Из опыта работы на уроках в начальных классах Совместная игра

автор: Бузынина Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ Кыштовская СОШ№1

Из опыта работы на уроках в начальных классах Совместная игра

Пример из практики. Русский язык. Совместная игра. 

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Задание. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто больше?». Кто больше подберёт проверочных слов к заданным, тот и победитель.

Слова для игры: в(а)дяной, пол(и)вать, с(и)лач, з(и)мовать, в(а)рить.

Образец: светать – рассвет, светлый, свет, просвечивать, светит, свечка, светленький, подсвечник.

Если игра тебе понравилась, поиграй в неё дома со своими близкими.

Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

Задание. В русском языке есть много одинаковых приставок и предлогов. Проверьте друг друга: можете ли вы узнать приставки вне слова?

У, за, к, над, рас, с, пере, по, возле, из, от, вос, в, до, на, перед, бес, под, около, про, над, раз, без, воз, из-под.

Запишите приставки. Проверьте правильность своей записи. Устно назовите друг другу примеры слов с записанными приставками. Оцените точность подбора слов.

Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.

Задание.  Запиши предложение из сказки.

Погостили Иван и Марья у ворона, у орла и у сокола, попировали и поехали в своё царство.

Найди и подчеркни однородные подлежащие (их два), затем – однородные сказуемые (их три). После этого ты без труда найдёшь однородные второстепенные члены предложения.

Миша считает, что это однородные дополнения, и умело доказывает это, задавая к ним вопросы. Маша уверена, что это однородные обстоятельства, и тоже подтверждает это с помощью вопросов. А как думаешь ты? Объясни соседу по парте.

Совместное выполнение задания.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексия своих действий.

Задание. Работа в группе. Прочитайте слова. Свет, свеча, освещение.

Близки ли они по смыслу? Выделите корень. Какой вопрос у вас возникает? 

Сформулируйте вопрос. Сравните свою формулировку с авторской. 

Объясни соседу по парте.

Взаимные диктанты в паре.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра.

Задание. Подготовьтесь к письму слов под диктовку. В каких частях речи и в каких частях слова нужно вставить буквы? Как вы их будете выбирать?

Н-елся, -тпилил, -тец, оз-ро, п-светил, -бед, -шибка, з-мазка, з-вод, п-садка, п-ложить.

Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Укажите части речи.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:

– желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;

– умение презентовать себя – рассказать о себе, своих возможностях;

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаю ученикам  следующиевиды заданий:

– составь задание партнеру;

– представь себя в роли учителя и составь задание для класса; 

– составь рассказ от имени героя; 

– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); 

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда; кластера, синквейна

– отгадай, о какой части речи говорим; опиши устно;  объясни.

Вот одно из заданий

Игра в слова. Дети работают в паре.

Задание 1.Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв. Например: с о р т.

Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл-мял, нос-нёс, кот-кит.

Какие виды коммуникативных УУД формируем на данном материале? планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Задание 3.Работа в паре

-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук, как воет волк

(Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)

 

Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга

-Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?

Задания для работы в паре

  1. Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте (1 класс).
  2. Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон (1 класс).
  3. Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ раскрасит правую (1 класс).
  4. Математический диктант со взаимопроверкой тетрадей (1 – 4 класс).
  5. Оценивание соседа по шкале успешности. Проверка решения по эталону (1 – 4 класс).
  6. Составление и решение задачи по картинкам. Договариваются, кто будет отвечать (1 – 4 класс).
  7. «Исправь ошибку». Обсуждение. Проверка по эталону (1 – 4 класс).
  8. Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу (чтение, окружающий мир, 2 – 4 класс). Оцените ответы товарищей.
  9. Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам (на уроках окружающего мира с 1 по 4 класс).)
  10. Чтение стихотворений наизусть соседу по парте (1 – 4 класс).
  11. Выразительное чтение текстов на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. Обсуждение проблемы по прочитанному(2 – 4 класс).
  12. Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте (2 – 4 класс).
  13. При изучении на уроках природоведения, литературного чтения объёмных, текстов, используется приём.
Из опыта работы на уроках в начальных классах Совместная игра
Пролистать наверх