автор:

Шустова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 5», город Норильск

Шигимагина Ирина Викторовна

учитель логопед МБОУ «Гимназия № 5», город Норильск

«Реализация коррекционно — развивающих задач в процессе совместной деятельности учителя начальных классов и учителя -логопеда»

 

Тема выступления:

«Реализация коррекционно — развивающих задач в процессе совместной деятельности учителя начальных классов и логопеда»

Доклад подготовили:

 Шустова Татьяна Юрьевна — учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 5» Шигимагина Ирина Викторовна — учитель — логопед МБОУ «Гимназия № 5»

 

   За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных детских садах и школах. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие — лишь сглаживаться, а некоторые — только компенсироваться. Постараться преодолеть или сгладить эти дефекты и есть наша важнейшая задача. Как же эффективно помочь детям с ОВЗ преодолеть все проблемы?

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

        Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

       Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе логопеда и учителя начальных классов. Мы —  учитель начальных классов и учитель-логопед стремимся к общей цели – дать качественное образование. Для этого мне (учителю начальных классов) нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

      Мы, каждый со своим видением ситуации, пришли к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. 

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

 Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия. 

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • организация комплексной диагностики нарушений письма;
  • организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
  • вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

     Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества логопеда и учителя начальных классов, позволил  выделить и основные формы сотрудничества:

  • участие в работе ПМПК школы;
  • совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;
  • интегрированные уроки учителя и логопеда;
  • консультации;
  • участие в педсоветах;
  • совместное проведение родительских собраний; 
  • открытые занятия учителя-логопеда;
  • участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;
  • разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества на наш взгляд должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет мне занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.   

         Формы наших взаимодействий на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.  

 Мы хотим поделиться информацией и накопленным опытом по разработке и применению традиционных и инновационных форм взаимодействия логопеда и учителя начальных классов.

Диагностический этап

         На диагностическом этапе работы логопед знакомит меня (учителя начальных классов с результатами). Логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами. 

        На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;
  • открытые уроки учителей начальных классов;
  • консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов; 
  • консультации учителя-логопеда для родителей;
  • участие в работе ПМПК.

Коррекционный этап

(Шигимагина Ирина Викторовна)

На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий я веду  индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. 

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, я выступаю с докладами, провожу дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также я принимаю участие в работе педсоветов: например, знакомлю педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Я, как учитель-логопед является членом ПМПК, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-логопеда. На логопедических занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые логопедические занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках. 

Учитель начальных классов по рекомендации учителя — логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. 

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера. 

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок.  Учитель-логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления: 

 1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.

 3.Развитие слогового анализа и синтеза.

 4.Устранение аграмматической дисграфии.

 5.Устранение оптической дисграфии.

 6.Развитие моторики.

     В помощь учителю начальных классов я рекомендую игры и упражнения, которые он будет применять на своих уроках.

Оценочный этап

        На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПК, где мы проводим совместное обсуждение успехов учащихся, определяем возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

 

Таким образом, наше сотрудничество, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между нами может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.

 

Деятельность учителя начальных классов по реализации коррекционно – развивающих задач

 

Как   известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших  классах, но во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она  не формируется.

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от  того, насколько  развита  у  учащихся  способность,  обнаруживать  в словах  места,  которые  нужно  писать по  правилам. Значит задача учителя — формировать    орфографическую зоркость учащихся.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, 

т. е.  решение орфографической задачи, но это возможно только  при условии, если ученик видит объект применения–орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом  грамотного  письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место.  Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями.

Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через  зрительный  и  слуховой  анализаторы,  целесообразно  рассмотреть  процессы  зрительного и  слухового  восприятия. При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить  анализ.  Слуховое восприятие, умение определять

Последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но  и  письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической  задачи – нахождения  орфограммы  и  определения  ее  типа. Как показали   исследования   наряду  со  слуховым  и  зрительным  анализаторами  большое  значение  имеют  речевые  кинестезии (проговаривание), они  позволяют  более  тонко  и  точно  воспринимать  речь. Воспоминания   движений  руки  также  выступают  необходимым  условием  грамотного  письма. Зрительное, слуховое, кинестезическое  и  рукодвигательное  восприятие  младших  школьников  составляет  чувственную  базу    орфографического  навыка.  Чем  больше  органов  наших  чувств, по  К.Д.Ушинском,  принимает  участие  в  восприятии  какого-либо  впечатления,  тем  прочнее  ложатся  эти  впечатления  на  нашу  память.

Современный  подход  к  проблеме  памяти  позволяет  подчеркнуть, что  без  опоры  на  понимание  никакое  усвоение  знаний  вообще  невозможно. Если понимание  поверхностно, неполно, не  складывается  в  систему, то  запоминание  слабо  и  нестойко  и  требуются  многократные  повторения  для  его  улучшения. Если  же  в  процессе  усвоения   ученик  выделяет  в  материале  главное  смысловое  содержание, то у  него  образуются  сильные  и   стойкие  следы  памяти.

 Первым  этапом  решения  орфографической  задачи  выступает  умение  увидеть  орфограмму  при  письме,  т. е.  изначальное умение, обеспечивающее сознательное  отношение к  письму,  мотивирующее  обращение  к  правилу,  к  словарю.  Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.

Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные  или  моторные  компоненты,  процессы  переработки  полученной  информации  с  выделением  существенных  признаков,  их  сопоставлением  и  создание  образа-представления на  основе  прежнего  опыта.

Анализ психологической  литературы  позволил мне определить  орфографическую  зоркость  как  способность  учащихся  в  опознавательном  процессе  обнаруживать  и  квалифицировать  орфограммы   в  результате  оценки  их  признаков  на  начальном  этапе  обучения  на  основе  последовательной  фиксации  отдельных  признаков, а  на  последующем – на  основе  одновременного  нахождения  интегрального  образа-ориентира. В  таком  понимании  орфографической  зоркости  содержится  важный  для  методики  обучения  вывод  о  необходимости  на  первоначальном  этапе  знакомить  детей  со  всеми  опознавательными  признаками  орфограмм  и  добиваться  их  прочного  усвоения  в  деятельности.  1-4 классы  следует  рассматривать  в  качестве     начального  этапа  развития  орфографической  зоркости,  на  котором  основное  внимание  уделяется  определению  всех  не    обходимых  и  достаточных  признаков  для  нахождения  орфограммы. 

 

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения письма у младших школьников. 

Основные моменты оформила в презентации

   Нарушение письма является самым распространенным речевым нарушением у младших школьников до 20 %. Они могут возникать у детей с нормальным интеллектом, речью, полноценным зрением и слухом.

Дисграфия – частное нарушение процесса письма, трудности формирования, становления навыков письма.

Виды дисграфий /проявление/

1/ Артикуляционно-дисграфическая дисграфия /проявление в заменах, слияниях, пропуск букв/.

2/ Акустическая дисграфия:

o    ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж;

o    б-п, д-т, г-к и др.

o    о-у, е-и.

3/ Нарушение языкового анализа и синтеза:

o    «Пареке и дут парходи»

o     «Девчки» – пропуск гласных

o     «Дожи» – пропуск согласных при их стечении

o     «Кулка» – перестановка букв

o     «Весная» – добавление букв

4/ Аграмматическая дисграфия:

o  «Истеплыя»  стран летят грачи.

o     Был «жарки» день

5/ Оптическая дисграфия:  э —

 

                     Коррекционно-развивающие упражнения:

  1. Развитие слуховой дифференцировки:

 

Упражнение «Назови слова» — начинаются с …, заканчиваются на …, в середине с определенным звуком.

Упражнение «Играем в слова» — придумать слово, которое начинается/заканчивается на такой же звук, как и в слове …. /например, флаг и др.

 

2.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

 

Упражнение «Воздушные прописи» — прописывание в воздухе.

Упражнение «Какое слово спряталось»  М в и в н в с в к – зачеркнуть все буквы «в».

Упражнение «Квазислово»  воробейсоловейсорокаворона – надо разбить на отдельные слова.

Упражнение «Конструирование и реконструирование А Д Л М  

Упражнение «Найди в рисунке букву».

 

  1. Развитие фонематических представлений:

 

Упражнение «Составляем слова» — к, у, р, а;        ч, ш, а, к, а; 

                                                       с, к, у, м, а;      и, а, р, г

Упражнение «Составляем предложения» —  Дождьидетгромгремит

                                                                    Кошкапоймаламышку

4 Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического строя речи – учат правильно составлять и связывать речевые конструкции.

 

—         Угадай конец фразы: В лесу растут гри…

—         Добавь слова /распространи предложение/: На небе гремит гром.

—         Образуй предложение из слов: веселая песня

—         Исправь деформированный текст: любит, медвежонок, мед

—         Найди ошибку: В ответ я киваю ему рукой. После грибов идут дожди.

—         Можно ли так сказать? Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

—         Составь предложение /при помощи союзов/: Ярко светит солнце. Поют птицы.

памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, тактильной и др.

В зависимости от вида запоминаемого материала различают память:

наглядно-образную: предметы, рисунки, лица и др.,

словесно-логическую: понятия, суждения, схемы и др.

По степени активности человека в процессе запоминания память бывает непроизвольная и произвольная (преднамеренная).

 

Упражнения на развитие объема памяти

(слуховой, зрительной):

1 «Каскад слов» 

Повторять слова, начиная с одного, затем два слова, три и т.д. (интервал между словами 1 секунда).

«Я положила в мешок» 

Каждый ученик произносит (повторяет) сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и … (банан)» и т.д. Можно подбирать слова по одному подряд, а можно в алфавитном порядке. Развивается способность вспоминать.

«Я – фотоаппарат»

Внимательно рассмотреть предметы, затем перечислить (записать) все, что удалось запомнить.

«Кто лучше запомнит»

Прочитать слова (пары слов), запомнить их

Машина – дорога

Нога – сапог

Бумага – карандаш

Затем зачитываются только первые слова, вторые – по памяти называются или записываются. Слова можно объединять по словарно-орфографическому признаку. Форма проведения – работа в парах. Этап проведения – словарная работа, закрепление изученного, повторение.

 

Упражнения на развитие ассоциаций:

Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются интуитивно, но можно через ряд упражнений для развития ассоциативной памяти учить определять закономерности и устанавливать ассоциации.

Предложить слово и общими усилиями зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум. 

Например, верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок … Далее предложить самостоятельную работу. Цель: расширение и активизация словарного запаса, развитие способности к осмысленному запоминанию, формирование навыка ассоциативного мышления.

«Нелогичные ассоциации» Требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, обосновать выбор объединения.

Волосы – вода (волосы, промокшие под дождем, мокрые волосы, вымытые волосы, …)

Обезьяна – пальто

Лампа, кольцо

«Дайте волю воображению»

Упражнение является продолжением предыдущего. На следующем уроке учитель диктует по одному слову из пары, а ученикам предлагается вспомнить и записать второе слово из пары. Рекомендуется подбирать пары слов с опорой на программный материал.

Упражнение «Пиктограмма» или «Рисунки без правил»

Пиктограмма – изображение, содержащее сообщение, выполненное рисунком (древний вид письма). Рисунок сам по себе хорошо запоминается, а значит хорошо запомнится и содержание письма, выраженное этим рисунком. 

Пиктограммы обычно используют при психологическом тестировании, но учителю можно предложить использовать их в практике подготовки к запоминанию стихов, сказок, рассказов, подготовке к изложению, как опора к плану. 

Главное не увлечься иллюстрацией, а сделать только символический значок, чтоб помог вспомнить содержание. 

 

Упражнения на запоминание словарных слов:

Данные упражнения – это ассоциативный тренинг, развитие фантазии. Ученикам следует придумать, на что похожи буквы (в это время идет процесс запоминания), найти их в разных ситуациях, трансформировать предмет. Все это дает нестандартный прием запоминания словарных слов через рисунок, необычность звучания, что ведет к прочности запоминания.

Метод графических ассоциаций

При запоминании надо сделать рисунок к словарному слову, т.е. изобразить предмет, который называет это слово, написать само слово с пропущенной буквой и обыграть ее: предложить найти пропущенную букву в рисунке. Например, нарисовать корзинку, выделив цветом верхний ободок в ней (получилась буква «о») и записать рядом слово «к…рзина»; ученики должны в рисунке рассмотреть пропущенную букву, назвать ее и записать в слово.

  1. Метод звуковых ассоциаций

Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачны:

Завтрак – созвучное ему слово рак, соединив в одной фразе, получим: На завтрак рак.

Коньки – конь – Конь на коньках.

Конфеты – конь – Конь ест конфеты.

Стадион – стадо – Стадо зверей на стадионе.

 Смешно, но представить можно, и детям такие шутки нравятся, и словарное слово легче запоминается.

Уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут, можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.

Психогимнастика проводится в следующих вариантах:

Мимические и имитирующие упражнения, которые улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Примеры:

1На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи толстячками (надуть щеки), худышками (втянуть щеки).

2/ Представьте, что вас угощают фруктами (лимон, ананас, апельсин и т.д.). По выражению вашего лица я должна понять ваши ощущения и тот фрукт, который вы кушаете.

Релаксационные упражнения, которые помогают снять мышечное напряжение. Примеры:

  1. Представьте образ дуба: упритесь ногами в пол, сожмите кулаки, почувствуйте напряжение. Изобразите противостояние ветру.
  2. «Войдите» в образ березы. Поднимите расслабленные руки-ветви, покачайте ими, как под легким ветерком, под сильным ветром.

Психофизические упражнения, которые способствуют раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Примеры: /часто используются сказочные сюжеты, их театрализация/

1/ «Белоснежка и семь гномов» — изобразить гнома-ворчуна, гнома-весельчака, гнома-лентяя при помощи мимики, жестов, движений.

2/ Изобразить щенка, который мокнет под дождем: как ему одиноко, тоскливо. Согрейте его. Изобразите радость от вашей доброты.

3/ Рассмотрите пиктограммы эмоциональных состояний человека. Изобразите сами печаль, смех, радость и т.д. В каком состоянии вам больше нравится находиться? 

 

Мышление, виды мышления.

Мышление – процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Виды мышления:

  1. наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами,
  2. наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений,
  3. словесно-наглядное – познание с помощью предметов, слов, рассуждений,
  4. абстрактное – познание с помощью понятия, суждения, умозаключения,
  1. 5.  творческое мышление – креативное мышление.

 

Коррекционно-развивающие упражнения

направленные на формирование словесно-логического мышления.

Варианты применения на уроках русского языка на этапах чистописания, словарной работы, орфографической работы, работы над темой урока:

1 Упражнение «Закончи слово».

Предлагается 10 слогов: по, за, на, ми, му, до, че, пры, ку, зо. Произносится учителем один слог – дети дополняют его до целого слова и записывают.

2 Упражнение «Найди лишнее слово».

Ученики должны прочитать слова, установить закономерность их подбора, найти лишнее слово.

Вода, подводный, водяной, водитель.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Сергей, Света, Иванов, Коля.

Корень, суффикс, склонение, прилагательное.

3 Упражнение «Определи понятие».

Предлагается набор слов: велосипед, перья, двигаться, книжка,

    газета, качаться, мех, самолет, 

  письмо, пух, автобус, вертеться. 

Зачитывается первое слово первого ряда «велосипед». 

Задание: из следующих рядов выбрать слово, подходящее к слову «велосипед» по смыслу, составляющее с ним единую группу, определяемую одним понятием. (аналогично со всеми словами) 

4 Упражнение «Найди общее слово»:

Понедельник, вторник, суббота = ….

Январь, август, июль = ….

Я, б, а, с, т = ….

Нос и глаза = …. /органы чувств/

Эхо и зеркало = …. /отражение/ 

5 Анаграммы.

Задание: решить анаграмму и исключить лишнее слово

КЕАР     РООЕЗ ТМСО    УРПД /река, озеро, мост, пруд/

Задание: определи закономерность и найди неизвестное слово: ТРАКТ – ТАКТ

ПЛОТ – ПОТ

КРОТ — ?

Задание: определи последовательность /из 10 пар букв выбрать и записать в 8 клетках так, чтобы в соседних клетках сбоку и в соседних сверху было по одной одинаковой букве:

АБ, АВ, АГ, АД, БВ, БГ, БД, ВГ, ВД, ГД

/АБ БВ ВД АД

АВ ВГ ГД БД/

Задание: подбери одинаковую для всех слов концовку: 

ко…, ро…, по…, пило…  

опр…, тр…, спр…, вопр…  

ру…, ре…, пе…, све… 

Задание: расшифруй:

Б – д  //:     На уе   сиит   ятел.

      Е – З / /

ина,    фим,    олушка,   гор

 

Упражнения, направленные на формирование абстрактно-логического мышления:

1 «Смысловой ряд» — дополнить по смыслу четвертое слово:

птица – гнездо, человек — ….

Пальто – пуговица, ботинок — ….

2 «Установи связь» — установи алгоритм зависимости между словами:

учитель / ученик

врач /… — очки, больница, больной, укол

число / цифры

слово /… — книга, фраза, буква, рассказ, читать

3 Упражнение, направленное на формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логических суждений при решении учебных задач:

из предложенных слов надо выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то без чего этот предмет быть не может:

река — берег, рыба, рыболов, тина, вода

город – автобус, здание, улица, велосипед

4 Упражнение, формирующее способность оперировать смыслом на материале пословиц, поговорок:

подобрать к пословице подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы:

Семь раз отрежь, а один раз отрежь.

А. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

Б. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

В. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

 

Выступление учителя начальных классов – Шустовой Татьяны Юрьевны

 

В своей работе для повышения   орфографической   зоркости у детей  я  использую  следующие  способы  и  приемы.

Провожу   диагностику проверочных работ.  Затем разбиваю класс на подгруппы  по  типам  орфографических  ошибок. В группе продленного дня занимаемся с  детьми  по  подгруппам. Мною были подобраны дидактические задания, формирующие  словообразовательные  и  грамматические  понятия,  развивающие  орфографические   навыки, сочетающиеся  с  заданиями  развлекательного  характера, имеющие  цель  развивать  внимание, логическое  мышление, любознательность, воображение  и  снятие  усталости.

Эти  виды  занятий  проводятся  с  целью  более  глубокого  обобщения  и  систематизации  знаний  учащихся, выполнения  дифференцированных  практических  заданий  с  постепенным  наращиванием  трудностей.   

Во всех  рассмотренных  темах, особое  внимание  уделяется  закреплению  на  доступном  и  знакомом  материале.  В конце каждой темы дается  итоговый  тест.

В  своей  работе  так  же  использую  таблицы-плакаты. Так как  ученики  часто  не  видят  орфограммы,  поэтому  не  могут  ее  проверить  и,  как  следствие,  применить  полученные  знания  на  практике. Во время  выполнения  различных  упражнений,  работы  над  ошибками  внимание  детей   обращаю  к  этим  таблицам.  

 

ПАРНЫЕ  ЗВОНКИЕ    И    ГЛУХИЕ   СОГЛАСНЫЕ

 

     Б             В             Д              Г               Ж               З   

 

     П             Ф            Т               К              Ш               С

 

В   КОРНЕ    СЛОВА    ПРОВЕРЯЙ   ТАК 

 

МОРОЗЫ  _—  МОРОЗ

 

ГРЯДА   —   ГРЯДКА

Развитие фонематического слуха и умения  заменить  фонемы  соответствующими  буквами. Это —  задача уроков обучения  грамоте  и  письма  в  1  классе. Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в  объеме  и  сокращаясь  во  времени,       т. к.  у детей уже выработаны  определенные  умения  и  навыки. 

Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в

    определенной последовательности.

-Письмо с проговариванием (в  основе  этого    письма  — проговаривание      по  слогам).

-Списывание.

Списывание основывается  на  проговаривании  по  слогам. Этот вид списывания    предполагает  большую  самостоятельность.

-Комментированное  письмо.

Учащиеся  не  просто  проговаривают  слова  и  предложения, но  обосновывают  правописание  правилами, подбором  проверочных  слов.

-Письмо  под  диктовку  с  предварительной  подготовкой.

Письмо  развивает  зрительную  память, речь, мышление, фонематический  слух.

-Творческие  работы.

Систематически   проводя  указанные  выше  виды  работ, формирую      у  своих  учеников   орфографическую  зоркость. Результаты  контрольных  работ  позволяют  сделать  выводы, что  данная  система  оправдывает  себя, дает  неплохие  результаты.

Диагностика  контрольных  работ  показывает  результаты  проделанной  работы.  Количество  орфографических  ошибок  постепенно  снижается.

 

БЕЗУДАРНЫЕ      ГЛАСНЫЕ    А, О, Е, И, Я   В   КОРНЕ

                  

СЛОВА   ПРОВЕРЯЙ    ТАК

 

ТРАВКА  —  ТРАВА

 

ВОДЫ  —  ВОДА , ВОДИЧКА

 

При повторении  изученного  материала  предлагаю учащимся  серии  карточек. В  каждой карточке  представлены  три  задания.

Например, в  третьем  классе  предлагаю  карточки  для  работы  в  конце  четвертой  четверти.

Серия  № 1.

 

     Карточка  № 1.

  1. Разбери  по  составу  слова

Книжка     нагрузка     побег

  1.   Вставь  пропущенные  буквы. Докажи

правописание  орфограмм

     п__щат                бли__кий

     к__вер                  кни__ка

 

     сн__гири               холо__

     с__довник             заря__ка

 

  1. Разбери  предложение,  подчеркни  подлежащее  и  сказуемое.  Выпиши  словосочетания.

      

Серия № 2.

 

      Карточка  №  1.

  1. Выпиши  слова  в  три  столбика  к  данным  схемам .

 

Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

 

  1. Выпиши  слова  в  три  столбика  и  подчеркни  орфограмму . 

в  1 столбик – слова  с  безударной  гласной  , 

во  2 – столбик – слова  со  звонкой  или  глухой  согласной,

в  3 – столбик – слова  с  непроизносимой  согласной.

Конец,  овраг,  участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

 

  1. Разбери  предложение.  Подчеркни  главные  члены  предложения.  Надпиши  над  каждым  словом  часть  речи.

Развесила  желтая  осень  золотые  флажки

 

Серия  № 3.

Карточка № 1.

 

  1. 1.    Подбери  и  запиши  по  2  слова  к  схемам

 

  1. Подбери  и  запиши  слова  в  два  столбика  ( по  3-4  слова  в  каждый  столбик) . в  1- столбик – слова  с  безударной  гласной,  проверяемой  ударением, во  2- столбик  — слова  с  парной  звонкой  или  глухой  согласной  на  конце, которую  нужно  проверять.

 

  1. Составь  предложение  по  вопросам.  Запиши  его.  Подчеркни  главные  члены  предложения.

(Какой?)   (кто?)   (как?)     (что  делал  ?)

 

Все  эти  карточки в  предложенной  последовательности   будут  использоваться  не  только  в  3  классе  в  конце  года, но  и  в  4  классе  в  первой  четверти. Внимательное  и  точное  выполнение  предложенных   грамматических  заданий      поможет  осознанно  овладеть  орфографическим  навыком  грамотного  письма. В   основе грамотного      письма    лежит   аналитико-синтетическая работа над слогом и словом. Нужно позволить и помочь ребенку найти свой путь, который быстрей, легче и с большим удовольствием от учения приведет его к цели. Это вовсе не значит, что два других пути следует отбросить, как ненужные. Важно, чтобы он умел пользоваться разными способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей, но при этом научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в учении, гарантируя себе тем самым ситуацию успеха. Сам по себе факт, что орфографическая интуиция существует и помогает многим людям не делать ошибок в словах с орфограммами, которых они не помнят, не знают, еще не изучали, – бесспорен. Потенциальная возможность обращения к такой интуиции для каждого ребенка индивидуальна. У некоторых детей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне. Вполне вероятно, что в подсознании хранится зрительный образ каждого слова, которое человек видел хотя бы один раз в жизни. Может быть, именно в этом один из секретов орфографической интуиции.