“Имя существительное. Повторение”

автор: Аверкина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 75”

“Имя существительное. Повторение”

Конспект урока русского языка

Тема: Имя прилагательное. Обобщение

Учитель: Аверкина Светлана Анатольевна

Класс: 7 А

Место проведения: МБОУ  «Школа № 75»

Дата проведения: 13.12.2019 г.

 

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тип урока: урок повторения предметных знаний

Цели: 

1) обобщить и систематизировать с опорой на художественный текст сведения об имени прилагательном и основных правилах с ним связанных;

2) развивать умения и навыков применять полученные знания на практике;

3) учиться использовать имена прилагательные в речи, совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить, развивать монологическую речь.

Задачи:

Образовательные:

– обогащение словарного запаса школьников;

– совершенствование языковой и речевой подготовки учащихся.

Развивающие:

– развитие художественного воображения;

– развитие познавательной активности учащихся;

– развитие умения вести диалог на заданную тему;

– развитие речи учащихся.

Воспитательные:

– воспитание чувства патриотизма на основе музыкального произведения;

– воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: 

1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 

2) умение воспринимать прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.

Предметные: 

1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Методы обучения:

1.проблемный

2.исследовательский

Формы обучения:

1.групповая

2.фронтальная

3.работа в парах

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, раздаточный материал.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А у нас сегодня много гостей. Они пришли к нам, чтобы посмотреть, как мы с вами работаем. Нас ожидает много интересных заданий, которые вместе все выполним.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Цель нашего урока – ответить на один важный вопрос. На какой? Мы с вами сейчас об этом и узнаем.  Я вам сейчас загадаю загадку.

  1. Актуализация знаний

  1.Слово учителя

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета – 

Обозначаю признак предмета.

Лёд какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь я по родам, 

Числам и падежам.

Очень люблю детей внимательных!

А называюсь я ….

Ответ: Прилагательное

В конце урока, ребята, мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Так ли важны имена прилагательные в нашей речи?»

Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Тринадцатое декабря

Имя прилагательное. Обобщение (Слайд 1)

Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления: дерево, вода, ветер, дождь. Это первое, что они начали понимать в своей жизни. Но у каждого предмета или явления были характерные признаки, которые нужно было как-то назвать, как – то  о них рассказать. Вот так появились имена прилагательные. Прилагательные занимают третье место по численности слов в русском языке после существительных и глаголов. (Слайд 2)

  1. Словарный и орфоэпический диктант с взаимопроверкой

Учитель: В начале нашего урока прозвучала загадка. И вы, наверно, заметили, что там присутствовали словарные слова, в которых нужно правильно ставить ударение. Давайте приступим к выполнению первого задания «Орфоэпическая разминка».  Ваша задача списать имена прилагательные и поставить ударение. Приступаем. (Слайд 3)

Грушевый, красивее, пуховый, кухонный, внучатый, свекольный, гладильная.

А теперь мы с вами побудем в роли учителей. Меняемся тетрадями и проверяем работу соседа по парте. (Слайд 4) А теперь давайте узнаем, кто совершил наименьшее количество ошибок. А может есть кто-то, кто не сделал ни одной ошибки?

  1. Обобщение и систематизация знаний

1.Слово учителя

Наше следующее задание – анализ текста. Сейчас мы с вами побудем  учёными. Мы ведь уже много знаем об имени прилагательном. У каждого на парте лежит текст. После моего прочтения  ответьте на вопрос: «Из какого произведения этот отрывок и кто его автор?» 

(Слайд 5)

2.Работа с текстом

Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка; всё кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Пока мне закладывали таратайку, я пошел побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду, со всех сторон обступившему флигелек своей пахучей, сочной глушью. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! На крыльях своих они, наверно, унесли капли росы, и песни их казались орошенными росою. Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью… На склоне неглубокого оврага, возле самого плетня, виднелась пасека; узенькая тропинка вела к ней, извиваясь змейкой между сплошными стенами бурьяна и крапивы, над которыми высились, бог ведает откуда занесенные, остроконечные стебли темно-зеленой конопли.

Из какого произведения этот отрывок и кто автор?

3.Задание по вариантам 

Как вы заметили в этом тексте много имён прилагательных. Ваше задание – найти прилагательные и определить разряд.  Скажите, пожалуйста, какие разряды имени прилагательного вы знаете. Охарактеризуйте каждый. Приступаем к выполнению задания. 1 вариант выписывает качественные прилагательные, 2 вариант — относительные.

Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

  1. Лингвистическая минутка

Учитель: Ребята, а теперь ответьте на такой вопрос : «Есть ли в русском языке односложные прилагательные в полной форме? Если есть, то приведите, пожалуйста, пример.»  (Слайд 6)

  1. Ребята, давайте приступим к выполнению следующего задания. Обратите внимание на интерактивную доску. Я для вас подготовила имена прилагательные. Ой, что-то пошло не так. Сколько ошибок! Помогите, пожалуйста, исправить их.

песчаный

ржаной

берестяное 

серебряный

ослиный

соловьиное пение.

свиной

бараний

тюлений

вороний

кабаний

лекционный 

станционное

клятвенное

тяжеленный

широченный

высоченный

безветренный

осенний

оловянный

  1. «Замени словечко»

Я приготовила для вас следующее задание. Замените словосочетания  синонимичным прилагательным с не-. А сначала давайте вспомним правило «Правописание не с прилагательными». 

Рассеянный человек — невнимательный

молчаливый солдат — неразговорчивый

дождливая погода — ненастная

печальное событие — неприятное

грубый человек — невежливый

ошибочный ответ — неверный

7.Физкультминутка

Учитель: Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда вы услышите словосочетание, где прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже, тогда руки поднимаем вверх, если не согласуется, тогда приседаем. Приступаем.

Горячее кофе, картофельное пюре, белое какаду, , красивая тюль, , голубая эмаль, свободный такси, дорогой шампунь, сладкое эскимо, австралийское кенгуру, солдатская шинель, концертный рояль, синий пальто, больная мозоль

7.Работа с отрывком музыкального произведения

В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. А совсем недавно 29 ноября  Ростов — на — Дону отмечал 78 – ую годовщину со дня первого освобождения нашего города от фашистов. На ваших столах лежит текст песни Елены Плотниковой «О той весне». Я предлагаю вам исполнить эту композицию вместе со мной. (Слайд 13)

 

Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!

 

Учитель: Ребята, спели мы с вами замечательно. Я думаю, что нас ещё не раз пригласят выступить коллективно. Но работа наша на этом не закончилась.  (Текст выводится на интерактивную доску) . Следующее задание – найти имена прилагательные в этом тексте, определить их синтаксическую роль.

V.Рефлексия

1.Ответ на проблемный вопрос урока

Ребята, мы с вами сегодня проделали огромную работу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. «Важны ли имена прилагательные в нашей речи?»

2.Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, нам с вами нужно подвести итоги урока. Это нелёгкая задача. Я вам в этом помогу. Я начинаю предложение, а вы – заканчиваете.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

3.Оценка работы на уроке

Учитель: Мы с вами на этом уроке побывали в роли учителей, учёных, артистов. 

Спасибо, ребята, за работу. У вас всё получилось. Я рада, что попала именно в ваш класс: такой умный, собранный и артистичный.

 

“Имя существительное. Повторение”
Пролистать наверх