Образовательная деятельность по знакомству детей старшего дошкольного возраста с русскими народными играми 

автор: Григорьева Ольга Александровна

Музыкальный руководитель МБДОУ № 125, г. Мурманск

Образовательная деятельность по знакомству детей старшего дошкольного возраста с русскими народными играми

 

 

 «В гостях у хозяюшки».

Под музыку Хозяюшка и дети входят в зал. У одного из детей в руках корзинка с ложками.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы, добрый день дорогие взрослые!

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно хлебом да солью встречаем! Хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль отгоняет злых духов. Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

(Жестом Хозяюшка предлагает детям сесть на лавку)

В каждой деревне, были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть. На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

А чтобы развеселить народ и поднять настроение рассказывали небылицы – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. 

А вот вам наши небылицы:(рассказывают дети)

Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Два весёлых карапуза, 
на печи усевшись ловко, 
Рвали с яблони арбузы, 
В море дёргали морковку. 

На ветвях созрели раки, 
Семь селёдок и ерши. 
Все окрестные собаки 
Ели брюкву от души

На березе сидит заяц
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает.

У козла в бороде
Живут две лягушки
На спине сидит медведь
Держится за ушки.

Хозяюшка: Что, ребята, все сидите?

Аль гулять вы не хотите?

Запевайте веселей 

Да айда, играть скорей!

 

1 ребенок: Поиграть мы не прочь! Только кто же будет водой?

Хозяюшка: А вот ты и выбирай.

(Дети встают по кругу, 1 ребенок считает)

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

 

Игра «Арина».

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют: Долгая Арина, встань выше овина,

                   Рученьки сложи, чье имя укажи!

 

Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, 

                                        Вдоль по караваю, кого найду узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной. (Вариант облегченный: играющий должен пропеть : Арина, это я)

 (Поиграть несколько раз).

 

Хозяюшка: Молодцы ребята! Всех угадали!

 

 2 ребенок (выходит с корзинкой с ложками):

Лихо пели и плясали, 

Но и мы не отстаем.

Разбирай, ребята, ложки,

Поиграем семером!

 

Исполняется  музыкальная игра: «Ложки – поварешки».

В конце танца останавливаются парами, лицом друг к другу.

Хозяюшка:  -Ладушки, ладушки, 

                         Где были?

                        -У бабушки.

 

В каждой паре дети прямонаправленными движениями ударяют положкам друг друга.

– Что ели?

–  Кашку

– Что пили?

– Бражку.

Дети повторяют упражнение. Но на этот раз ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.

Ехал мальчик маленький 

На лошадке каренькой –

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Дети, постукивая ложками, выполняют руками круговые движения по часовой стрелке.

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму – 

Бух!

Дети выполняют предыдущее упражнение, но с движением руками против часовой стрелки.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Дети выполняют наклоны вперед с постукиванием ложками о колени.

Хорошая дорога,

Хорошая дорога,

Вот стала что – то хуже,

Вот стала что – то хуже.

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет.

Дети выполняют выпады влево и вправо. В конце каждого выпада стучат по ложкам друг друга.

 

Хозяюшка предлагает детям лечь на спину, головами друг к другу, руки с ложками поднять вверх.

Хозяюшка: Мешу, мешу тесто,

                    Есть в печи место.

                    Пеку, пеку каравай,

                    Переваливай, валяй!

Дети переворачиваются на живот, затем снова на спину. После этого упражнения садятся на пол, вытянув ноги и опустив руки с ложками. Выполняют: сгибают ноги в коленях и ударяют по ним ложками. А хозяюшка приговаривает:

Чук- чук- чук- чук,

Наловил дед щук.

Баба рыбу пекла,

Сковородка потекла!

 Дети садятся «по турецки», руки с ложками на коленях. 

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Дети выполняют повороты туловища вправо – влево. При каждом повороте ударяют ложкой о ложку. Затем кладут ложки на пол, встают, положив руки на пояс.

Танцевала рыба с раком,

А петрушка – с пастернаком,

Сельдерея – с чесноком,

А индейка – с петухом.

 

Дети выполняют топающие движения с ускорением.

 

Хозяюшка: Молодцы ребята, давайте соберем ложки  в корзинку!

(Хозяюшка берёт платок в руки)

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)

Вы ребята не зевайте,

Под платочком пробегайте!

  

Игра «Пробеги под платком!». Двое взрослых поднимают платок, пока платок опускается, ребята должны быстро перебежать под ним и оказаться на другой стороне.

Хозяюшка: Вот и повеселились мы от души, а теперь, как говорится, делу время – потехе час, пора расходиться по домам.

Дети кланяются:

Веселись, душа играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром,

     Мы всегда вас в гости ждем!

Под музыку дети и хозяюшка уходят из зала.

 

Образовательная деятельность по знакомству детей старшего дошкольного возраста с русскими народными играми 
Пролистать наверх