автор: Шабдарова Елена Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда», г. Норильск

Кружковая деятельность «Волшебный завиток.»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный завиток»

Пояснительная записка

 

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.


Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода                                к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и                         в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь                                             к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа курса  построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

«Волшебный завиток» – так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный завиток ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Актуальность программы – чем раньше ребёнок научиться владеть своими руками, мастерить поделки, проявлять творческий потенциал, тем проще он адаптируется                           в школе и сможет лучше осваивать учебный материал.

Работа в технике «квиллинга» как форма деятельности не используется в практике, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать                               в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие                                  в педагогическом процессе наравне со взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка «Волшебный завиток» – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Создать условия для формирования и развития творческих способностей у детей   посредством изготовления работ из бумажных полосок в технике «квиллинг».

Задачи:

Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
    • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
    • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать                                            в порядке рабочее место.

Оборудование и инструменты для кружка «Волшебный «квиллинг»: Оборудование:
— столы
-стулья
-мольберт
-доска
— плакаты
-образцы объектов труда
-инструкционные карты и схемы изготовления поделок
— инструкционные карты сборки изделий
— образцы изделий
— таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
Инструменты и материалы:

 — цветная бумага,
— гофрированный картон;
— картон белый и цветной,
— клей (наилучшим является клей ПВА),
— зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, 
-ножницы,
— карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
— салфетки,
— клеенка.

Программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет.

Срок реализации  – 6 месяцев

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут.

Формы проведения занятий кружка         

— индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

— групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

— коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Игровые приёмы: ·        

  • активизация и индивидуализация обучения;
  •  игры и игровые ситуации;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку; 
  • творческие работы и т.д.
  • оформление выставок детских работ с привлечением самих детей.

Освоение программы не сопровождается промежуточными и итоговой аттестациями.

Ожидаемые результаты: 

В результате обучения по данной программе обучаемые:

– сформируют общее понятие о квиллинге ;

научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

— научатся самостоятельно создавать композиции и игрушки;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Формы подведения итогов

регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и краевого значения.

Ценность кружковой деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Курс «Волшебный завиток» расширяет и дает ребенку дополнительные

возможности в познании окружающего мира.

 

Перспективное планирование

кружковой деятельности 

в подготовительной к школе группе.

 

Месяц Неделя Тема Цель
      Декабрь
 
1 неделя «Что такое квиллинг» (теоретическое занятие) Введение начинающих в тему квиллинга: знакомство с историей, с инструментами и основным принципом работы;
освоение элементарных приёмов техники квиллинга – скручивание простых плотных спиралей и  приклеивание их к основе.
2 неделя «Простые спирали» Закрепить умение скручивать простые спирали и приклеивать их к основе. 
3 неделя «Свободные спирали» освоение элементарных приёмов техники квиллинг – скручивание  свободных спиралей, приклеивание их к основе.
4 неделя «Разноцветная виноградная гроздь» составление простой композиции с элементами квиллинга (, плоды на дереве, гусеница и т.д.);
на 
Январь  1 неделя Композиция «Зайчик». Освоение базовой фигуры «капелька»;
поэтапное составление композиций. 
2 неделя «Зимний узор на окне». Продолжать освоение базовой фигуры «капелька»;
поэтапное составление композиций. 
Февраль 1 неделя «Снежинка» 

           

освоение базовых фигур «глаз» и «треугольник»;
МК на разные темы с использованием изученных форм –  «Снежинка»  «Забавные зверюшки»

«Золотая рыбка» (2 занятия)

2 неделя «Забавные зверюшки»  
3неделя «Золотая рыбка»  
4 неделя «Золотая рыбка» (продолжение)  
Март 1 неделя «Букет для мамы» Освоение форм «завиток» и «стрелка»;
создание панно и открыток с использованием всех изученных базовых фигур – «Узоры», , «», «».
2 неделя Изготовление рамки для фотографии   
3 неделя Изготовление рамки для фотографии (продолжение)  
4 неделя «Веточка мимозы»
Апрель 1 неделя «Бабочки» Изучение объёмной формы «конус»;
освоение принципа создания объёмных фигурок из скрученной бумаги;
создание объёмных композиций.
2 неделя «Бабочка»  
3 неделя «Забавные улитки»  
4 неделя «Светофор  
Май 1 неделя «Узоры» Закрепление всех полученных навыков – коллективная работа по созданию объёмных фигур.
2 неделя «Барашек»       
3 неделя «Ваза»   
4 неделя «Шляпка»  

 

Литература:

  1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982
  2. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000
  4.  Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
  5. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006256 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- «Просвещение», Москва 1991.
  7.  Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-«Просвещение», Москва 1982.
  8.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- «Искусство в школе», Москва 1995
  9. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  10.  С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.