автор: Буфалова Елена Михайловна
учитель-дефектолог МБДОУ “ДС № 46 “Надежда”
Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: «Грибы»
Коррекционное занятие для детей с ЗПР, подготовительная группа, тема: «Грибы»
Коррекционно-образовательные цели. Выявить и систематизировать знания детей об осеннем лесе и его дарах (грибы). Учить устанавливать смысловые связи между предметами и окружающей обстановкой. Расширять словарный запас детей, развивать кругозор.
Словарная работа: лес, гриб, подосиновик, подберезовик, белый, боровик, груздь, волнушка., сыроежка, лисичка, опята, ложные опята, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, грибок, грибник, грибище, грибной, съедобный, ядовитый; прятаться, искать, собирать, заготавливать, солить, мариновать.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, мышление, общие речевые навыки. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные цели. Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, карточки на каждого ребенка с изображением разного количества грибов (один мухомор, две сыроежки, три боровика, четыре лисички, пять опят, корзинка, ксерокопии рисунка «Мухомор и белый гриб» на каждого ребенка, схема описательного рассказа о грибах, мяч, муляжи грибов, «волшебные камешки Марблс».
Ход занятия
Организационный момент. Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов. Дети встают в круг.
Дефектолог: «Посмотрите на карточки, которые вы достали из корзинки. Какие грибы изображены у вас карточках? По сколько грибов на карточке у каждого из вас? Начинайте ответ со слов у меня…»
1 ребенок. У меня один мухомор.
2 ребенок. У меня три боровика.
3 ребенок. У меня четыре лисички.
4 ребенок. У меня пять опят.
5 ребенок. У меня две сыроежки.
Основная часть.
- Упражнение «Съедобный – несъедобный».
Приглашаем детей подойти к фланелеграфу, на котором размещены плоскостные изображения грибов.
Дефектолог: Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете? (подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь).
Дефектолог: Посмотрите внимательно, какой гриб здесь лишний и почему?
Дети: Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.
Дефектолог: А какие еще несъедобные грибы вы знаете?
Дети: Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.
Дефектолог: Обратите внимание на то, что желчный гриб похож на боровик, но снизу его шляпка розовая, а у боровика белая или желтоватая. Ложные лисички похожи на настоящие, но они более темного цвета. А у ложных опят нет веселых пятнышек-веснушек, как у настоящих опят. Я надеюсь, вы никогда не перепутаете ложные грибы со съедобными.
- Упражнение «Соберем семейку».
Дефектолог. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
– А как можно назвать очень большой гриб? (грибище)
– Как называют суп из грибов? (грибной)
– Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
– Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? (грибница)
– Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
– Отлично! Молодцы!
- Составление описательного рассказа.
А теперь можно собрать грибы. Проходите к стульям, присаживайтесь. Для того, чтобы грибы сорвать, необходимо его назвать, рассказать какой он. Можно описывать по схеме (цвет, форма, размер, вкус, куда используется).
Определим, кто начнет рассказ первым с помощью считалки:
Раз – опенок,
Два – волнушка,
Три – лисичка на опушке,
А четыре – гриб-поганка.
Разбегайся по полянке.
Рассказ составляют 2-3 ребенка.
- Физкультминутка «Боровик»(дети встают в круг и выполняют упражнение).
По дорожке шли –
Боровик нашли. Идут по кругу, держатся за руки.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой. Приседают, опускают голову
Опускают голову, группируются
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли. Вновь идут по кругу.
Продолжение описательного рассказа детьми.
- Работа с «Волшебными камешками Марблс». Приглашаем детей за столы, на которых лежат листы бумаги с изображением грибов и «волшебные камешки Марблс».
Дефектолог. Что вы видите на листе бумаги? (изображения грибов)
Дети: Это мухомор и белый гриб.
– Послушайте внимательно. О каком из этих грибов я загадаю загадку?
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он в шапочке красной,
На шапке – горошки (мухомор)
– Правильно, но как вы догадались? (объяснения детей).
– Мне очень понравилось ваше объяснение. А теперь возьмите «волшебные камешки» и выложите ими по контуру мухомор.
Дети выполняют задание
– Очень хорошо. Теперь «волшебными камешками» другого цвета выложите по контуру белый гриб.
Дефектолог: «Мне нравится, как вы справились с заданием, с вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?»
Дети: Пять грибов.
– Перечислите их названия (дети перечисляют).
– Верно. Умницы!
- Игра «Что изменилось»
Дефектолог: Я предлагаю вам проверить свое внимание. На фланелеграфе выросли грибочки, посмотрите и запомните: какой грибок, где стоит. (Закрывайте глазки, а я поменяю местами картинки с грибами. Открывайте глаза. Что изменилось?
Игра повторяется 2-3 раза.
- Игра «Подскажи словечко»
Дефектолог: Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке,
Ядовитые (поганки).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это (сыроежки)_.
- Окончание занятия.
Дефектолог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть внимательнее и активнее.