Технологическая карта урока русского языка «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

автор: Шевляк Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Краснодар основная общеобразовательная школа № 7 им.Е.Д.Бершанской

Технологическая карта урока русского языка «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя Шевляк Ирина Алексеевна.

Класс: 5

Дата: 

Предмет: русский язык

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; развивать умения правильно употреблять их в своей речи, сопоставлять, анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы.

Задачи урока:

образовательная: находить существительные, которые имеют только форму единственного числа; употреблять указанные существительные в речи; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный; 

развивающие: развитие способностей к самооценке на основе  наблюдения за собственной речью. Развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.  Развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

воспитательные: развитие способностей к самооценке на основе  наблюдения за собственной речью. Развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.  Развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

деятельностная: создание  условий для усвоения темы, развитие  готовности мышления к усвоению новых  способов деятельности, развитие мыслительных  операций обучающихся.

Характеристика этапов урока

Этап урока Цель Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Активизировать внимание учащихся, настроить на работу . Ребята, у вас хорошее настроение? Чтобы хорошо учиться, учиться надо весело. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Откройте тетради,  запишите число, «Классная работа». Беседа Фронтальная Вступительное слово. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветствие.  Подготовка рабочих мест к уроку. Приветствие учителя.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Выполнение задания.

 На слайде высвечивается предложение:

  У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!”

Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?

Проблемный, эвристический метод. Индивидуальная Дает задание на повторение пройденного материала. 

Ставит задачу: выписать слова, данные на экране, образовав форму единственного и множественного числа.

Выполняют задание: образуют форму единственного и  множественного числа существительных. 

Сталкиваются с проблемой: не у всех имен существительных получилось образовать форму множественного числа. 

Выявление места и причины затруднения Анализ учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности.

Обобщите свои знания о существительном, включая новые сведения. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  • Познакомиться с…; 
  • Учиться находить… и правильно использовать… .
Проблемный метод, эвристический. Фронтальная. Выясняет: все ли получилось. 

Ставит задачу определить тему  урока. 

Создает ситуацию успеха.

Предлагает ученикам определить и поставить перед собой цели и задачи данного урока.

Делают вывод: в русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Определяют тему урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Определяют цели и задачи урока.

Построение проекта выхода из затруднения Выбор способа и средств их реализации. Знакомство с правилом: «Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Они обозначают предметы, понятия, которые нельзя сосчитать». Проблемный метод. Фронтальная. Задает вопрос: каким образом можно избежать ошибок в выполнении заданий по этой теме?

Знакомит с правилом (слайд презентации)

Приходят к выводу: нужно изучить правило.

Изучают правило, представленное в презентации.

Реализация построения проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. На доске написаны слова: 

Дерево, доброта, горы, засуха, молодёжь.  

Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Скажите, как  отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа? Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только единственного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.

Эвристический метод. Фронтальная. Формируют умение выделять существительные, имеющие форму только множественного числа. Пытаются  образовать от существительных две формы числа. Если форма множественного  числа не образуется, приходят к выводу что это существительное употребляется только в форме единственного числа. Выписывают эти существительные, подбирают аналогичные примеры.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия. Упражнение 1.

Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!

 Внимательно прочитайте предложения. Из каждого предложения выпишите слово, которое соответствует теме сегодняшнего урока.

Проблемный метод. Коллективная, индивидуальная. Ставит задачу: выписывать существительные, которые имеют форму только единственного числа; Читают задание, обсуждают его коллективно. Индивидуально работают в тетрадях.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Применение нового знание в типовых заданиях. Упражнение 2. Задание по вариантам (слайд презентации). 

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна.

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство.

Справка: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением  (белый – черный, бег – ходьба).

Исследовательский, проблемный метод. Индивидуальная. Организует самостоятельную работу учащихся.  Выполняют работу самостоятельно с проверкой по эталону.
Упражнение на релаксацию Снижение эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня  активации, обеспечивающего требуемый уровень работоспособности Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Компенсаторно-нейтрализующий прием. Фронтальная. Проводит упражнение на релаксацию. Выполняют упражнение на релаксацию.
Включение в систему знаний и повторение Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. Учащиеся разбиваются  на две группы: мальчики и девочки

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак.

Проблемный метод. Работа в группах. Организует работу в группах. Учащиеся свободно передвигаются по классу и общаются в группах.

Примерные ответы:

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи – …

Молоко, творог, сметана и редис – …

Рефлексия учебной деятельности Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Какую часть речи мы изучали на уроке?

– В чем особенность изученных нами группы существительных?

– Какую цель мы ставили сегодня?

– Мы её достигли?

Проанализируйте результаты своей деятельности на уроке (по слайду презентации).

Продолжите предложения:

На уроке я понял (а)…

Мы научились…

Наибольший мой успех…

Я испытал (а)следующие трудности…

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Оцените свою работу при помощи карточек: хорошо – зеленый цвет, красный – надо поработать. 

Приём «Незаконченные предложения». индивидуальная Организует работу по рефлексии учебной деятельности.

Даёт домашнее задание (упр389, §94), проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. 

Оценивает деятельность детей на уроке.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Записывают в дневник домашнее задание. 

Оценивают свою работу на уроке.

Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС В ходе урока будут развиваться УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) дл

Ресурсы, оборудование и материалы Компьютер, проектор, слайдовая презентация, учебник, рабочие тетради.
Список учебной и дополнительной литературы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2012. 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://www.uroki.net   

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru/subjects

Дидактическое обеспечение урока  Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015

Мультимедийная презентация.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы Технология деятельностного метода обучения, технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ-технологии.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений Нет
Дополнительная необходимая информация

 

Технологическая карта урока русского языка «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».
Пролистать наверх