автор: Шевляк Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Краснодар основная общеобразовательная школа № 7 им.Е.Д.Бершанской

Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»

УТВЕРЖДАЮ
Директор _______ Леицкая И.Г.
00.00.000
                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар основная общеобразовательная школа № 7 имени Е.Д.Бершанской

Программа факультативного курса по русскому языку

«Занимательная грамматика»

Уровень образования (класс)  основное общее образование, 5 класс

Учитель русского языка и литературы    

Шевляк Ирина Алексеевна (высшая квалификационная категория)

2019-2020 учебный год

 

  1. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со  школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. 

 

  1. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие: 

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

         Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

         Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:  

  • занимательность; 
  • научность;  
  • сознательность и активность; 
  • наглядность;
  • доступность; 
  • связь теории с практикой.

         Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. 

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.

 

  1. Формы проведения занятий:
    • лекции;
    • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
    • анализ и просмотр текстов;
    • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

  1. Основные методы и технологии:
    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Описание места курса  в учебном плане.

          Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5-х классов.

VII.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

           Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых  результатов освоения программы

           Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

           Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.

           Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

VIII. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 5-го класса.

Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

— основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

Учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

— подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

— различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

— пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

  1. Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов).

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».

Практическая часть:  Обучение произношению слов с  соблюдением орфоэпических норм.

Тема  2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

Тема  3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». 

Практическая часть: Составление транскрипций.

Тема  4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». 

Практическая часть: Развитие фонематического слуха.

Тема  5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы.

Практическая часть: игра «Проставь ударение».

Тема  6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Практическая часть:  Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.  Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи.

Практическая часть:  Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов).

Тема  8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Практическая часть:  Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей.

Практическая часть:  Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.  В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами — омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова.

 Практическая часть: Практическая работа по созданию небольших текстов с использованием омонимов.

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. 

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте. 

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  

Практическая часть: Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.  «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. 

Практическая часть: Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14. Об одном и том же — разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. 

Практическая часть: Работа со словами — синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». 

Практическая часть: Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.  Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы».

Практическая часть:  Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.  Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Практическая часть: Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.  Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».

Практическая часть:  Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.  Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Практическая часть:  Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.  «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

Практическая часть:  Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.  Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.

Практическая частьПрактическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха, ни пера»

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». 

Практическая часть: Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. 

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

 Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. 

Практическая часть: Работа со  словарем.

 Тема 25Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

Тема 26.  Паронимы или «ошибкоопасные»  слова.(1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. 

Практическая часть:

Тема 27. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.

Практическая часть:  Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 28.  Словарь — грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. 

Практическая часть: Работа с орфографическим словарем.

Тема 29.  Королевство ошибок.

 

 Виды ошибок.

 

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок.       

Театрализованная постановка ситуаций. 

Тема 30. В Стране Сочинителей

Рифмы. 

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках

Тема31.   Анаграммы и мегаграммы.

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве.

 

 Практическая часть: работа с примерами.

 

Тема32. Шарады и логографы. 

 

Происхождением шарад и логогрифов. 

 

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

Тема 33-34.  КВН по русскому языку.

Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

  1. Материально-техническое обеспечение курса.

Печатные пособия:

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
  2. Арсирий  А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст]  : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
  3. Арсирий А. Г.  Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст]  : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
  4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]  : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
  5. Бетенькова  Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст]  : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
  6. Бетенькова  Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] :  / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа,  1996.
  7. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст]   : / В. М. Бурмако. — М. : Просвещение, 1991.
  8. Волина,  В.В. Веселая грамматика[Текст]  : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
  9. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др.  — М.: Просвещение, 1996.
  10. Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии  [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение,  1991.
  11. Григорян  Л.Т. Язык мой — друг мой [Текст] : / Л. Т. Григорян.  — М. : Просвещение,1974.
  12. Занимательная фонетика на уроке и после [Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса:  Росстани — на- Каме, 1994.
  13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост. М.П.Лукашек. — Минск,  1980.
  14. Зарецкий  А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. — М. :Учпедгиз, 1961.
  15. Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке [Текст]: / В. А. Иванова З.А.,  Пошиха Д. Е. Розенталь. — СПб: Отделение изд-ва «Просвещение», 1995.
  16. Канакина В. П.  Радость познания в слове [Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение,  1996.
  17. Мережинская  Е.Х. Занимательная грамматика [Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
  18. На берегах Лингвинии [Текст] : / Под ред. Л.Д. Чесноковой. — М. : Просвещение,  1996.
  19. Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика [Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата,  1973.
  20. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку [Текст] : / А. О. Орг.   — М. : Просвещение, 1994.
  21. Постникова И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика — это интересно [Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.

 

Технические средства обучения: 

  1. Компьтер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Принтер.

 

Цифровые и электронно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.1september.ru
  2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru
  3. http://www.ucheba.ru — Образовательный портал «УЧЕБА»
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – http://www.vschool.km.ru Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

 

Тематическое планирование     (34 часа) 

Тема занятия Количество часов
Фонетика и орфоэпия      (7 часов)
1 Что такое орфоэпия? 1
2 Что такое фонография или звукозапись? 1
3 Звуки не буквы! 1
4 Звучащая строка. 1
5 Банты и шарфы. 1
6 «Пигмалион» учит орфоэпии. 1
7 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1
Лексикология    (27 часов)
8 Имена вещей. 1
9 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1
10 В царстве смыслов много дорог. 1
11 Как и почему появляются новые слова? 1
12 Многозначность слова. 1
13 «Откуда катится каракатица?». О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1
14 Об одном и том же — разными словами. 1
15 Как возникают названия. 1
16 Слова – антиподы. 1
17 Фразеологические обороты. 1
18 Словари «чужих» слов. 1
19 Капитан и капуста. 1
20 «Он весь свободы торжество». 1
21 Мы говорим его стихами. 1
22 Слова, придуманные писателями. 1
23 Слова уходящие и слова – новички. 1
24 Словарь языка Пушкина. 1
25 Смуглая Чернавка. 1
26 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1
27 Какой словарь поможет избежать ошибок? 1
28 Словарь — грамотей. 1
29 Королевство ошибок. 1
30 В Стране Сочинителей. 1
31 Анаграммы и мегаграммы. 1
32 Шарады и логографы. 1
33-34 КВН по русскому языку. 2
Итого 34 часа 

 

         

 

Согласовано

Протокол заседания 

методического объединения учителей

 от 00.00.0000 №00.

 

Согласовано

Зам. Директора по УВР______________Л.И.Игнатенко

00.00.0000