КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

автор:

Закутаева Вера Владимировна

Воспитатель МБДОУ №10 “Огонёк”, г. Топки, Кемеровская область.

Пузенко Надежда Анатольевна

Воспитатель МБДОУ №10 “Огонёк”, г. Топки, Кемеровская область.

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

  1. Первое условие – развитие эстетического воспитания нетрадиционными техниками и материалами.

Практический опыт свидетельствует о том, что вариативность и разнообразие заданий, проводимых со старшими дошкольниками, является одним из условий эстетического воспитания. Однообразности в изобразительной деятельности на проводимых с детьми занятиях, можно избежать, при условии использования интересных содержательных материалов, свободе творчества, необычных способах рисования. Воспитателю нужно создавать разные творческие обстановки, чтобы они способствовали проверке уже имеющихся знаний у детей, умению их применить в деятельности, а с другой стороны подталкивали старших дошкольников к поиску новых путей в решении поставленной изобразительной задачи. В этом случае, у детей будут положительный настрой, радостные эмоции и хорошее настроение, желание заниматься тем видом деятельности, который ему предложен. Не нужно учить старших дошкольников действовать по шаблону. Пусть рисуют на разной формы листах бумаги, это приведет к пониманию детьми того, что для рисования можно выбрать лист любой бумаги в зависимости от того, что необходимо изобразить на нем. Разнообразие можно внести и в цветовую гамму и бумажную фактуру, что повлияет на качество создаваемых художественных образов. В этом случае, ребенок действительно будет думать, творить, а не ждать готовых решений. Разнообразие нужно внести и в процесс организации занятий изобразительным творчеством: дать возможность каждому проявить себя, кто – то будет работать коллективно, другие – за отдельными столиками, одни работают стоя, другие могут сидеть, важно то, чтобы старшим дошкольникам было работать комфортно.

Особенный интерес вызывает у старших дошкольников рисование сказочных персонажей, так как им нравятся сказки, у каждого из них есть своя любимая сказка и герои. Не нужно их заставлять изображать конкретного сказочного героя, пусть изображают своего или выдумывают нового, не существующего пока. Это вызовет у старших дошкольников положительный отклик и настроит их на работу. Если работа строится вокруг конкретного героя, то после работы рассматриваются все рисунки детей, обсуждаются с детьми оригинальные детали в изображении героя, обращается внимание на разное изобразительное решение: один ребенок просто нарисовал героя, а другой нарисовал героя, который едет в лесу на коне и т.д.

Можно предложить старшим дошкольникам нарисовать иллюстрацию к сказочному эпизоду, после работы выслушать их рассказ о том, что они изобразили и рассмотреть рисунок. Интересно проходит коллективное рисование, когда детьми обсуждаются вопросы, что они будут рисовать, как будут рисовать, а заем идет коллективное рисование. Каждый старший дошкольник вносит свою лепту в общее дело [27, c. 32]. Активнее будет идти развитие детских художественных способностей, если присутствует в работе с ними разнообразие форм, содержания, приемов.

Применяются и нетрадиционные техники рисования в зависимости от возрастных особенностей детей. Целесообразно начало работы связать с использование следующих нетрадиционных техник: рисование ладошкой, пальцами, а затем перейти к более сложным: монотипия, кляксография и пр. Несомненно, что данные нетрадиционные техники дополнят образы, создаваемые детьми, сделают процесс рисования более интригующим и волшебным.

Рассмотрим несколько нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками.

Тычок жесткой полусухой кистью. Средством выразительности является цвет и фактура окраски. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Дети опускают кисть в гуашь и затем ударяют кистью по листу бумаги вертикально. Вода не используется, заполняется, таким образом, весь шаблон, получается необычная фактурная поверхность.

Рисование пальцами. Средствами выразительности выступают линии, цвет, пятно, точка. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Дети опускают в гуашь пальцы и наносят на бумагу линии, точки, разнообразные пятна. Каждый палец, какого – либо цвета. После рисования пальцы вытирают салфеткой, затем руки моют. Рисование ладошкой. Средствами выразительности выступают цвет, необычность силуэта, пятна. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Дети окунают ладошку в гуашь (можно ладошку окрасить кистью) и делают отпечатки ее на бумаге. Рисуют обеими руками разных цветов. После рисования пальцы вытирают салфеткой, затем руки моют.

Оттиск пробкой. Средствами выразительности выступают цвет, фактура, пятна. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Дети берут пробку, прижимают к штемпельной подушечке, на которую нанесена краска и наносят оттиск на бумагу. Чтобы получить разные цвета, пробка меняется и мисочка.

Оттиск поролоном. Средствами выразительности являются цвета, фактура, пятна. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью,

плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Дети берут кусочек поролона, прижимают его к штемпельной подушечке, на которую нанесена краска и наносят оттиск на бумагу. Чтобы изменять цветовую гамму, нужно взять другой кусочек поролона и мисочку.

Оттиск печатками из ластика. Средствами выразительности являются пятна, фактурность, цвета. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Дети прижимают печатку к штемпельной подушечке с краской и наносят оттиск на бумагу.

Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Дети прижимают смятую бумагу к штемпельной подушечке, на которую нанесена краска и наносят оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, смятая бумага и блюдце меняются.

Рисование восковыми мелками и акварелью. Средства выразительности: пятна, цвета, линии. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на белой бумаге, закрашивают лист красками. Рисунок не закрашивается.

Рисование свечой и акварелью. Рисуется свечкой предмет на бумаге, закрашивают лист красками одного или разного цвета. Рисунок, нарисованный свечой, не закрашиваются.

Монотипия предметная. Бумага складывается вдвое и на ней рисуется сначала один предмет, потом второй, они симметричны. После рисования еще раз складывается лист для получения отпечатка. Рассматривается с детьми изображение.

Кляксография. Старшие дошкольники ложками зачерпывают краску и льют ее на лист бумаги. Сверху получившееся накрывается еще одним листом, через некоторое время лист верхний снимается и определяется с детьми, что за изображение получилось.

Набрызг. Краска набирается на кисточку и ударяется о поверхность картона, который расположен над листом бумаги. С детьми рассматривается получившееся изображение и выясняется на что оно похоже.

Отпечатки листьев. Средствами выразительности выступают цвета и фактура. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Дети раскрашивают разным цветом листок и прикладывают к бумаге для получения отпечатка. Листки берутся новый каждый раз. Корешки листочков дорисовывает ребенок.

Рисование акварельными мелками. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. На смоченной бумаге дети рисуют мелками. Мелками можно рисовать по – разному: плашмя или торцом. Если бумага высыхает, ее смачивают.

  1. Вторым методическим условием является организация и проведение занятий по изобразительной деятельности, которое является основной формой работы воспитателя по эстетическому воспитанию старших дошкольников.

Рассматривая понятие «занятие по изобразительной деятельности», нужно различать их разные типы. Дифференциация типов занятий происходит с учетом поставленных основных задач, характера деятельности.

Различают следующие типы занятий:

– занятия по усвоению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения;

– занятия по применению знаний и способов действий, направленных на познание вариативных, обобщенных умений;

– занятия творческие, направленные на выражение собственного замысла.

Каждый тип характеризуется своим целевым ориентиром, задачами, техниками исполнения, методами и приема обучения. Применяются в обучении, как дифференцированный подход, так и личностно ориентированный в совокупности с индивидуальным. Индивидуальный подход используется шире, что связано с тем, что художественное творчество в большей степени нацелено на индивидуальность.

Различаются и виды занятий по изобразительной деятельности, что зависит от критерия выделения. Различаются изобразительные занятия по памяти, предметному содержанию, с натуры, по декоративному содержанию и пр. 

Для изобразительной деятельности со старшими дошкольниками характерна комбинаторная деятельность, связанная с воображением, переработкой имеющегося опыта и созданием нового образа. Изображая по памяти что – либо, дети вспоминают конкретные предметы, которые когда- то воспринимали и пытаются их более точно изобразить в своем рисунке.

Иногда воспитателями организуются занятия по замыслу, дети либо рисуют на тему, выбранную ими, либо тема предлагается воспитателем. Это занятие творческого характера, когда дети создают художественные образы по представлениям. Разновидностью подобного занятия является свободное занятие с ограниченной темой. Широкая тема, предложенная воспитателем, дробится на несколько индивидуальных подтем, это нужно в работе с детьми, так как деятельность становится более целенаправленна, несмотря на относительную свободу и это играет на пользу творческим проявлениям старших дошкольников

На занятиях изобразительной деятельностью вступительной беседе посвящается немного времени, направленность ее заключается в вызове интереса к будущей деятельности, мотивации к ней.

В поиске изображаемого и в замыслах старшие дошкольники свободны и самостоятельны, целенаправленно затем ими претворяются на бумаге творческие фантазии: оригинальные и разнообразные. Некоторые старшие дошкольники очень бывают заинтересованы в какой – либо теме, рисуют на эту тему и их художественные образы отличает высокий уровень изображения и творческого замысла. Старшими дошкольниками более смело используются разнообразные выразительные средства.

Рисование по памяти сложный вид изобразительной деятельности, выбираются предметы несложные для рисования с достаточно простой формой, явно выраженными частями, иногда выбираются простые пейзажи. Объект для рисования по памяти должен отличаться выразительностью, чем – то отличаться от других предметов.

Возможность рисования с натуры предметов старшими дошкольниками в практике дошкольной образовательной организации долго оспаривалось, существовали противоположные точки зрения на данный вид изобразительной деятельности. В ходе долгих рассуждений было отмечено, что старшим дошкольникам вполне оказывается доступным изображать предмет с натуры без учета его перспективы и объемности, то есть он изображает предмет в относительной величине, цвете и расположенности в окружающей действительности.

Есть еще разновидность занятий по источнику замысла: занятие по итогам прослушивания музыкального произведения, занятия после прочтения стихотворения и пр. На данных видах занятий роль педагога высока, не только появлением своих искренних чувств к изображаемому, но и в целом отношением к искусству, изобразительной деятельности, творческим вкусом.

Интересны детям и занимательные занятия. Занимательность понимается как качество, вызывающее не просто заинтересованность чем – либо, но и мотивирующее творческое воображение детей к стремлению ярче передать оттенки своих чувств, отношения к создаваемым образам. Конечно, не стоит все занятия проводить как занимательные, хотя они и будят интерес ребенка, но вносить элементы занимательности можно на каждом занятии по изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами. Занятия такие делятся на два типа: с использованием традиционных изобразительных материалов и с нетрадиционными материалами. К первому виду относятся так называемые интегрированные занятия. На таком занятии имело место объединение нескольких направлений работы, их называли комплексными занятиями. Проведение подобных занятий требует большой предварительной подготовки детей и воспитателя, поэтому проводятся они не очень часто. Данного вида занятия используется в совокупности с изобразительными материалами литературное слово.

Большей популярностью пользуются виды занятий с нетрадиционными материалами, нестандартными техниками. Материал для изображения может быть выбран один – гуашь, а использовать на занятии ее можно по-разному: в технике кляксографии, набрызга, смешивать с крупой, солью и рисовать кистью на картоне, пальцами и т.д. Рисовать можно и апельсином: в миску наливается краска, по консистенции напоминающая сметану, апельсин – это кисть. Кладется лист бумаги и рисуется изображение апельсином – кистью. В этом случае, создание творческой атмосферы гарантировано, все зависит от желания и знаний воспитателя при создании условий для творчества детей.

Комплекс методических условий и проводимые мероприятия положительное влияние на старших дошкольников, расширяя их познания в сфере изобразительной деятельности, развивая чувство прекрасного.

 

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Пролистать наверх