автор: Бутенко Ирина Владимировна
Педагог – организатор, ПДО МБОУ ДО “Центр развития творчества” город Черногорск, Республика Хакасия
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.
МБОУ ДО «Центр развития творчества»
Республика Хакасия, г. Черногорск
педагог – организатор, ПДО
Бутенко Ирина Владимировна
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дополнительное образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми данной категории дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Работая с детьми, данной категории на протяжении 16лет я всегда делала упор на развитие мелкой моторики. На занятиях использую инновационные технологии. Мною разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые ладошки». Содержание программы предусматривает освоение детьми различных нетрадиционных методов и средств художественного воспитания: пластилинографии, тестопластики, лепки из кинетического песка. Все это позволит расширить кругозор детей с ОВЗ, будет способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, зрительной памяти, творческих способностей.
Реализация программы позволяет создать условия для развития творческих возможностей, нравственной ориентации и мыслительной деятельности каждого обучающегося.
Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, тем самым, повышая свою деятельностную и информационную компетентность. Однако в отношении детей с ОВЗ решение данной задачи предполагает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерны недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Не сформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей, не сформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза – все это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, аппликации, письме. На занятиях я использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса детей с ОВЗ. На таких занятиях складывается особая атмосфера, развивается умение работать в группе: успех на занятии зависит от личных усилий каждого ребенка. Дети преодолевают собственную застенчивость, нерешительность. Игровую деятельность я применяю в следующих случаях:
- Словарная разминка, пальчиковая гимнастика с проговариванием коротких стихов.
- Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. За правильные ответы дети получают смайлики. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например игра – путешествие.
- Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.
Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды:
Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок или поделка будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету.
Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения детей.
Тестопластика, пластилинография и работа с кинетическим песком позволяют в работе с детьми с ОВЗ:
- Развить мелкую моторику
- Совершенствовать сенсорное восприятие
- Осуществлять подготовку руки к письму
- Развивать речь
- Развить творческое мышление
- Вовлекать в ролевые игры
- Тренировать внимание
- Расслабляться и успокаиваться
Разнообразные занятия: рисование, лепка из соленого теста, пластилина, песка способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.
В чем польза лепки для детей?
Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Лепка самая доступная и полезная деятельность для детей, которая вызывает интерес и способствует всестороннему развитию, как в техническом плане, так и психологическом, например:
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда ребенок начинает обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.
Развитие творчества и воображения
В работе с пластилином, тестом, песком включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом, закладывается фундамент для умственного развития.
Развитие координации глаз и рук
Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.
Успокаивающее и терапевтическое воздействие
Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.
Социализация
Трудно поверить, но обычная лепка способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится, более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.
Интересное занятие
Не стоит лишний раз напоминать, что лепка — приятное и интересное время препровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.
Литература
- Интернет источник: https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/art-terapiya-dlya-detey/
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.
- «Евразийский Научный Журнал №6 2017» (июнь, 2017)
- Издательство «Глобус» , 2010 г.
- Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.