям

Приходить вовремя на спектакль

Быть вежливым

Ссориться.

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь — …

Сказать спасибо и пожалуйста — …

Повернуться к собеседнику спиной — …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его — …

Сказать ласковое, доброе слово — …

Пожелать доброго пути — …

Меняем цвет лепестка (Слайд 21)

Задание 6

«Скажи товарищу комплимент» (Слайд 22)

На свете много добрых и ласковых слов. А часто ли мы говорим их друг — другу? Я предлагаю поиграть в игру «Комплимент».

Воспитатель: Вот видите, как много мы знаем ласковых и добрых слов. Чаще их говорите друг — другу, от этого мир вокруг станет добрее.

Меняем цвет лепестка (Слайд 23)

Задание 7

А у дворцовых у ворот

Дерево добра растет(Слайд 24)

Налетел тут ветер вдруг

Закружил листву вокруг. (Слайд 25)

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите,

Листочки дереву верните. (Слайд 26)

Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)

Дети, можно ли ему помочь?

У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки называет вежливое слово и наклеивает листочек к дереву, только друг за другом не повторять!

Древо без листочков, распечатанное на бумаге, ребята подходят и наклеивают на него листья

Воспитатель: посмотрите, как дерево зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий.

Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.

Меняем цвет лепестка (Слайд 27)

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стал наш цветок. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки(Слайд 28)

Королева Грубости: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление Феи Вежливости) (Слайд 29)

Фея Вежливости: Ребята, спасибо вам за то, что меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. (Слайд 30)

Воспитатель: Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.

А сейчас Фея Вежливости напомнит нам

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Будь вежлив со своими товарищами.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Вежливый человек внимателен к людям. (Слайд 31)

Итог.

— И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа — основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым — обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет. (Слайд 32)