14 ПРАВИЛ АДАПТАЦИЯ

автор: Валиева Юлия Римовна

педагог-психолог МДОУ “Детский сад “Леосвичок” п.Ягельный

14 ПРАВИЛ АДАПТАЦИЯ

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесовичок» п. Ягельный  Надымского района»

Диагностика

адаптации к ДОУ

ребенка раннего возраста

Составила: Валиева Ю.Р.

Педагог психолог

 

Пояснительная записка

   

 

   Современные социальные условия побуждают родителей включать ребенка  уже до трех лет в общественное воспитание. Поступление в детский сад требует перестройки всех систем организма ребенка. В современной ситуации переход ребенка из одних условий жизни в другие затруднен многими стрессовыми факторами. Его адаптационные возможности ограничены нарушениями психофизического здоровья, напряженной семейной ситуацией в связи с низким материальным статусом семьи, утратой многих традиций семейного воспитания  , в результате чего у детей до трех лет не формируются навыки самообслуживания и культуры поведения, очень беден опыт общения с людьми. Многие из малышей, поступающих в ДОУ, уже имеют негативный опыт общения со взрослыми.

  Своевременная диагностика особенностей адаптации ребенка к ДОУ позволит создать для него в группе наиболее благоприятные условия, избежать адаптационных срывов.

  Комплекс диагностических методик включает анкеты для родителей, экспериментальные процедуры, позволяющие выявить психологические трудности ребенка, возникающие в процессе адаптации к ДОУ, а также схему стандартизированного наблюдения  за ребенком.


Методика изучения адаптационных возможностей

ребенка к ДОУ

 

  В основу методики, разработанной Е.И.Морозовой , положены выделенные ею критерии, характеризующие поведение ребенка в ситуации адаптации к ДОУ:

-эмоциональный фон,

-активность,

-направленность поведения.

  

Ситуация 1. «Знакомство».

Цель: изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым

  Ход исследования:   Психолог выступает в роли незнакомого взрослого. Он заходит  в групповую комнату и предлагает ребенку поиграть. Если ребенок отказывается следовать за ним, он берет на руки, успокаивает, ласкает, предлагает игрушки. При появлении первых игровых действий ребенка, взрослый выходит из активного контакта. Если ребенок долго бездействует, взрослый побуждает его с помощью речи: «Поиграй. Смотри, какие интересные игрушки». Если этого недостаточно, взрослый сам начинает играть, побуждая ребенка к подражанию своим действия,  вызывая совместные игровые действия.

  Далее ребенку предлагается регламентированное задание :бросание мелких предметов в сосуд. После чего ребенка взрослый берет на колени и рассказывает короткую сказку, а затем организует эмоционально – речевой контакт  в виде словесно-тактильной игры – потешки («Коза – коза», «Бодашки»).

  

Ситуация 2. «Зайчики».

Цель: выявление эмоционального состояния, вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия.

Ход исследования. Ребе6нка отводят в комнату, где стоят коробочки разной формы, закрытые крышками. Взрослый предлагал посмотреть, что в них находится. Открыв их, ребенок обнаруживал маленьких зайчиков. Взрослый предлагает ребенку определенный сюжет игры – повести зайчиков погулять в лес. Потом зайчики возвращались, и взрослый, на глазах у ребенка вкладывал их в коробки и закрывал крышками, обучая ребенка подбирать соответствующую крышку с помощью целенаправленных проб. Игра повторяется три раза. На четвертый раз появляется собака, которая хотела схватить зайчиков. Им предлагается быстро убежать и скрыться в своих домиках, которые ребенок как можно скорее должен  закрыть крышками.

 

Ситуация 3. «Матрешки».

  Цель: выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.

  Ход исследования: Взрослый ставит на стол матрешку и предлагает ребенку посмотреть, что у нее внутри. Затем взрослый перемещает половинки матрешки и просит ребенка снова ее собрать. Независимо от правильности выполнения, он периодически подбадривает ребенка: «Молодец, очень хорошо у тебя получается».

  На втором этапе применяется отрицательное воздействие : «Плохо ты делаешь».  

  На третьем этапе оценка действиям ребенка не дается.

Оценку взрослый выражает в речевой, мимической и жестовой форме.

   

 

  В протоколе фиксируются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в каждой из трех ситуаций.

  На основе анализа поведения ребенка в  трех экспе6риментальных ситуациях, его относят к одной из подгрупп.

 

Протокол методика изучения адаптационных возможностей

ребенка к ДОУ

Ситуация Цель

  

 
1 «Знакомство» изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым
2 «Зайчики». выявление эмоционального состояния, вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия.
3 .«Матрешки». выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения детей

в условиях адаптации

к ДОУ

  При первичном обследовании ребенка выявляются следующие дезадаптивные реакции:

-нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения,

-несформированность культурно – гигиенических навыков,

-несформированность активного подражания.

 

Поведение детей  в экспериментальной ситуации.

 

    В новом помещении не проявляют ориентировочной активности, но и не наблюдается бурных реакций протеста. Часто проявляются навязчивые движения: теребят одежду, сосут палец, грызут ногти. У многих учащается дыхание. В отсутствие взрослого в новой обстановке эти проявления учащаются. Попадая в поле зрения взрослого, они постепенно успокаиваются, навязчивые движения прекращаются.

  Эмоционально –тактильный контакт, предложенный взрослым, действует не детей успокаивающе, но ребенок самостоятельно его не добивается ни при каких условиях. Сидя на коленях у взрослого, дети пассивно совершают элементы игровых действий, однако только по настоянию взрослого. Некоторые дети подходят к игрушкам, осторожно дотрагиваются до них, но организовать игру самостоятельно не могли.

  Деловой контакт проходит безынициативно, дидактическая задача принимается со значительными трудностями. Дети напряжены, подавлены, хмуры, крайне подчиняемы и пассивны.

  Реакция на эмоционально – насыщенную игру «Бодашки» парадоксальна. В отличие от нормально развивающихся сверстников, игра вызывает не смех, а страх. Дети вздрагивают, отстраняются, закрываются руками, пытались защититься от воздействия взрослого. Некоторые дети начинают громко плакать, прячутся , отказываются от игры.

 

Динамика адаптации  к ДОУ

у детей.

  

1 этап.

   У стенических, возбудимых, расторможенных детей – негативистический этап.  Поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого, такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.

        У сензитивных, тормозимых, боязливых детей – депрессивный этап .

    Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ  дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у детей грустное, отрешенное.Движения заторможены, бедны. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений недовольство. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Появляются навязчивые действия., а также поведенческие и эмоциональные проявление регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появления симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.

  2 этап. Псевдоадаптация.

  Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

  На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении-приверженности строгого соблюдения порядка действий, например, при укладывания спать,  на прогулке. Глубина депрессии ил негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.

  3 этап. Подлинная адаптация.

        О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:

-эмоциональная устойчивость,

-интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации,

-адекватность возрасту форм общения, инициативность в контактах со взрослым,

-организованность поведения,

-выраженность продуктивных ориентировочных реакций.

 

Шкала уровня адаптированности

(определяется на основе эмоциональных и поведенческих реакций ребенка в экспериментальных ситуациях)

  1 балл –отсутствие активности при стертых отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению).

  2 балла – отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциональных реакциях (пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

  3 балла – агрессивно – разрушительная активность, направленная на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние  (плач, негодующий крик).

4 балла – положительный эмоциональный фон с незначительными проявлениями конструктивной активности, состояние нестабильно, новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям.

5 баллов –устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, позволяющее ребенку проявить поисковую активность как в речевом, так и в действенном плане.

6 баллов – радостный эмоционально положительный фон настроения, активный контакт со взрослым и с окружающими предметами,  проявления ориентировочного поискового интереса.

  Баллы 1 и 2 характеризуют неготовность ребенка к преодолению стрессовых ситуаций – дезадаптивный вариант поведения.

  3 балла –  выражают активный протест, который может привести к преодолению стресса и дальнейшей адаптации или к формированию патологических черт характера при неправильных воспитательных воздействиях взрослого.

4-6 баллов характеризуют адаптивный вариант поведения ребенка.

  Поведение ребенка в трех экспериментальных ситуациях оценивается по данной 6 – балльной шкале,   применительно к каждой из 12 стрессовых ситуаций.

1.Встреча с коллективом ровесников при отрыве от матери.

2.Знакомство с новым взрослым и выход за пределы знакомого помещения.

  1. Поведение в знакомом помещении.

4.Включение в самостоятельную игру.

5.Выпролнение задания, регламентированного взрослым (деловой контакт).

6.Эмоционально – тактильные игры – действия взрослого, направленное на неожиданный и тесный физический контакт с ребенком, нарушающим его персональное пространство.

7.Самостоятельные действия с игрушками.

8.Действия при поощрении.

9.Действия при порицании.

10 Принятие новой  игровой задачи от взрослого.

11.Действия ребенка в условиях обучения.

12.Действия ребенка в условиях лимита времени.

На основе балльной оценки составляется индивидуальный график – профиль, отражающий адаптационные возможности ребенка , показывающий, на каком этапе адаптационного процесса он находится, какие адаптационные механизмы реализуются успешнее6 по горизонтали отражаются 12 ситуаций, а по вертикали – баллы.

 

   Методику, предложенную Е.И.Морозовой , целесообразно дополнить наблюдением за свободной деятельностью ребенка в групповой комнате.

 

Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям

 

Ф.И.О. ребенка, возраст________________________________________

Дата_________________________________________________________

 

Показатели Проявления Оценка в баллах
На момент поступления Через 2 недели Через 3 недели Через 1 месяц Через 2 месяца
Настроение – бодрое, жизнерадостное;

– беспокойное, тревожное;

– аффективное;

– раздражительное;

– подавленное;

– иное (вписать)

Отношение к окружающему – инициативность, любознательность, интерес к людям, игрушкам;

– неустойчивый интерес, незначительное желание действовать;

– пассивность, равнодушие;

– отказ от деятельности;

– иное (вписать)

Сон – спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого;

– достаточно спокойный и длительный при помощи взрослого, но неглубокий;

– прерывистый, беспокойный, успокаивается при помощи взрослого;

– уровень возбуждения очень высокий, сон длится 10-15 минут, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает;

– иное (вписать)

Аппетит – хороший;

– неустойчивый;

– явно избирателен в пище;

– отказ от еды;

– иное (вписать)

Акты испражнения Контролирует, сигнализирует взрослому о нужде;

– контроль нарушен, но испытывает стыд, чувство вины;

– контроль нарушен, но отрицательно реагирует не дискомфорт;

– не реагирует на дискомфорт;

– иное (вписать)

Общее нервно-психическое состояние – вредные привычки (грызет ногти, губы и пр.);

– навязчивые действия (например, раскачивания;

– двигательное беспокойство;

– тремор;

– нарушение терморегуляции;

– иное (вписать)

 

5 баллов – всегда;

4 балла – часто;

3 балла – достаточно часто;

2 балла – иногда;

1 балл – очень редко,

0 баллов – не проявляет

   В процессе наблюдения  фиксируются и оцениваются отдельно следующие показатели дезадаптации:

    -беспричинный плач,

-двигательное возбуждение

-отсутствие самостоятельной игры,

-неконтактность со сверстниками,

-навязчивые движения или действия,

-отрицательная реакция на нового взрослого,

-нарушения тактильных контактов со знакомым взрослым: избегание или навязчивость.

  По каждому параметру указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто,  4 балла – часто, 3 балла – достаточно часто, 2 балла – редко, 1 балл – иногда, 0 баллов – никогда.

  На основе суммы баллов определятся уровень дезадаптации: 35 -26 баллов – высокий, 25 – 14 – средний,  13-4 – низкий, 3 -0 –процесс адаптации завершается благополучно.

  

 

  При разработке мероприятий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, учитывают факторы, вызывающие состояние адаптационного стресса.

Основные факторы

-отрыв от матери,

-необходимость контакта с новым незнакомым взрослым,

-изменение ситуации общении со взрослым –ребенок превращается из единственного объекта внимания в одного из членов детской группы,

–необходимость подчинения требованиям взрослого или жестко регламентированным условиям выполнения задачи,

-встреча с ровесниками,

-переход из знакомого помещения, в котором вырос, в незнакомое.

Дополнительные факторы

-чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка,

-порицающие воздействия взрослого,

-ограничение времени, отводимое на выполнение действий.

 

Литература

  1.Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах –Мурманск, 1999.

  2.Афонькина Ю.А., Терехова З.М. и др. Экспериментальное обучение и воспитание детей – сирот дошкольного возраста с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида г.Оленегорска Мурманской области .-Мурманск, 2004.

  3.Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. дис. канд. … психол.  наук. -М., 1999.

Эти 10 фраз, которые очень часто используют родители, могут навредить быстрой и безболезненной адаптации ребенка к детсаду. Некоторые из них пугают ребенка, другие его обманывают, но все они — мешают адаптации. Узнайте, какие фразы следует забыть, если ваш ребенок собирается в садик.

 

  1. Учись есть самостоятельно, потому что в саду никто кормить тебя не будет! Таким способом мы формируем негативную установку ребенка на сад. Лучше скажите: “Ты уже можешь есть сам, ты уже такой взрослый! Мне так нравится смотреть, как ты самостоятельно кушаешь!” 

    2. А ну-ка поделись игрушкой — в саду придется делиться! Там все игрушки общие! Для ребенка это не аргумент, а для того, чтобы малыш смог взаимодействовать с другими детьми, ему нужно этому научиться. Лучше скажите: “Смотри, как мальчик хочет твою игрушку, давай дадим ему немного поиграть, он поиграет и вернет!” 

    3. Не плачь, если не замолчишь — отдам в детский сад! Так мы запугиваем ребенка, формируем впечатление, что в саду плохо и там могут обидеть. 

    4. Успокойся, иначе оставлю ночевать в садике! Опять же, пугаем ребенка еще и тем, что мама может хотеть избавиться от него, а значит, не любит … 

    5. Там не страшно! Не бойся! Воспитательница не будет тебя обижать! “Не” ребенком не воспринимается. Ребенок слышит: “Нужно бояться, в саду страшно, а воспитательница может обидеть” 

 

  1. Я буду с тобой в группе сидеть! (если на самом деле вы не собираетесь этого делать). Это обман. Обманывая малыша, мы сами себе роем яму, так как со временем он перестанет нам доверять, начнет обманывать сам. Поэтому, если вы пообещали остаться с ребенком — останьтесь, и не уходите, пока малыш на это не согласится. 

    7. Я тебе куплю …, если ты пойдешь в садик! Малыш привыкнет к тому, что каждый раз мама что-то покупает, и со временем начнет манипулировать и требовать все больше и больше. 

    8. Любой негатив о воспитателях, помощниках воспитателя ребенка, о садике в общем, даже просто интонация (в присутствии ребенка). Малыш формирует впечатление о воспитателях с ваших слов. Если вы негативно отзываетесь — значит воспитатели плохие, поэтому с ними оставаться опасно.

 

  1. Не плачь! Смотри, другие дети не плачут! А ты … Не стоит сравнивать ребенка с другими. Никогда. Ни в коем случае! Лучше скажите: “Тебе грустно/горько, что приходится оставаться без мамы. Я тоже буду скучать по тебе!” 

    10. В саду так весело! Там столько игрушек! Там столько детей! Все играют, веселятся! Эти фразы способны вызвать у ребенка завышенные ожидания и сформировать впечатление, что садик — это развлечение, и в саду сразу с первого же дня будет так прекрасно. Поэтому лучше говорить правду, более сдержанно. Предупреждайте, что с детьми придется сначала познакомиться, что в саду будут занятия и воспитатель, которую нужно будет внимательно слушать. 

 

Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довольно редко. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения садика — это стресс. И наша с вами задача — смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий. Поэтому предлагаем вам 14 правил для родителей, чтобы адаптация ребенка прошла как можно легче и быстрее.

 

  1. Отдавать ребенка в детский сад лучше в теплое время года, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Так ребенку будет легче адаптироваться, поскольку игры на свежем воздухе, песочница — все очень напоминает привычные условия его повседневной жизни.

 

  1. За неделю-две до начала посещения садика приучить ребенка к режиму, который установлен в саду и ввести в рацион ребенка блюда, которые готовят в саду. Таким образом на 2 стрессовых момента станет меньше. Ребенок должен привыкнуть просыпаться утром (например, в 7:00), спать днем с 13:00, завтракать и обедать примерно в то же время, что и в саду. Тогда ему будет легче привыкать к его условиям. 

 

  1. Навыки самообслуживания. Научите малыша одеваться, раздеваться, есть ложкой, отучите от одноразовых подгузников. Конечно, если вам приходится отдавать ребенка в детский сад в очень раннем возрасте, то эти навыки могут быть еще не сформированы на достаточном уровне. Главное, чтобы ребенок хотел и пробовал самостоятельно одеваться или есть, а также умел попросить о помощи. Тогда он будет комфортнее и увереннее чувствовать себя среди сверстников, среди которых найдутся те, что умеют делать это самостоятельно. 

 

  1. Сформировать положительную установку на сад. Это очень важный пункт! Никогда не пугайте ребенка садиком. Такие фразы, как: “Успокойся, иначе отведу в сад”, “Вот пойдешь в садик — увидишь!” способны сформировать у ребенка установку на то, что в саду плохо и его следует избегать всеми силами. Не используйте фразы, содержащие негатив для ребенка (“А в саду тебе придется такое есть!”, “Вот пойдешь в садик, а там надо делиться с детьми!”) Рассказывайте о садике, гуляйте возле него, наблюдайте за детьми на его площадке, комментируя все, что увидели. 

 

  1. Не обманывайте ребенка! Говорите так, как есть. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у ребенка не было разочарования. “Да, ты придешь в группу, а там много детей. Сначала ты никого не будешь знать, но воспитательница поможет подружиться, и вам будет весело!” “Да, тебе придется быть в саду без мамы, я тоже буду скучать по тебе, но вечером я обязательно за тобой приду!» — Вот так лучше разговаривать с ребенком.

 

  1. Научите ребенка отпускать маму, играть самостоятельно игрушками. Конечно, не у всех есть такая возможность, но хорошо, если у ребенка есть регулярный опыт того, что мама отлучается на несколько часов, а малыш в это время остается с папой, бабушкой, няней… Дети, которые никогда не расставались с мамой, так же, как и те, у которых был неудачный опыт такого расставания, могут дольше адаптироваться к детскому саду.

 

  1. Навыки общения. Покажите ребенку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого же дня. Для подготовки ребенка в детсад посещайте группы раннего развития, хотя бы для того, чтобы ребенок привык к детскому коллективу, к занятиям и необходимости слушать и слышать взрослого. 

 

  1. Общайтесь с воспитателями с уважением и доброжелательно. Ребенок очень внимательно следит за вашими эмоциями, реакциями, поведением. Таким образом, он относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, он принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребенок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это “добрая тетя”, потому что мама с ней приветлива, спокойна и доброжелательна. 

 

  1. Обязательно прощайтесь, не убегайте, оставляя ребенка. Это касается не только детского сада, но и любых моментов расставания. Ребенку гораздо легче понять, что мама идет и скоро вернется, чем куда мама внезапно делась. В последнем случае дети начинают придумывать, что мама бросила их и больше никогда не вернется. Тогда начинаются слезы, переживания, истерики, нежелание отпускать маму ни на секундочку. 

 

  1. Не нарушайте привычки на первых порах, даже плохие (сосание пальца, соски и т.п.)Если ваш малыш сосет соску, палец, имеет еще какую-то привычку, не пытайтесь отучить от нее параллельно с вступлением в детсад. Так вы добавляете еще один стресс вашему ребенку. Подождите, пока ребенок адаптируется к садику, тогда займитесь привычками. Или еще лучше — отучите от привычки заранее, еще до начала посещения детского сада.

 

  1. Давайте ребенку больше внимания, тепла, ласки. Малышу, который начал ходить в детский сад, уделяйте больше внимания, тепла, ласки, больше обнимайте, демонстрируйте свою любовь, больше времени проводите вместе. Таким образом вы компенсируете ту нехватку мамы в течение дня и еще раз убеждаете, что мама продолжает любить, а не покидает в саду, потому что больше не любит. 
  2. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть отводят в детский сад папа, бабушка или еще кто-то. Хотя бы на первых порах.
  3. Помните, ребенок чувствует вашу тревогу! Поэтому стояния под дверью группы и прислушивание к тому, что там происходит, хождение вокруг сада и “заглядывания в окна” ни к чему хорошему не приведет. Ребенок, который ощущает мамину тревогу или страх, начинает сам бояться и думать, что в саду с ним может случиться что-то неприятное. Для такого ребенка период адаптации может не заканчиваться очень долго — пока мама не успокоится и не отпустит свои переживания. 
  4. Принимать чувства ребенка. Исключить нотации, убеждения… Если ребенок плачет в саду, скучает по маме, никогда не запрещайте его чувства, не старайтесь сразу же убедить, что эти чувства напрасны. Просто примите их, покажите, что вы понимаете, что это нормально так чувствовать. Скажите: «Да, я вижу, ты очень скучал/скучала!» «Тебе было страшно, грустно, печально…», «Тебе хочется поплакать, поплачь!» Более подробно об отражении и принятии детских чувств можно прочитать в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
14 ПРАВИЛ АДАПТАЦИЯ
Пролистать наверх