Автор: Яковлева Вероника Владимировна

методист МАОУ ДПО ЦИТ

Авторская статья.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Яковлева Вероника Владимировна (nikatgl@gmail.com)

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр информационных технологий городского округа Тольятти (МАОУ ДПО ЦИТ)

Аннотация

В статье представлен опыт работы по организации информационно-образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти.

Современное общество подразумевает равные возможности в духовном, культурном развитии, в получении достойного образования всеми членами общества. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Современная модель образования указывает на необходимость поиска продуктивных форм и методов обучения, обновления содержания образования, развития у обучающихся самостоятельности позволяющей индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от особенностей здоровья, ритма жизни и психологического состояния. 

Министерством образования и науки Самарской области в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на обеспечение доступности образования детям с ограниченными возможностями, в том числе в школах по месту жительства (формирование системы инклюзивного образования). Вместе с тем, имеется ряд категорий детей, включение которых в массовый образовательный процесс требует существенных изменений образовательной среды в учреждении. Помимо индивидуальных программ, им требуются адаптированные учебники, наглядные пособия, аппаратура, особая поддержка и сопровождение. Разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должен соответствовать набор сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них, необходим индивидуальный образовательный маршрут, обеспечивающий оптимальное сочетание различных форм обучения. В этой связи актуальным становится обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

На сегодняшний день в г.о. Тольятти имеется положительный опыт организации информационно-образовательной среды обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий. Действует целевая программа поддержки детей с ОВЗ. Центр информационных технологий обозначен как одна из базовых площадок по созданию специализированного информационного ресурсного обеспечения организации образовательного пространства по гармоничному и полноценному включению таких детей в жизнь окружающего социума. Одна из задач: обеспечить условия для внедрения в образовательный процесс детей с ОВЗ дистанционных образовательных технологий.

В целях обеспечения доступного качественного образования для учащихся с ОВЗ в марте 2009 г. Департаментом образования мэрии г.о. Тольятти инициирована деятельность по созданию системы обеспечивающей процесс обучения детей с использованием информационных технологий, апробирование ДОТ в системе образования города, развитие сферы использования информационных технологий в процессе обучения.

В этой связи был определен перечень ресурсов, необходимых для организации дистанционного обучения и проведен анализ существующих ресурсов для определения стратегии достижения поставленных целей.  Одновременно анализировался опыт регионов в области использования ДОТ, в частности использования ДОТ в профильном обучении. Разрабатывались технологии и методики. Первый опыт дистанционного обучения детей с ОВЗ был получен в рамках образовательного проекта «Детство без границ». Обучение проводилось по программам дополнительного образования в области ИКТ. Все это позволило создать нормативную и инструктивно-методическую базу использования ДОТ в обучении детей с ОВЗ по общеобразовательным программам.

В 2009 г. в г.о. Тольятти была создана рабочая группа, приступившая к реализации городского проекта по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Цели проекта – обеспечение доступного качественного образования для учащихся с ОВЗ, создание системы, обеспечивающей процесс индивидуального обучения детей с использованием информационных технологий, апробирование ДОТ в системе образования города, развитие сферы использования информационных технологий в процессе обучения.

Успешное развитие городской единой информационно-образовательной среды обучения детей с ОВЗ с использованием ДОТ, содержащая среду дистанционного обучения на базе сервера МАОУ ДПО ЦИТ и информационно-методический ресурс для педагогов и родителей детей с ОВЗ на базе городского образовательного портала ТолВики позволило в сентябре 2009 года организовать обучение учащихся по 4 курсам. В настоящее время учащиеся обучаются по 33 курсам со 2 по 9 классы (математика, 2-4 классы; русский язык 3-5 классы; окружающий мир, 4 класс; обществознание, 4-7 классы; литература, 4-9 классы; история, 5-9 классы; биология, 5-8 классы; география, 5-9 классы; информатика, 7-8 классы). 

Организационной основой стала модель «Сетевой образовательный ресурс. Взаимодействие образовательных учреждений на базе ресурсного центра дистанционного обучения». Ее выбор обусловлен следующими факторами:

  • наличие необходимых методических и технико-технологических ресурсов в МАОУ ДПО ЦИТ.
  • экономия ресурсов по созданию единой образовательной среды силами членов городских сетевых методических объединений города.
  • доступность организации обучения детей с ОВЗ для ОУ не имеющих собственных ресурсов.

Муниципальную модель дистанционного обучения курируют специалисты Департамента образования и МАОУ ДПО ЦИТ. Специалисты МАОУ ДПО ЦИТ обеспечивают программно-техническую базу для создания информационно-образовательной среды дистанционного обучения (среда ДО Moodle), публикацию в ней сетевого образовательного ресурса, организуют работу обучающихся, сетевых преподавателей в среде ДО. Осуществляют дополнительную подготовку педагогов, участвующих в реализации муниципальной модели дистанционного обучения детей с ОВЗ в режиме очно-дистанционных курсов повышения квалификации педагогических кадров и дистанционной методической поддержки. Обучение проводится по двум направлениям: для авторов УМК дистанционного обучения по курсу «ДОТ в обучении школьников», для педагогов-тьюторов – по курсу «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в среде дистанционного обучения». На страницах ТолВики (http://tgl.net.ru/wiki/index.php/Дистанционное_обучение_детей_с_ОВЗ) открыт раздел, на котором представлены методические рекомендации по организации обучения, конструированию уроков, информация для родителей и др.

Основой организации учебного процесса с использованием ДОТ является индивидуальный учебный план обучающегося, составленный в соответствии с общеобразовательной программой по предмету. На основании индивидуального учебного плана составляется расписание занятий, которое согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается руководителем образовательного учреждения. Родители (законные представители) пишут заявление о зачислении ребенка на обучение с использованием ДОТ. Руководитель образовательного учреждения издает приказ о зачислении ребенка на обучение с использованием ДОТ и информирует родителей (законных представителей) о порядке организации обучения с использованием ДОТ.

К каждому учащемуся в условиях индивидуального обучения с использованием ДОТ прикрепляется отдельно педагог-предметник из ОУ по каждому предмету индивидуального учебного плана, одновременно являющийся тьютором (сетевым педагогом).

Такой способ обучения позволяет на начальном этапе предотвратить возможные трудности учащихся по освоению ими новой информационно-образовательной среды, в которой осуществляется дистанционное обучение и позволит постепенно приобрести навык эффективной деятельности в ней.

Эта модель имеет преимущества в следующих случаях:

  • состояние здоровья учащегося требует периодического помещения его в стационар для проведения активного лечения;
  • особенности психофизиологического развития учащегося не позволяют ему двигаться по освоению учебной программы в темпе и ритме, доступном большинству других учащихся;
  • при различии в индивидуальных образовательных мотивах и устремлениях учащихся (выполнение учебного плана в модульном режиме, интенсивное освоение учебных дисциплин, стремление к углубленному изучению одной или нескольких дисциплин;
  • академическое несоответствие (глубокая академическая «запущенность» ребенка, потребность в удлинении периода повторения для ликвидации пробелов в знаниях и т.п.).

Грамотное, рациональное сочетание современных дистанционных технологий и классической системы обучения в школьном образовании позволяют усилить образовательные эффекты, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными индивидуально-ориентированными образовательными потребностями.