автор: Шевляк Ирина Алексеевна
учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Краснодар основная общеобразовательная школа № 7 им.Е.Д.Бершанской
Технологическая карта урока русского языка «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя Шевляк Ирина Алексеевна.
Класс: 5
Дата:
Предмет: русский язык
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; развивать умения правильно употреблять их в своей речи, сопоставлять, анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы.
Задачи урока:
образовательная: находить существительные, которые имеют только форму единственного числа; употреблять указанные существительные в речи; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный;
развивающие: развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. Развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
воспитательные: развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. Развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного
материала |
Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности |
Активизировать внимание учащихся, настроить на работу . | Ребята, у вас хорошее настроение? Чтобы хорошо учиться, учиться надо весело. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». | Беседа | Фронтальная | Вступительное слово. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветствие. | Подготовка рабочих мест к уроку. Приветствие учителя. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Выполнение задания.
На слайде высвечивается предложение: У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили? |
Проблемный, эвристический метод. | Индивидуальная | Дает задание на повторение пройденного материала.
Ставит задачу: выписать слова, данные на экране, образовав форму единственного и множественного числа. |
Выполняют задание: образуют форму единственного и множественного числа существительных.
Сталкиваются с проблемой: не у всех имен существительных получилось образовать форму множественного числа. |
|
Выявление места и причины затруднения | Анализ учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения.
Постановка целей учебной деятельности. |
Обобщите свои знания о существительном, включая новые сведения. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
|
Проблемный метод, эвристический. | Фронтальная. | Выясняет: все ли получилось.
Ставит задачу определить тему урока. Создает ситуацию успеха. Предлагает ученикам определить и поставить перед собой цели и задачи данного урока. |
Делают вывод: в русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Определяют тему урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Определяют цели и задачи урока. |
|
Построение проекта выхода из затруднения | Выбор способа и средств их реализации. | Знакомство с правилом: «Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Они обозначают предметы, понятия, которые нельзя сосчитать». | Проблемный метод. | Фронтальная. | Задает вопрос: каким образом можно избежать ошибок в выполнении заданий по этой теме?
Знакомит с правилом (слайд презентации) |
Приходят к выводу: нужно изучить правило.
Изучают правило, представленное в презентации. |
|
Реализация построения проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | На доске написаны слова:
Дерево, доброта, горы, засуха, молодёжь. Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа? Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только единственного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры. |
Эвристический метод. | Фронтальная. | Формируют умение выделять существительные, имеющие форму только множественного числа. | Пытаются образовать от существительных две формы числа. Если форма множественного числа не образуется, приходят к выводу что это существительное употребляется только в форме единственного числа. Выписывают эти существительные, подбирают аналогичные примеры. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия. | Упражнение 1.
Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита! Внимательно прочитайте предложения. Из каждого предложения выпишите слово, которое соответствует теме сегодняшнего урока. |
Проблемный метод. | Коллективная, индивидуальная. | Ставит задачу: выписывать существительные, которые имеют форму только единственного числа; | Читают задание, обсуждают его коллективно. Индивидуально работают в тетрадях. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового знание в типовых заданиях. | Упражнение 2. Задание по вариантам (слайд презентации).
В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Правда, бедность, горе, старость, белизна. В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство. Справка: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). |
Исследовательский, проблемный метод. | Индивидуальная. | Организует самостоятельную работу учащихся. | Выполняют работу самостоятельно с проверкой по эталону. | |
Упражнение на релаксацию | Снижение эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня активации, обеспечивающего требуемый уровень работоспособности | Упражнение «Задуй свечу»
• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз. |
Компенсаторно-нейтрализующий прием. | Фронтальная. | Проводит упражнение на релаксацию. | Выполняют упражнение на релаксацию. | |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. | Учащиеся разбиваются на две группы: мальчики и девочки
Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты. Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. |
Проблемный метод. | Работа в группах. | Организует работу в группах. | Учащиеся свободно передвигаются по классу и общаются в группах.
Примерные ответы: Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи – … Молоко, творог, сметана и редис – … |
|
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Какую часть речи мы изучали на уроке?
– В чем особенность изученных нами группы существительных? – Какую цель мы ставили сегодня? – Мы её достигли? Проанализируйте результаты своей деятельности на уроке (по слайду презентации). Продолжите предложения: На уроке я понял (а)… Мы научились… Наибольший мой успех… Я испытал (а)следующие трудности… Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Оцените свою работу при помощи карточек: хорошо – зеленый цвет, красный – надо поработать. |
Приём «Незаконченные предложения». | индивидуальная | Организует работу по рефлексии учебной деятельности.
Даёт домашнее задание (упр389, §94), проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Оценивает деятельность детей на уроке. |
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Записывают в дневник домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке. |
|
Дополнительная информация | |||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | В ходе урока будут развиваться УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления; коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) дл |
||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер, проектор, слайдовая презентация, учебник, рабочие тетради. | ||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2012. |
||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.uroki.net
http://festival.1september.ru/subjects |
||||||
Дидактическое обеспечение урока | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015
Мультимедийная презентация. |
||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология деятельностного метода обучения, технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ-технологии. | ||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Нет | ||||||
Дополнительная необходимая информация |