Конспект занятия по развитию речи

автор: Абубакирова Инна Равилевна

педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ Промышленного района

Конспект занятия по развитию речи

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района

 

Конспект открытого занятия по программе «Развитие речи».

Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Возраст детей 6 – 7 лет.

 

Составитель: Абубакирова И.Р.

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

Оренбург

2018

 

Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  2. Развивать способность к наглядному моделированию.
  3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
  4. Расширять словарный запас детей.
  5. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.

Методические приёмы:

Чтение произведения, беседа, пересказ; рассматривание картинок и слайдов, загадывание загадки.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением диких животных, схемы для пересказа, компьютер.

Словарная работа:

Медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, удирать.

Ход занятия:

1.Вводная часть: Организационный момент. Подготовка к восприятию.

3 мин                                             

2.Основная часть: Чтение рассказа. Словарная работа. Беседа по содержанию. Физминутка. Повторное чтение рассказа. Пересказ по опорным схемам.

23 мин

3.Итог занятия: Оценивание детьми. Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии.                                                                                                         

4 мин

 

Ход занятия:

1.Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

– Ребята, а вы знаете, какие звери живут в лесу?

– А как называются эти звери?

  1. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.

– У меня есть сундучок, он не простой, в нём лежит большая открытка. А вы знаете,  почему она так называется? (Если её открыть, то появится картинка или рисунок)

– Хотите узнать, кто изображён на нашей? Тогда попробуйте  отгадать.

– Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластёнами их зовут, потому что они любят кушать мёд.

– Догадались, что это за звери? Давайте проверим. (педагог достаёт  открытку и вешает на доску)

– Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют? (потому что они ведают (знают), где есть мёд)

  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

– Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».

Чтение  текста.

Из леса вышли большая медведица и два весёлых медвежонка.

Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускалаего, пока хорошенько  не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу.

  1. Словарная работа.

– О ком этот рассказ?

– Вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (это значит взять за воротник)

– А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)

– А кто сможет показать слово «удирать»? (быстрый бег)

Покажите на себе «мама надавала  шлепков» (шлепок – удар плошмя чем – нибудь мягким, не больно, любя)

– Медведица окунала медвежонка или просто держала?

– А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)

– Медведица купает медвежонка, заботится о нём, значит она какая мама? (заботливая)

– Какие слова близкие по значению можно  подобрать к слову заботливая? (любящая, внимательная)

  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

– Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами.)

– Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

– Как медведица купала медвежонка? (окунала)

– Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал.)

– Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)

– Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

  1. Физминутка.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

7.Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слуховой памяти.

– Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А помогут мне в этом схемы (во время чтения педагог выставляет схемы).

8.Пересказ рассказа по графическим схемам (индивидуально или по цепочке).

– Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста (что сначала было, что потом…)

– Кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ?

  1. Итог занятия.

– С каким рассказом мы сегодня познакомились?

– Кто его написал?

– Какие новые слова вы сегодня узнали?

– Чей рассказ вам поравился больше всего? (дети могут подарить свои фишки тому, чей рассказ был лучше)

– Вы все такие молдцы, и  мне кажется, в нашем сундучке ещё что-то лежит (педагог открывает сундучок и достаёт угощение).

 

Резервное задание:

Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок, за мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой- ежихой катился ежонок,

За мамой- медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

 

Самоанализ занятия по развитию речи.

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  2. Развивать способность к наглядному моделированию.
  3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
  4. Расширять словарный запас детей.
  5. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.


Организационная деятельность, подготовка к занятию.


Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами  дополнительной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и речевой  деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовались слайды, которые  усиливали эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности.


Дидактическая деятельность:


Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Познание»: дети услышали  интересные сведения из жизни диких животных; « Коммуникация»: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за счет слов – шиворот, шлепок, окунать, удирать и мн. др.;  «Социализация»:  дети самостоятельно выражают  доброжелательность, сопереживание;  «Физическая культура» дети выполнили физминутку про медведей.

Использование схем – моделей для пересказа  помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу  – обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде самооценивания детей. Все поставленные мною программные задачи на занятии были решены.

 

Конспект занятия по развитию речи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх