«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе иочин»

Автор: Дашиева Жаргалма Ешидоржиевна

Преподаватель по классу иочин МАОУ ДОД “Певекская школа искусств”

«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе иочин»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа Певек  «Певекская школа искусств»

Методическая работа

«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе иочин»

Преподаватель Дашиева

                                                                           Жаргалма Ешидоржиевна

                                                                         (преподаватель по классу иочин)

г. Певек

   2021 г.

«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе иочин»

      Многовековое развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что исполнительство, будь то инструментальное или вокальное, немыслимо без ансамблевого музицирования. Ансамбль-вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы.

      Ансамблевое музицирование,  как одна из форм творческого развития обучающихся мне очень близка и весьма актуальна в моей педагогической практике, так как она обладает особыми развивающими возможностями. Я активно стараюсь использовать с самого начала обучения ученика игре на инструменте. Несмотря на любой уровень подготовки, независимо от уровня его способностей каждый ребенок начинает чувствовать себя полноценным участником действия ансамблевого музицирования. Творческая, дружелюбная атмосфера  занятий доставляет ученикам  большое удовольствие, приносит радость и неоспоримую пользу. Именно такая форма занятий способствует психологической раскованности ученика, снимает зажатость и снижает страх перед публичным выступлением. Поэтому, заниматься ансамблевым музицированием необходимо систематически. Использовать всевозможные виды учебной деятельности-смотры, концерты, конкурсы, просветительские концертыв школах, детских садах и т. д. 

      По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам, особенно с педагогом. Но большей внимательности, концентрации, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т. е. ученик-ученик). 

     Я подготовила имеющиеся видео ансамблей  моих учащихся, которые имеют опыт концертного выступления на сцене,  (музицирование ученика с педагогом и ученик- ученик). На сегодняшний день могу сказать, что  играют все,  кроме первоклассников.

      В ДШИ ансамблевое музицирование рассматривается, как приоритетное направление в развитии музыкальных способностей ребенка. Ни для кого не секрет, что большинство учащихся музыкальных школ обучаются музыке не для того, чтобы выбрать себе профессию музыканта, а для общего музыкального развития и кругозора. Задача  музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально- эстетических знаний-участников художественной самодеятельности, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании в людях,  великий дар-умение слушать и понимать музыку.

      Современного ребенка сложно сейчас удивить, круг их интересов очень многогранен и широк, так помимо музыкальной школы учащиеся посещают еще какой-либо кружок или секции, поэтому наша задача музыкальной школы, задача педагога не только заинтересовать и обучить игре на инструменте, но еще и удержать. Ансамблевое музицирование является лучшим средством заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап  обучения. Начальное обучение игре на инструменте имеет свои специфические особенности. Сразу появляется масса новых задач: посадка, постановка рук, изучение строя, способы звукоизвлечения и т.д.  Но, среди обилия решаемых задач важно не упустить основную- в этот ответственный период, не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и привить любовь к коллективному творчеству. Все зависит от педагога, его усилий, «зажечь», «заразить» ребёнка, желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

 

     Планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара выступают в качестве основных факторов, способствующих всестороннему музыкальному развитию, творческому росту учащихся. Репертуар ансамбля иочинистов должен включать произведения различных музыкальных стилей и направлений, быть ярким, образным, интересным и понятным детям. Благодаря  музицированию происходит развитие всех музыкальных способностей ребенка – музыкального слуха, ритма, музыкального восприятия, памяти и  мышления. Совместное  музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.

 

Основы ансамблевой техники.

   «Совместное музицирование» – это дело далеко не простое. Навыки ансамблевой игры не приходят так быстро, как иногда кажется. Творческая лаборатория ансамбля слишком сложна для детей. Чего стоит, например, всем одинаково почувствовать темп, уловить незначительные отклонения от него, взять одновременно звук, а главное, чтобы всё это выходило естественно и непринуждённо, как бы само по себе. 

   Первая проблема, которая возникает тут же при создании ансамбля, – подбор кандидатов на роль той или другой партии. Надо учитывать, что к моменту начала работы учащиеся должны владеть основными навыками игры на инструменте – приёмами  звукоизвлечения, владения штрихами, аппликатурными приёмами; должны хорошо разбираться в понятиях организации игровых движений и так далее. Чаще всего подбирают равноценных детей, дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом.

  Дети, которые часто выступают сольно, при игре с ансамблем с самого начала, когда идет разбор произведения, начинают солировать. Так, как они знают, что прекрасно умеют играть и потому их очень сложно соединить. Но, в процессе репетиции в ансамбле, они начинают меняться, начинают помогать друг другу, подсказывают, они начинают решать многие вопросы, такие как, в каком темпе играть, какими штрихами, исходя из характера и 

образа исполняемого произведения. 

          Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением:

  • научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; 
  • ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков; 
  • исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения, 
  • творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе, 
  • получить навыки чтения с листа. 

   Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.

Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.

 

 

Методы работы над музыкальным произведением на занятиях могут быть следующими:

 

  • Объяснительно-иллюстративный-позволяет донести до учащихся необходимые музыкально-теоретические сведения о композиторе, стиле, характере исполняемого произведения, поставить творческие задачи и указать пути их решения;
  • Репродуктивный- является наиболее действенным при обучении начинающих музыкантов, способствует формированию навыков ансамблевой игры. В его основе- показ учителя. Однако, используя этот метод, следует остерегаться копирования учащимся действий учителя, так как это приведет к формальному усвоению музыкального материала;
  • Творческий- способствует формированию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и фантазии, является  особенно важным при работе над музыкальным образом.

 

     Казалось бы, самая простая вещь – начать играть вместе. Однако точно и синхронно взять два звука – не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижёра. Он обязан показывать вступления, снятия, замедления и так далее. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметное движение вверх (как бы ауфтакт, «вдох») и затем чёткое движение вниз («выдох») – это и есть сигнал к вступлению. 

Важным является достижение синхронности (это–то объединяющее начало, на котором держится ансамбль) не только во время старта, но и в процессе звучания пьесы. Всё зависит от того, насколько каждый учащийся обладает метроритмической устойчивостью.

   

Ритм как фактор ансамблевого единства.

 

     Воспитание в учениках чувства «коллективного» ритма – одна из важнейших задач ансамблевых классов. Работа начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении партнёров. Наиболее распространенным недостатком является отсутствие чёткости ритма и его устойчивости. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной некоторым учащимся тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности (эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс) или в стремительных пассажах, когда неопытному музыканту начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости; а также в технически сложных для него местах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасные такты (бывает и наоборот: преодолевая их, ученик замедляет темп). При объединении в дуэте двух человек, страдающих таким недостатком, «минус» на «минус» не даёт, к сожалению, «плюса». 

   Как же добиться, чтобы каждый из участников, исполняя свою партию, укреплял ритмическую основу всего ансамбля? Необходимо систематически и настойчиво работать в этом направлении. 

     В ансамбле, разумеется, могут быть исполнители, у которых по-разному развито чувство ритма. В процессе работы надо перейти к общему знаменателю, т.е. выработать общее ощущение ритма. А начать следует с воспитания чувства абсолютно точного, «метрономного» ритма. Он и станет объединяющим началом в общем «коллективном» ритме, включающем и известную свободу. Следует подчеркнуть, что допустимая на первом этапе занятий некоторая схематизация ритма в дальнейшем категорически неприемлема: ритм должен быть живым, гибким, выразительным.

   Если этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным союзником и помощником педагога. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения. Руководитель должен этим умело воспользоваться.

 

После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача, стоящая перед ними – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его воспроизведение.

 

Заключение.

 

Когда юные музыканты впервые получат удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствуют радость объединенных усилий, взаимной поддержки,  можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом ещё далеко от совершенства  это не должно смущать педагога, всё можно исправить дальнейшей работой. Ценно другое – преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, участники коллектива смогли почувствовать своеобразие и интерес совместного исполнительства.

        И в заключение хотелось бы поделиться своим педагогическим опытом в этом виде учебной деятельности, продемонстрировать имеющиеся видео ансамблей моих учащихся. 

 

 

      

 

«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе иочин»
Пролистать наверх