автор: Жмуров Дмитрий Витальевич
Байкальский государственный университет
Кибервиктимология
УДК 343.988
Д.В. Жмуров
Байкальский государственный университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
Кибервиктимология, как новая учебная дисциплина: методическая разработка
Аннотация. Представлена авторская учебно-методическая разработка курса «Кибервиктимология», призванная сформировать у студентов научно-исследовательские компетенции в рамках магистерской программы «Уголовное право и криминология» (направление подготовки «Юриспруденция»). Кроме названной, ключевыми целями настоящего учебного курса являются: а) информирование подопечных о наиболее актуальных процессах, происходящих в современной преступности, об специфических свойствах и изменениях статуса жертв киберпреступлений и лиц, пострадавших в кибернетической среде; б) развитие профессиональных компетенций, связанных с эффективностью будущей работы в правоохранительной сфере; в) развитие навыков цифровой гигиены. В рамках настоящей учебно-методической разработки охарактеризована актуальность предлагаемого учебного курса, описаны его цели и задачи, предложена структура лекционных и семинарских занятий, детально раскрыты цифровые дидактические технологии, применение которых предполагается в ходе обучения по настоящему предмету. В завершении раскрыты некоторые формы итогового контроля (тестовые вопросы, вопросы к зачету), которые бы могли использоваться для проверки знаний.
Ключевые слова. Кибервиктимология; научные исследования; учебно-методический комплекс; жертвы в цифровом пространстве; кибервиктимность; кибервиктимизация.
- Актуальность учебно-методического комплекса
Рост киберпреступности, фиксируемый с 2013 по 2020 г. достиг 20-ти кратных значений. Это не может быть оставлено без внимания со стороны общества и государства. Набирающая силу киберпреступность, расширение ее масштабов и диверсификация, диктуют необходимость ее контроля. В противном случае возникает вопрос о дееспособности государства в части выполнения им правоохранительных обязательств. Одним из способов достижения упомянутого контроля является профилактическая работа с потенциальными жертвами и их девиктимизация, т.е. уменьшение опасности провоцирующего поведения в Интернете. Эффективность подобной работы зависит от качества подготовки специалистов новых формаций – киберкриминалистов, кибервиктимологов и проч. Данная задача представляется весьма актуальной и нуждается в практической поддержке: не только артикулировании и декларировании, но и создании реальных образовательных инструментов.
В рамках этой идеи целесообразно создание нового учебного предмета, именуемого кибервиктимология. Ее можно определить, как междисциплинарную область, исследующую виктимизацию пользователей в виртуальном пространстве объединённых компьютерных сетей. Эта направление исследований имеет перспективы развития и связано со все возрастающими темпами виктимизации людей в цифровой среде.
- Цель учебного курса
Выражается в триединстве дидактических, развивающих и воспитательных целей. Это закрепление знаний, развитие способностей и воспитание профессионально-значимых качеств по выбранному предмету. Данная цель конкретизируется в обучении специалистов, обладающих исследовательскими и аналитическими компетенциями в области кибервиктимизации, способных адекватно реагировать на цифровые угрозы, противопоставлять им стратегии совладания, а также самостоятельно проводить научные исследования в указанной сфере.
- Задачи учебного курса
Из поставленной цели вытекает ряд задач, отраженных в триаде «знания-умения-навыки». Рассмотрим каждый из этих элементов отдельно:
Знания представлены в:
- концептуальных и понятийных основах кибервиктимологии;
- сведениях о причинах и условиях, виктимологических особенностях совершения отдельных киберпреступлений;
- информации о методах и средствах поиска, обработки научных и правовых данных.
Умения отражены во владении системой современных информационных технологий, применяемых для целей исследовательской деятельности:
- при разработке ментальных и интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru;
- проведении социологических исследований: https://anketolog.ru/, https://www.google.ru/forms/, https://ru.surveymonkey.com;
- символьном изображении информации, например, https://yequalx.com/ru/chart;
- при работе с библиографическими данными: https://www.mendeley.com, https://www.elibrary.ru/;
- осуществлении статистической аналитики: https://www.statista.com/;
- для разработки тестовых материалов: https://www.survio.com/, https://master-test.net/, https://www.testograf.ru/;
- организации и проведению научных мероприятий он-лайн: https://event.4science.ru/
Навыки, как способности к автоматизированной деятельности, включают:
- способность сбора, систематизации и обработки информации для целей виктимологической профилактики с применением современных информационных технологий;
- квалификацию в организации научно-практических исследований и мероприятий с применением современных информационных технологий.
- План курса. Основная часть курса.
Курс «Кибервиктимология» состоит из 9 основных тем, в которых раскрываются основные аспекты формирования и функционирования жертв криминальных действий в сети интернет. Данный курс предназначен для будущих сотрудников правоохранительных органов, криминальных юристов, криминологов.
Темы курса были подобраны таким образом, чтобы обеспечить студентов:
– современными знаниями о жертвах в цифровом обществе;
– необходимыми компетенциями, связанными с эффективной будущей работой в правоохранительной системе, а также в сфере цифровой гигиены;
– исследовательскими компетенциями на базе современных цифровых технологий.
Содержание лекционных и семинарских занятий целесообразно представить специальной таблице ниже.
Табл.1 Лекционные и семинарские занятия курса «Кибервиктимология»
Наименование разделов и тем | Содержание лекционных занятий | Содержание семинарских занятий |
Теоретические и методологические основы кибервиктимологии | Понятие кибервиктимологии, ее предмет. Ключевые методы исследования и эволюционные перспективы. | Понятие кибервиктимологии и ее предмет. Цели и задачи науки. Современное состояние исследований. |
Кибервиктимность, как новая категория VUCA-мира | Понятие кибервиктимности. Отход от классической виктимологии: тезис «комменсализм на смену хищничества». Новые парадигмы причинения криминального вреда в интернете. Размывание понятия субъект индивидуальной виктимизации: сложные самоорганизующиеся системы и IOT, как жертвы преступных посягательств. | Кибервиктимность, как понятие выходящее за пределы классической виктимологии. Изменение парадигмы причинения преступного вреда в виртуальном пространстве. Субъекты кибервиктимизации и жертвы киберпреступлений. |
Кибервиктимизация. Интегративный подход и научно-исследовательская матрица | Понятие кибервиктимизации, ее гипотетическая модель (модель-ПОРПЭ): профилирование, обусловленность, распространенность, прогнозируемость, эпидемичность. Номенклатура ключевых актов кибервиктимизации: пятнадцать глобальных категорий и около ста акцентных форм. Среди глобальных: угрозы; преследование; незаконный интерес; остракизм; обвинение или навешивание ярлыков; персональная дискредитация; подмена личности; разглашение; внушение; изъятие; повреждение сетевой инфраструктуры; организационная компрометация; пользование чужими ресурсами; пользование чужими преференциями; создание необоснованных ожиданий. | Кибервиктимизация. Подходы к оценке феномена. Формы проявления. Оценка распространенности. |
Кибержертва: решение проблемы терминологической не-определенности | Кибержертва и субъект кибервиктимизации: ключевые дефиниции. Сущностные характеристики кибержертв, отличающие от их традиционных жертв преступлений; разграничение со смежными понятиями, например, лицами, пострадавшими на фоне персональной интернет-активности, потерпевшими от преступлений в сфере компьютерной информации. Классификация кибержертв, включающая цифровых, комбинированных и невиртуальных потерпевших. | Кибержертва. Ее типические характеристики (виктимная амбивалентность, деперсонифицированность, экстерриториальность, особые персональные качества, смешанный технико-личностный характер виктимности). Виды интернет потерпевших: а) жертвы имущественной; б) экономической компрометации; в) жертвы вовлечения; г) агрессии; д) деструктивных действий (разрушения); е) нарушения информационных прав; ж) жертвы сервиса. |
Факторы кибервиктимизации | Обстоятельства, вызывающие реализацию виктимного потенциала в сети. Их виды и классификация: а) поведенческие триггеры, проявляющиеся в виктимном образе действий; б) психологические триггеры, выражающиеся в психической деятельности человека и ее виктимогенных проявлениях; в) социальные триггеры, связанные с межличностным и групповым взаимодействием; г) технические триггеры, как комплекс условий, относящийся к инфраструктуре, формирующей отраслевые виктимогенные риски. Сюда входят: стремительная цифровизация и сменяющие друг друга технологические уклады, несовершенство и уязвимости компьютерных систем, непредвиденные или заложенные программные ошибки, риски, связанные с дистанционным обслуживанием и проч. | Характеристика факторов кибервиктимизации различных уровней и содержания (поведенческих, психологических, социальных, технических). |
Виктимологическая характеристика преступлений, связанных с повреждением сетевой инфраструктуры | Характеристика жертв технических атак на серверы и объекты интернет-инфраструктуры. Классификация форм виктимизации. | Субъекты виктимизации связанной с повреждением сетевой инфраструктуры. Формы виктимизирующих действий:
|
Виктимологическая характеристика интернет-мошенничества | Характеристика форм интернет-мошенничества и сопутствующие им скрипты виктимизации. | Характеристика виктимизации от интернет-мошенничества. Подробный анализ следующих форм виктимизации:
|
Виктимологическая характеристика феномена фейка | Виктимизация личности от потребления ею ложной, некачественной или искаженной медиа-информации. Фейк, как генерализованное понятие, охватывающее опасные, с т.з. информационной гигиены, медиа-данные. Дефиниция и классификация фейков. | Виды фейков. Криминальные последствия распространения фейковой информации. Причинение смерти по неосторожности, иные летальные случаи, вызванные слухами и фейками. Классификация фейк-мейкеров. Дипфейки и порнографические фейки. Жертвы фейковой дезинформации. |
Виктимологическая характеристика кибербуллинга и киберсталкинга | Формы проявления и виды кибербуллинга (киберсталкинга). Физические и психологические последствия этих форм дискриминации. | Виктимологическая характеристика кибербуллинга и киберсталкинга (интернет-преследование в широком смысле слова, пранкинг, бомбардировка зумом (зумбомбинг); тематическое преследование (гендерное, сексистское, политическое, религиозное); домогательства, в т.ч. продолжительные; нежелательные комментарии; создание целевого контента для издевательств над жертвой; организация личных встреч для целей персональной дискриминации) |
- Цифровые технологии в обучении. Использование указанных технологий подкрепляется совокупностью исследовательских стратегий, основанных на использовании современных цифровых методов исследования и научной коммуникации (разработка смарт-карт, проведение он-лайн опросов, работа с агрегаторами научной литературы, разработка он-лайн тестов, использование Tor project методом включенного наблюдения, обучение навыкам использования статистических сервисов и специализированных научных платформ). Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов необходимых цифровых компетенций, связанных с осуществлением исследовательской и научной деятельности. Среди предусмотренных настоящей рабочей программой выделены следующие:
5.1. СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ – это онлайн-инструмент для майндмэппинга, который позволяет захватывать, разрабатывать и делиться идеями визуально.
Задача студента: составить ментальную карту по теме «Кибервиктимология и ее место среди современных наук об обществе» на ресурсе https://www.mindmeister.com/ru
5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ при помощи специализированных социологических порталов (Анкетолог, SurveyMonkey, Яндекс.Взгляд)
Задача студента: проведение интернет-анкетирования 20-80 человек по выбранной теме, касающейся виктимизации пользователей сети (например, «Становились ли Вы жертвой интернет-мошенничества», «Частота кибербуллинга среди школьников», «Криминальная дискриминация в социальных сетях», «Ущерб, наносимый жертвам киберпреступлений» и проч.). Для этого необходимо зарегистрироваться на одном из социологических сервисов (https://anketolog.ru/, https://www.surveymonkey.ru/), выбрать пробный тариф, разработать анкету из 3-5 вопросов и разместить ее для сбора ответов. После этого обратиться к потенциальным респондентам (своим подписчикам, коллегам по работе или ВУЗу) с просьбой пройти опрос.
5.3. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ ОНЛАЙН
Задача студента: изучить и систематизировать виды кибервиктимизации, а также отразить данную номенклатуру в диаграмме, выполненной в любом из сервисов визуализации, например, https://yequalx.com/ru/chart/
5.4. РАБОТА С АГРЕГАТОРАМИ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ. Изучение степени разработанности той или иной научной темы, касающейся становления, поведения и особенностей интернет-жертв.
Задача студента: по ключевым словам, составить и проанализировать научные публикации по той или иной проблеме кибервиктимологии. Для этого на специализированных порталах (напр., https://www.mendeley.com, https://elibrary.ru/) выбрать нужное ключевое слово (например, кибермошенничество, интернет-сталкинг, сексуальные домогательства в сети и проч.) и систематизировать по годам список релевантной научной литературы. Это позволит выявить актуальность проблемы, проследить интенсивность ее разработки, уточнить наиболее и наименее интересующие ученых аспекты рассматриваемой темы.
5.5. РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСАМИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ представляет собой подготовку доклада на свободную наиболее заинтересовавшую студента тему, касающуюся виктимизации в виртуальном пространстве.
Задача студента: по ключевому запросу (например, «cyber victim», «cyber crime») в сервисе www.statista.com выбрать наиболее интересную тему с открытым доступом, составить по ней презентацию и представить ее на семинарском занятии.
5.6. ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В CLEARNET И DEEPNET
Задача студента: совместно с преподавателем проанализировать типы виктимизирующих действий по теме № 6 и найти в Клирнете или Даркнете поставщиков подобных услуг, оценить объем предложений, актуальную ценовую политику и проч.
5.7 АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА
Задача студента: провести контент-анализ публицистической, научной и иной литературы за прошедший год на предмет выявления новых видов мошеннических действий в сети Интернет (например, в 2020 год появились новые формы таких действий: кьюшинг, COVID-мошенничества и проч.)
5.8 РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ
Задача студента: разработать мини-тест (5-10 вопросов) на тему «Становились ли Вы жертвой мошеннических действий в сети Интернет?», используя инструментальный функционал онлайн платформ, например Survio.
5.9. ЦЕЛЕВОЙ ИНТЕРНЕТ-СЕРФИНГ
Задача студента: в сети Интернет выбрать актуальные фейковые новости, проанализировать их, дать прогноз возможных последствий подобной публикационной активности.
5.10 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Задача студента: малой группой совместно с преподавателем организовать и провести в сети Интернете научное мероприятие на площадке https://event.4science.ru. Тему и содержание мероприятия определить в ходе брэйнсторминга на предыдущих семинарских занятиях. Мероприятия должно включать не менее 2-3 докладов и обсуждение затронутых проблем.
- Заключительная часть курса. В завершении курса предусмотрена он-лайн конференция участников, тестирование и зачет. Вопросы к зачету могут быть следующими:
- Кибервиктимология: предмет и перспективы
- Современные кибервиктимологические исследования
- Кибервиктимность: понятие и отличие от классической виктимности
- Понятие и сущность кибервиктимизации
- Модель ПОРПЭ в изучении виртуальной виктимизации
- Виды и формы кибервиктимизации
- Кибержертва, отличие от смежных понятий
- Виды кибержертв
- Поведенческие факторы кибервиктимизации
- Психологические факторы кибервиктимизации
- Социальные факторы кибервиктимизации
- Технические факторы кибервиктимизации
- Виктимологическая характеристика преступлений, связанных с повреждением сетевой инфраструктуры
- Виктимологическая характеристика интернет-мошенничества
- Виктимологическая характеристика феномена фейка
- Виктимологическая характеристика кибербуллинга
- Виктимологическая характеристика киберсталкинга
- Виктимологическая профилактика киберпреступности
- Индивидуальная виктимологическая профилактика в киберпространстве
Примерный материал для прохождения тестирования может включать в себя следующие задания:
- Выберите наиболее точное определение кибервиктимологии
– наука о жертвах преступлений
– междисциплинарная область, исследующая виктимизацию пользователей в виртуальном пространстве объединённых компьютерных сетей.
– концепция, связывающая воедино криминальную и виктимную активность пользователей Интернета
- Интегративный подход в кибервиктимологии – это
– применение комплекса социологических, криминологических, психологических, технических тактик и знаний в их необходимой совокупности
– изучение социальных связей между виртуальными жертвами и киберпреступниками
– использование общенаучных и частно-научных методов для проведения исследований
3.Предикторы (маркеры) кибервиктимизации это
– ее индивидуальные предсказатели или предуказатели
– комплекс факторов, обусловливающих данную форму поведения
– последствия становления кибержертвы
- Какие источники используются для сбора информации об эпизодах виктимизации в киберпространстве?
– данные официальной статистики МВД и Прокуратуры
– общие, тематические отчеты органов власти, виктимологические опросы
– сведения из публицистических источников
5.Что такое имперсонация?
– выдача себя за другого человека;
– кража паролей;
– сексуальные домогательства в сети.
- Кибервиктимность определяется как
– процесс становления жертвы преступления в виртуальной среде
– способность индивида быть жертвой компьютерных преступлений в силу субъективной или объективной уязвимости.
– психологический и моральный вред, нанесенный преступниками в интернете
- Укажите какие из перечисленных элементов входят в предмет кибервиктимологии (допускается несколько ответов):
– жертвы преступлений в виртуальной среде
– кибервиктимность и кибервиктимизации
– история кибервиктимологии
– прогнозирование виктимного поведения в Интернете
– ситуации, предшествующие кибервиктимизации
– посткриминальное поведение жертвы
– система мероприятий профилактического характера
- Кто такие жертвы вовлечения в кибервиктимологии?
– объекты клеветы, оскорбления, травли, киберпреследования, порно из мести, порнографических дипфейков
– лица, которых склонили к антиобщественному или опасному поведению
– потерпевшие от преступлений, направленных на причинение технического вреда
– потерпевшие от интернет-краж, мошенничеств, вымогательства денежных средств
- Виктимная амбивалентность – это
– способность одной жертвы становиться потерпевшим от нескольких форм киберкриминального поведения
– представленность среди кибержертв тех, кто допускает противоправное и аморальное поведение, провоцируя тем самым преступления в отношении себя
– одна из психологических характеристик потерпевших в Интернете
- Какие из представленных мотивов виктимизации юридических лиц являются ведущими?
– кибервойна
– финансовая выгода
– хактивизм
– получение информации для различных целей
- Являются ли термины «субъект кибервиктимизации» и «кибержертва» синонимичными?
– да, являются
– нет, это абсолютно разные понятия
– субъект кибервиктимизации включает в себя понятие «кибержертвы»
- Какие подвиды включает в себя «фейк-презентация»?
– некомпетентные советы и указания (лайфхаки)
– создание лжеэкпертов, фейковые комментарии, посты и обсуждения
– фейк как элемент хищения
– дипфейки
Представленный курс в наилучшей степени соответствует задаче формирования современных специалистов в области цифровой криминологии, киберкриминалистики и других социально-юридических наук. Представленный учебный предмет поможет усвоить основные пути эволюции преступности, проследить качественные и количественные изменения в характеристиках потерпевших от преступлений, приобрести необходимые научно-исследовательские навыки и опыт их практического применения в виртуальной среде.
Информация об авторе
Жмуров Дмитрий Витальевич – доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса Института государства и права Байкальского государственного университета кандидат юридических наук, доцент, E-mail: zdevraz@ya.ru
Author
Zhmurov Dmitriy Vitalievich – Ass. Professor, Chair of Criminal Law, Criminology and Criminal Procedure, Institute of State and Law, Baikal State University, Ph.D. in Law, Ass. Professor, E-mail: zdevraz@ya.ru
РП Кибервиктимология (Жмуров Д.В., БГУ)
Справка о публикации учебно-методической статьи жмуров