Опыт работы “Параллельное преподавание предметов “Азбука” и “Ужуглел”

автор: Монгуш Жанна Николаевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Барлык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Опыт работы “Параллельное преподавание предметов “Азбука” и “Ужуглел”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Барлык Барун-Хемчикского кожуна Республики Тыва» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы учителя начальных классов МБОУ СОШ с.Барлык

Монгуш Жанны Николаевны

«Параллельное преподавания предметов «Азбука» и «Ужуглел» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барлык-2019г

Опыт работы учителя 

«Параллельное преподавание   предметов «Азбука» и «Ужуглел»

Языковая ситуация в Республике Тыва характеризуется различием в  объеме  общественных функций русского и тувинского языков. Русский язык как государственный используется во всех сферах общественной жизни с максимальной интенсивностью, однако этого нельзя сказать о тувинском языке. В то же время тувинский язык широко функционирует в социально- культурной и социально- бытовой сферах общества республики. Наблюдение учителей и методистов  показывают, что  по разным социальным причинам  в сельской  местности большой процент детей 6-7 лет, поступающих в школу, не владеют русским языком и не  посещают  детские дошкольные учреждения,  поэтому актуально значимой остается  задача обучение русскому и тувинскому языкам на основе сбалансированного тувинско- русского двуязычия, разработка и апробация новых учебных методов и приемов обучения русскому языку с опорой на тувинский язык с использованием современных методик. Потому что, по-настоящему нормально  двуязычие развивается  в случае , если хотя бы на одном языке человек может выразить любую свою мысль в адекватной форме.

Для решения проблемы двуязычия в 1 классе я считаю , что преподавания  предметов  «Азбука» и «Ужуглел» должно идти параллельно т. к овладение вторым языком есть период когда родной язык  влияет  на изучаемый второй язык. Именно таким периодом является 1 класс, где формируется и развивается техника беглого и осмысленного чтения. Например при изучении звуков А, л. Сначала составляем слоги, потом слова , предложения на родном языке, с этими же буквами составляем слоги, слова , предложения на русском языке.

УЖУГЛЕЛ                                                             АЗБУКА

                                                   А,Л

А-аа,  ал-аал, ла-лаа, а-ла

ал,аал, ала, Алла.                                                  Ал-ла, Алла.

Алла, ала лаа ал. Алла ал.

 

                                                  О

О-оо, ол-оол, ло-лоо, ол-ла, оол.                          Ол-ло,   ло-ла.            

Ол оол. Ол ала лаа. Ол аал. Аал ол.                     Лоло, алло.

 Алла, лаа ол.                                                         Лоло, алло! Алла, алло!

 

                                                  М

Ам-аам, ом-оом, ма-маа, мо-моо, а-ма                    ам-ма, ом-мо

Ма, мал, моол, лама.                                                мама, мал, мала, лом.

Ол ала мал. Ол моол лама. Ол моол аал.             Мама, Амаа мала. Мама, Лоло

Амаа, мал ол. Оол, ма лаа.                                     мал. Алла мала.                

 

                                                              С

Ас-аас, са-саа,  ос-оос, со-соо                      ас-са, ос-са

Сал, саал, сол, соол, сома, салаа, ас              сам, сама, оса, масло, соло, сало,                      

аас, маас, моос, сам,                                       масса. Мама, Сома сам мал. Алла                                                             

Лоло, маа ас. Сома, маа сал.                         сама мала.

Ол маас. Ол моол сам. Ол салаа.

                                                     

                                                   Н  

На-наа, но-ноо, ан-аан,он-оон                       На-ан, он-но.

Нам, ном, сан, он,  Санаа,                              Нас, нам, нос, сон, он, она, оно,

Сонамаа, мана, манаан, манаал                     Нонна, Анна, на

сана, санаан, санаал, оон, моон                      Нонна, она сама мала. Сонам, он

 Сонам сан санаан.Сонама мал                      сам мал. Анна мала.

санаан. Амаа ном санаан. Оон  моол

оол санаан.  Нонна он салаа санаан. 

А Анна манаан.

 

                                                             Ч

Ча-чаа, чо-чоо, ач-аач, оч-ооч                          Ча-ач, оч-чо.

Ача, ачам, ча, чан, чаан, чон, чоон                  Час, Чамаа, Чалаа, Олча               

чам, час, чоос, чол, Чалаа, Олча, Чамаа

Чалаа ном номчаан. Олча чоос санаан.

Чамаа манаан. Ол чаан.                    

 

                                                     Ы

Ы- ыы, лы-лыы, сы- сыы, ны-ныы                   Лы-ыл, ым-мы, сы-ыс, ны-ын,    чы-чыы                                                                      ыч-чы

Чыл, сын, сыын, малчын, аалчы, сыынчы      Мы, мыло, мыла, мыл, сын.

манчы, малчы, салчы, саанчы, чалыы, чыл,       мылом, сына.       

чылан, ланчыы.                                                      Мама мыла нас мылом. Сынаа

Ачам – сыынчы. Сынаа чалыы малчын.             мыл нос. Олча мыла сына.

Ачам малчынны  чалаан. Ол аалчы.                      Она мыла мылом.

Олча- саанчы. Намчыл- сыынчы.

Чалаа- аалчы. Чамаа- малчын.

 

                                                            У

У-уу, лу-луу, су-суу, му-муу,ну-нуу             ул-лу, ум-му, ус-су, ун-ну, уч-чу

чу-чуу

Ул,улу, солун, сула, чун, улус,суму,            Ум, сумма, луна, луч, Алсу, Мусса

чону, мону , суун, солу, номчу, номну          Муму ,

Солаан солун номну номчаан.                      У Алсу сын. Он мал. У сына мыло.

Малчын чаа солун  номчаан.                           У мамы  масло.

Ма, Олча  сула. Оон маа сал.

Намчыл, ол сула суун ма ал.

 

                                                   Р

Ра-раа, ро-роо, ры-рыы, ру-руу.                 Ар-ра, ор-ро, ур-ру, ыр-ры.

Ары, чары, чуру, чаар, ыры, орун             Рана, рано, рама, роса, сыр, мусор,

арын, олар, улар, чонар, чанар,                  раса, нора, нара, Рома, Роман, Лора

суур, чору, ынаар-мынаар                             Лара, Мара, Сара, Урана.

Рома ылым- чылым олураал.                      У Ромы  Муму . А  у Муму сыр.

Лора  чаа  ыры ырлаар.Урана                     У Сары мусор. Мусор у нары.                  

чарлаар. Оон чанар.

 

                                                   И

И-ии, ли-лии, ми-мии, си-сии, ни-нии    Ил-ли, ми-им, си-ис, ни-ин, чи-ич,

чи-чии, ри-рии                                           ри-ир

 

Ис, исчи, им, имир, сиир, чиир,силос       Мир, рис, ирис, сила, лиса, мимо

чимис, рис, ирис, Мира,  Чинчи               число, они,  сани, Римма, Мира, Ира, Алиса, Амир Нина                                      силос, Амир,  Нина, минус, мина.

Чинчи  чимис чыыр. Алиса  манаар.           синус, осина, сосна У Риммы ирис.                                     

                                                                       У Миры число. У осины лиса. У

Мал силос чиир. Амир силос чыыр.      лисы нора. У Нины сани. Ира у сосны.

 Нина саар.  

 

                                                Э

Э-ээ, эл-ээл, эм-ээм,эн-ээн, эч-ээч              эл-лэ, эм-мэ, эс-сэ, эр-рэ

эр-ээр                                                                  Эмма, Элла, эра, мэр

Эл, эм, эр, мээ, сээ,эмчи, эмни, эмнээн,         У Эммы ирис. У Эллы мыло.       

эмнээр, ээ, ээлээр, ээлээн,                      

 ээриил, эриир, Эмма.   

Эмма аараан. Элла- эмчи.

Элла Эмманы эмнээр.

Ол ам  эм алыр. 

                                                е

Ле,ме, се, че, не, ре                                 ел-ле, ме-ем, се-ес, не-ен, ре-ер

Мен, сен, мени, сени, эмчилер,             Село, лес, мера, семена, манера, ел,ела,

эмчилерни, сери, серээ,сес,                   ели, ем, мел, мена, сено, несу, сел,села,

селеме, серээ, чем, чемненир,             сели. У леса село. У Лены мел. Серен сел

чел, Серен, Чечена, Лена                        на нару.

Серен,  Чечен чемненир . 

Оон Чечена

серээ чуур.

 

                                           Ш

Ша-шаа, шо-шоо, ши-шии,                     Ша-аш, шо-ош,ши-иш,шу-уш,шы-ыш

Шу-шуу,шы-шыы                                        Шар,шары,шаман,ширма, шалаш,  

Шала, шары, шар, шору,шуру                 машина, шил, шила, шили, у-шу,

шаар,шоор, шынчы, шынаа,                      Маша,Миша.

шооча, шээр,шимээн, шимээр,                  У Маши шары. У Миши машина.

Шаалы, Шеми                                             Шаалы- шаман.У леса шалаш.

Шаалы- шынчы оол.  Ол шары мунар.

  Шынаа чаны сериин. Шээр мал чор.

Миша мал сурер.                  

                                                Д

Да- даа, до-доо. ды-дыы, ди-дии                      Да-ад, до-од, ди-ид, ду-уд, де-ед

де-дээ, ду-дуу.                                                   Дама, дам, дым, дом, дар, дача,

Даш, дааш, дис, диис, ында, оолдар,              доча, народ, дед, деда, дело, дни

шилде, наадым, демир, дидим, аал-аалдар,     дела, одно, одна, одни, думал,

мал-малдар  , даалы                                          думали, думала, доллар, дно, Дима                                                                                             

Даш-оол дидим оол. Ол наадымда мал мунар.   Даша, сидел, сидела, сидели.

Наадым солун. Даш-оол мурнааш 1 черни      У Даши дом. У дома дача.

алган. Ону малчын аалынче чалаан.                Дима сидел у дачи. Даша одна

                                                                            сидела  у дома. Они думали о маме.

                                                                            Один дед. Одна дама. Одно село.

                                                        Б

Ба- баа, бо-боо, би-бии, бы-быы                    ба-аб, бо-об, би-иб, уб-бу, бы-ыб

бе-бээ , бу-буу                                                   баба, баран, барабан, бусы, банан

бала, балааш, балды, бичии,                            ребус,Борис,был, была, были

бода, бодаан, бодаар,бол, боду,                     брал, брала, брали, собирал,

                                                                           собирала, собирали, реши,                  

                                                                         решил, решила, решили.

                                                                У Бориса банан. У   бабы бусы.  Анна

                                                                                                                              

буур,  Бады, Бады-оол                            Бады был у деда. Борис, Биче                                                                                                

Биче-  оол сан бодаар. Бады мал                     .

чуруур. Бичии Бурбу буур чуруур                 

                                                        

                                                           г

га-гаа, го-гоо, гу-гуу, гы-гыы          га-аг, го-ог, гу-уг, гы-ыг

ги-гии, ге-гээ                                   Гора, горе, рога, год, гриб,

Арга- арыг, арган, агаар,                               

дугаар, чагаа, чугаа, шагаа

адыг, оглу, болган, сарыг,

улуг, суг, чадыг, чидиг,

бочаг, дагаа, дага, суг,далган

дарга, доруг

 Доруг мал бар.

 

                                           

                                                В

Ва- ваа, во- воо, вы-выы, ви-вии   ва-ав, во-ов, вы-ыв, ви-ив,

ве-вээ

ава, авам, шиви, шивээ,  шывыг    Ванна, волна, выбор, слива, свеча,

сава, сывы, оваа, иви,                      вода, слово, двор, всегда, девочка

Савыр, Севил                                    ветер, виноград, ваш, ваша, ваше                       

Севил сава чуур. Савыр шиви        ваши

чуруур.

 

                                                 Т

Та – таа, то-тоо, ты-тыы, ти-тии               та-ат, то-от, ты-ыт, ту-ут, те-ет

ту-туу, те-тээ, ыт-ыыт                                Там, ты,туча, Тамара, тир, табун,

тараа, торлаа, торга, торгу,                           талон, татарин, телега, тело, тема,

тур,  тодуг, тыва, тергиин,                              темно, темнота, термос, термин,

терге, ат, ыт,дыт, таан, торга,                          тесно, тигр, тина, тире, тогда,

шет.                                                                      том, тонна, товар, торт, трава,

                                                                              три, труд, трус, туман, тундра,

 

                                           

 

 

В результате использования   развивающей  технологи  при параллельном преподавании предметов «Азбука» и «Ужуглел» мною достигнуты:

  1. Улучшение  результатов по чтению: по  родному языку   в конце 1 класса  16 учащихся читали хорошо , это  составляет  72% , по русскому языку – 18 учащихся  читают выше норму техники чтения, это 81%
  2. Увеличилось количество учащихся желающих участвовать в различных  олимпиадах, конкурсах:

Донгак Долума – 3 место в кожуунной предметной олимпиаде по русскому языку

 Монгуш Чолдуг- 2 место в кожуунной предметной олимпиаде по родному языку

Хомушку Айгуль- 4 место в кожуунной предметной олимпиаде по окружающему миру

Хомушку Уланзаа сертификат за участие в кожуунной  НПК «Я- исследователь»

Используя развивающую технологию , можно добиться хороших результатов по чтению и развитию речи, познавательных интересов к чтению, творческих способностей  учащихся начальной школы.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы “Параллельное преподавание предметов “Азбука” и “Ужуглел”
Пролистать наверх