Автор: Зиновкина Екатерина Юрьевна
учитель ГБОУ Школа 1794 Москва
Герой и мир в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Герой и мир в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: сформировать у учащихся представление об образе Мцыри в поэме.
Задачи: образовательные – познакомить учащихся с характерными чертами Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова;
воспитательные – воспитывать аккуратность, дисциплинированность, активность, наблюдательность;
развивающие – развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную, моторную, слуховую память, связную литературную речь.
Оформление доски: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме.
Этапы урока | Содержание урока |
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы 3. Постановка учебной задачи. 4. Беседа по тексту 5. Подготовка к устному сочинению. Составление плана 6. Д/з |
-Здравствуйте, садитесь.
– Итак, мы продолжаем с вами рассматривать поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и сегодня поговорим о главном герое, его образе в поэме, о его характерных чертах. Т. е. тема нашего урока – свободолюбивый характер Мцыри. – Перечитайте тему урока. Что требует от нас формулировка темы: рассуждения, описания, рассказа? – По поводу чего мы будем рассуждать? Что же главное? (Свободолюбивый) – Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, в процессе нашей работы мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия. Чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и их причины. – С чего начнем разговор? (С определения значения слова “свобода”.) – Каково значение слова “свобода” по словарю В.И. Даля? (Проверка домашнего задания) – Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. – Что же значит слово “свободолюбивый”? – Каким образом Мцыри попал в монастырь? – Какое впечатление производит Мцыри – ребенок? – Как рос? Вывод. Рожденный среди вольного народа, он был обречен на жизнь в тюрьме – монастыре. – Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что передано с молоком матери, заложено природой. Какие черты? Он был, казалось, лет шести. Как серна гор, пуглив и дик. И слаб и гибок, как тростник, Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. … …Даже слабый стон из детских губ не вылетал … И тихо, гордо умирал. Бродил безмолвен, одинок. Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли. – Дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Нет. Обобщенный портрет. Судьба многих горцев. Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному. – Сопоставьте цитаты, подберите синонимы: “Могучий дух его отцов” (сильный, смелый); “Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный); “Судьбой монах” (божий человек, чистый). – Какая была мечта? – Какие причины побега? – Какая черта характера двигала им? (Жажда свободы, воли.) – А какие ещё черты характера проявились во время побега? – Почему так много пейзажных зарисовок? (Чуткость души через понимание природы свободе Мцыри мог любоваться природой. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я увидал: Мне было свыше то дано. Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Всё ему кажется родным и близким. Он получает удовольствие от борьбы с бесконечным лесом, от тревожных ночей. Ни одна звезда Не озаряла трудный путь. Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов. Мцыри наделяет природу фантастическими, незримыми существами, знающими тайну неба и земли. Синеву и чистоту небес он воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полет. В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог. И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам; Они шептались по кустам. Красочность и сочность языка особенно ощутима при описании природы. Очень выразительные сравнения: Я видел горные хребты Причудливые, как мечты. В снегах, горящих, как алмаз. И солнце сквозь хрусталь земли Сияло сладостней луны. Едва взошла заря, Палящий луч её обжег В тюрьме воспитанный цветок.) Вывод. Все изобразительные средства направлены к тому, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Богатство изобразительных средств стоит в тесной связи с богатством внутреннего мира героя поэмы. Любоваться природой он мог только на свободе. – Какие ещё черты характера проявились во время побега? (Смелость. Бой с барсом. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.) – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? – Какая черта характера им двигала? Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. – Какой художественный прием использует автор? Приведите примеры. (Сравнение. Помощи людской я не желал, Я был чужой для них навек, Как зверь степной. В борьбе с барсом Мцыри узнал, что он силен и смел. Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.) – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви. И мрак очей был глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои смутились. Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко.) – За этим образом скрыт образ сестры, образ матери, любимой девушки. – Итак, какими же чертами характера обладала Мцыри? (Из многих черт характера выделяется свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить.) Примерный план. 1. Значение слова “свобода” по словарю В. Даля. 2. Истоки и проявление свободолюбия.
3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий. Подготовить устное сочинение на тему: “Свободолюбивый характер Мцыри”. |
При планировании урока использовались материалы методического пособия Егоровой Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс , 2009.