автор: Буфалова Елена Михайловна
учитель-дефектолог МБДОУ “ДС № 46 “Надежда”
Конспект индивидуального занятия для ребенка младшего дошкольного возраста с РАС, аутизмом по развитию речи и установлению коммуникации Тема: «Грибы».
Конспект индивидуального занятия для ребенка младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, с РАС, аутизмом по развитию речи и установлению коммуникации
Тема: «Грибы».
Актуальность: Чтобы у ребенка возникла спонтанная речь, нужно формировать не только произвольное внимание, способность различать сенсорные эталоны, но и такую мыслительную операцию, как идентификацию. Данная операция отвечает за поиск такого же предмета. Если ребенок не может выполнить инструкцию: «Найди такой же!», он не готов к спонтанной речи. В своей практике в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями я использую идентификацию полного подобия. Ребенку предлагается разложить предметы по цветам, форме, размеру, найти подобный узор и т.д.
Цель: формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Образовательные:
– закрепить в речи понятие гриб, размер “большой» и «маленький»;
2.Развивающие:
– развивать все компоненты речи, внимание, логику, память, мелкую моторику,
3.Воспитательные:
– воспитывать интерес к занятиям.
Продолжительность: 10 минут.
Участники: дошкольник с умственной отсталостью, с РАС, аутизмом
Возраст: 2-3 года.
Оборудование и материалы: муляжи грибов разных размеров, корзинки, пластилин.
Структура занятия:
Тактильная игра
Идентификационная игра
Логоритмическое упражнение
Лепка
Подведение итогов занятия
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ритуал приветствия. Данный ритуал обязателен на каждом занятии – своего рода сигнал к началу действий. Это может быть мягкая игрушка, с которой здоровается ребенок, это может быть жест рукой или обнимания с педагогом, выбирается ритуал в зависимости от особенностей ребенка.
На столе стоит корзинка с грибами разного размера. Предлагаем ребенку их рассмотреть, потрогать.
- Основная часть.
Учитель-дефектолог:
– Смотри сколько у нас грибов! Давай, их разделим на две корзинки. В одну мы положим большие грибы (показать большой гриб), а в другую маленький (показать маленький гриб).
Учим ребенка идентифицировать предметы по размеру.
Идентификация по предметности.
-Посмотри! У нас в корзине с большими грибами есть мухомор! Дай мне мухомор!
Учить ребенка выполнять инструкцию, «Дай» и «Найди такой же».
После того, как ребенок собрал все мухоморы, еще раз повторить слово гриб-мухомор. (Хвалим ребенка за проделанную работу).
Логоритмические упражнения под музыку Железновых «Веселые пальчики».
Упражнения направлены на развитие координации, чувства ритма, формируют все компоненты речи, поддерживают дружескую атмосферу занятия.
Лепка.
– А теперь мы будем лепить из пластилина гриб-мухомор. (Учить ребенка разминать пластилин, отщипывать кусочки. Катать шарики, колбаски, составлять целый предмет из заготовленных деталей).
– Посмотри, какой гриб-мухомор у нас получился. Ты молодец!
- Заключительная часть.
Мы сегодня с тобой познакомились с грибами, с большими и маленькими, покажи, что ты лепил сегодня? (Закрепляем полученные знания).
Ритуал прощания: «Помаши рукой- пока-пока!»