Игровые технологии на уроках в начальных классах

автор: Бузынина Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ Кыштовская СОШ№1

Игровые технологии на уроках в начальных классах

Игровые технологии

 

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

 В зависимости от характера деятельности детей можно выделить следующие виды дидактических игр:

 игры-путешествия,

 игры-поручения, 

игры-предложения, 

игры-загадки,

 игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предложения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Игра «Инопланетянин».

 Класс делится на две группы. По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто группа инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…». После составления вопросов по очереди обе группы отвечают на эти вопросы.

 Игра «Рассказ – небылица». Ребятам предлагается рассказ с заложенными ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

Ролевая игра «Белый халат». Учитель: «Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях». Ученику, надевшему белый халат, предлагаются заранее составленные по теме учителем задания, на которые ему необходимо дать развернутый ответ.

Игра «Шляпная дискуссия». По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят интерес к работе с учебником.
Игра «Крестики – нолики». На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

Игра «Крокодил». Игра ведется командами. Задача команды заключается в том, чтобы максимально быстро разгадывать то, что написано на карточках заданий. Один из игроков команды берет карточку и начинает как можно быстрее и точнее объяснять слова на ней. Чем больше заданий решается за определенный промежуток времени (обычно – за минуту), тем больше очков зарабатывает команда. Можно использовать синонимы или антонимы слов, но не однокоренные конструкции.

Игры для формирования коммуникативных УУД

на уроках русского языка.

Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные:

Устные творческие задания:

– коллективный рассказ по сюжетным картинкам;

– перескажи историю от лица разных героев  сказки/рассказа;

– придумай историю к заданному началу (середине, концу);

– драматизация диалога (с разными эмоциями – удивление, страх, негодование и т.д.);

– придумай сказку с определенными персонажами;

– придумай продолжение текста, где все слова на одну букву «Тавтограммы»;

– сочини синквейн (прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему) и т.д.

Письменные творческие задания:

– подбери рифму, сочини загадку;

– напиши объявление от лица литературного героя;

– напиши письмо другу, учителю и т.д.;

– придумай текст приглашения на свой день рождения;

– отредактируй текст;

 – придумай рекламу чему-либо.

Игры для формирования коммуникативных УУД

на уроках математики.

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.

Подготовь вместе с соседом по парте сообщение о различных мерах длины.

Составь по рисункам произведения и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит – умножить число а на число b? А он расскажет тебе, что значит – разделить а на b?

Задание группам: Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?

По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры “математическая эстафета”.

Класс делится на 6 команд (удобнее – по вариантам) Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

“Математическое лото”

Игровые технологии на уроках в начальных классах
Пролистать наверх