Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Автор: Даминова Ляйсян Рафиковна

МБОУ “Владимовская СОШ” Тюльганского района Оренбургско с. Владимировка

Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Технологическая карта урока.

Автор разработки учитель 1 квалификационной категории МБОУ «Владимировская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области.

ПРЕДМЕТ:  Русская литература

Тема: Урок по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». «Любовь – великий дар или трагедия?» Тип: Урок изучения нового материала
Цели для ученика

Обучающие:

 1)Создать условия для аналитического прочтения повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

2)формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов

Развивающие:

1) развивать умение обобщать, делать выводы;

2)  обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;  

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения;

2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Цели для учителя

Образовательные: 

1) выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна; Развивающие: 

1) формировать умение анализировать  текст  прозаического произведения;

 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок  героя;

3) формировать представление о  герое произведения на основе анализа поступков;

 4)  обогатить культуру речи школьников, 

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров  героев;

2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.

Планируемые результаты
Предметные: 

– понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

– понимание связи  изучаемого произведения с эпохой его написания;

– умение анализировать изучаемое произведение:  определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; 

-умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения 

Метапредметные:

– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; 

 – владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя  языковые средства;

 – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные:

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

Формы организации учебной деятельности:  фронтальная, коллективная, парная.
Методы, приемы организации учебной деятельности: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.  диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.
Межпредметные связи: музыка
Ресурсы урока: иллюстративный материал, потрет А.И. Куприна

ТСО: электронная презентация, фрагменты фильма по мотивам повести «Гранатовый браслет», аудиозапись Второй сонаты Бетховена.

Выставка произведений А.И. Куприна

Дидактический материал: индивидуальные здания для учащихся, учебник литературы 11 класс

Учебно-методический комплекс: учебник под редакцией В.П. Журавлева, авторы Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов и др. М.: Просвещение,2011.
Опорные понятия, термины: повесть, пейзаж, символ, эпизод, сонет, тема, идея
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося
Мотивационно-целевой
  «Любовь – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я.

 Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

 не в творчестве выражается индивидуальность

                                  Но в любви». А.И. Куприн

                             Звучит соната Бетховена

– Объясните ,пожалуйста, смысл эпиграфа  к уроку. Согласны ли вы с автором? 

– Какие эмоции у вас вызывает прослушанная музыка?

– Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?

 

.

– Анализируют высказывание Куприна.

 – Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки.

 – Составляют ассоциативный ряд «Любовь – это…». Аргументируют свои ассоциации. Работают с толковым словарем.

 – Зачитывают отрывок из истории , которая случилась в семье чиновника Любимова, что легло в основу сюжета рассказа.

 – Отвечают на вопросы учителя,

 

Проектировочный
Вступительное слово учителя. Мы переходим к основной части урока – работе над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Мы пройдемся по страницам повести, вчитываемся в каждое слово писателя, поразмышляем о любви, о сложных жизненных ситуациях, насладимся языком произведения, попытаемся понять позицию автора, постигнуть процесс рождения чувств, научится понимать смысл поступков героев, а в конечном итоге попытаемся научиться понимать людей и самих себя.

Я так хочу, чтоб на уроке каждый захотел  и слушать, и читать, а так же думать, говорить, мечтать.

– Совместно с учителем определяют цели урока.

 – Размышляют о том, ответ на какой вопрос хотели бы получить от  изучения данного произведения.

Процессуальный
Презентация

Просмотр отрывков из фильма «Гранатовый браслет»

Аналитическая беседа с элементами дискуссии. 

  Вопросы  для читательского восприятия текста:

 – С чего начинается повесть?

 – Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

 – Иллюстрация портрета Веры.  Как рисует автор Веру?  Словесный портрет. Сравнительный анализ.

 – Как описываются гости?

 – Какой эпизод производит неприятное впечатление?

 – Как выглядит высшее общество в произведении?

 – Анализ подарков на именины.

 Аналитико-исследовательская работа.

«Как развивается тема любви в повести?». Проблемные вопросы и их обсуждение (элементы дискуссии).

10 историй любви в рассказе:

– Отношения сестры Веры Анны с мужем;

 – Любовь Аносова к   болгарочке;

 – История женитьбы Аносова;

 – История отношений прапорщика и жены полкового командира ;

 – История капитанской жены и поручика Вишнякова;

  Анализ этих отношений, настоящая ли это любовь

 Анализ отношения  Желткова к Вере. Чем отличается его любовь?

Тема для дискуссии.

Дружба, взаимопомощь – это очень хорошо, но чего бы вы больше хотели в семейных отношениях, дружбы или любви?( работа по группам)

 

– Отвечают на вопросы,  

 -дают портретную характеристику, 

 -анализируют поступки  героев, 

 -обращаются к произведению ,ради доказательства своих слов,

 -участвуют в обсуждении ,

 – записывают в тетрадь основные выводы

 

 –  обращаются к тексту, анализируют эпизоды, делают выводы.

 – думают, рассуждают.

 – работают в группе , записывают свои суждения , выступают со своими выводами на заданную тему, дискутируют.

Рефлексивно-оценочный
Что дал нам сегодняшний урок?

Какие выводы мы сделаем для себя?

Что помог понять, осознать урок?

 Что такое любовь?

 Смогли ли вы получить ответы на вопросы, которые у вас были в начале урока?

 Заключительное слово учителя.

-делают выводы, работают над синквейном на тему « Любовь».
Дополнительный материал:
Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение на темы:

1. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

2. Существует ли идеальная любовь?

3. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

Дополнительное творческое домашнее задание:

 

Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Пролистать наверх