Методические рекомендации “Инновационные образовательные технологии в развитии связной речи дошкольников”

автор: Ихьянова Ольга Станиславовна

воспитатель МАДОУ “Буратино” город Когалым

Методические рекомендации “Инновационные образовательные технологии в развитии связной речи дошкольников”

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию

 

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития речи дошкольников.

 

Задачи:

 

  • расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью карт Проппа;

 

  • вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к картам Проппа, как инновационной технологии по развитию речи дошкольников;

 

  • побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.

 

    • соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

 

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка.

 

Однако, как показывает практика из года в год количество детей, имеющих определённые речевые нарушения, растёт. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное – в виду ограниченного словарного запаса, ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

 

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач.

 

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 

Одним из методов развития связной речи у детей является использование методов В.Я.Проппа.


Оборудование: презентация «Карты Проппа»; столы для работы в малых группах (с учетом общего количества участников); ручки и листы бумаги для записей; набор карт В.Я. Проппа, игровое пособие «Сказруктор», магнитная доска, изображения веселого и грустного смайликов, магниты для рефлексии.

 

План:

  1. Вступительное слово.

 

  1. Ознакомление с технологией обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию по В.Я.Проппу.

 

  1. Работа в малых группах.
  2. Представление сказок педагогами.
  3. Рефлексия.
  4. Заключительное слово.

 

Ход мастер-класса:

 

  • Вступительное слово.

 

Уважаемые коллеги! Каждый из нас работает над развитием речи детей, используя разные методы и приемы. Предлагаю использовать метод В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.

 

  • Ознакомление с технологией обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию по В.Я. Проппу.

 

Сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживаются определенные закономерности. Это открытие принадлежит известному русскому фольклористу Владимиру Яковлевичу Проппу, который детально проанализировал более ста сказок А.Н. Афанасьева и выделил три принципа их построения:

 

– постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (или сказочные действия);

 

– число функций ограничено;

– последовательность функций всегда одинакова.

 

В.Я. Пропп насчитал 31 функцию действующих лиц (эти функции можно изобразить схематично в виде так называемых «карт»). Перечислим наиболее общие, чтобы воспользоваться ими для сочинения сказки:

 

– запрет,

– нарушение  запрета,

–  беда,

–  отъезд героя,

– задача,

– встреча с дарителем,


– волшебные  дары,

– появление  героя,

– сверхъестественные  силы,

–  борьба,

– победа,

– возвращение,

– прибытие  домой,

– появление ложного героя,

–  трудные  испытания,

–  беда отступает,

– узнавание героя,

– разоблачение ложного героя,

– наказание  злодея,

– свадьба.

 

Все перечисленные функции педагог вместе с детьми может изобразить символически (образно) в виде «карт». И как вы обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что “запрет” – это перечеркнутый круг или замок на двери, или как в знаках дорожного движения – въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак “даритель, волшебный дар”- можно волшебной палочкой обозначить, можно коробкой с подарком.

 

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа может быть разделена на несколько этапов:

 

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало

 

  • др.).

 

На втором этапе:

 

  1. знакомим с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.

 

  1. изготавливаем сами карты. Таким образом дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

 

  1. играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты:

 

«Волшебные имена» предлагается детям перечислить волшебных героев и объяснить, почему их так зовут (почему Золушку назвали Золушкой,

 

  • Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным, Красную шапочку Красной Шапочкой и т.п.).

 

«Хороший-плохой» проводим сравнительный анализ положительных

и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные


качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый.

 

«Волшебные или чудесные вещи» придумываем волшебную вещь для какого-либо героя и др.

 

«Любимый сказочный герой»

 

«Чудеса в решете» выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

 

«Кто на свете всех злее?»

 

«Что в дороге пригодится?» детям предлагается вспомнить различные волшебные вещи из сказок: скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка, аленький цветочек.

 

«Четвертый лишний» перед детьми раскладываются картинки (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, колобок), они определяют лишнего героя и объясняют свой выбор.

 

«Сказочный словарь» детям предлагается придумать новый сказочный предмет, которого нет в известных им сказках и по возможности объяснить его назначение, нарисовать.

 

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

 

«Что общего» сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

 

«Бюро находок» найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

 

«Примени символ к сказке» на игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например “Победа”, ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать. На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.

 

На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.

 

Четвертый этап обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

 

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

 

  • детьми оговариваются следующие положения: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных


слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

 

Героем может быть кто угодно и что угодно, во втором случае поможет прием «оживление» – оживить и сделать героем сказки можно даже ложку, гору, берёзу, тетрадку и т.д. Или наделить человеческими чертами животного.

 

Количество игровых приёмов и ситуаций зависит от фантазии.

 

  • целью расширения вашего представление о приёмах работы по развитию речи хочется познакомить вас с игровым пособием «Сказруктор» (название сложилось из слов «сказка» и «конструктор»). Это пособие сочетает в себе карты Проппа, «Сказкокуб» и куб эмоций.

 

Цель данного пособия: развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания.

 

Сейчас я продемонстрирую, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет нашего сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с картами Владимира Яковлевича Проппа. В данном городе есть улица волшебных сказок, бытовых, улица сказок о животных, улица авторских (авторы – дети) сказок. Наш город постепенно расширяется.

 

Давайте убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации. Будем строить дом для сказки «Маша и медведь», обратите внимание, что дом строится снизу вверх.

 

Пошла Маша в лес с подружками Отлучка кого-либо из членов семьи
Родители говорили не ходить далеко Запрет, обращенный к герою
Маша дерево за дерево, кустик за Нарушение запрета
кустик и ушла далеко в лес
Медведь говорит, у меня будешь Вредительство
жить меня кашей кормить
Маша хотела вернуться домой, но Герою предлагается трудная задача
медведь её не отпускал
Маша придумала, как сделать, чтобы Беда ликвидируется
медведь САМ отнёс её домой
Медведь принес Машеньку домой Возвращение героя
Стали Машеньку обнимать, целовать, Победа, подарок, радость
умницей называть

 

  • Работа в малых группах.

 

Сегодня предлагаю участникам построить новые дома и заселить в них сказки:


    1. знакомую всем сказку – нужно прочитать сказку, затем «разложить»
  • по функциям (использование карт Проппа);

 

    1. придумать сказку самим, используя пособие «Сказруктор». С помощью кубиков выбираем главного героя и место, где будет происходить действие.

 

В помощь участникам – таблицы-подсказки с подробным описанием карт Проппа.

 

Пока участники выполняют задание, хочется рассказать о том, что даже многие голливудские сценаристы используют данную технологию – карты Проппа для написания своих сценариев. «Морфология волшебной сказки» В. Проппа и другие его работы включены как обязательная литература в программы большинства киношкол мира.

 

  1. Представление сказок педагогами.
  2. Рефлексия.

 

Коллегам предлагается оценить работу мастер–класса при помощи магнитов: если они считают, что мастер–класс прошел плодотворно, магнит помещается на изображение веселого смайлика, если есть какое-то неудовлетворение, что-то хотели бы изменить или добавить – магнит помещается на изображение грустного смайлика.

 

  • Заключительное слово.

 

    • ходе внедрения данной технологии дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывают и создают новые сказки.

 

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

 

Результат работы с картами Проппа:

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки ;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами.

 

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:

 

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

 

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

 

  • сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
  • сказке звери оживают,


Начинают говорить.

 

  • сказке все бывает честно: И начало, и конец.

 

Смелый принц ведет принцессу Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко, Как уютный милый дом. Прочитайте сказки детям! Научите их любить.

 

Может быть, на этом свете Станет легче людям жить.

 

Список литературы

 

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Пропп В.Я. Русская сказка. Собрание сочинений. Лабиринт. – М., 2000

 

  1. Пропп В.Я. Мофология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт.- М., 1988. (www.opentextnn.ru)

 

  1. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Прогресс. – М., 1990. (www.lib.eliseeva.com.ua).

 

5.www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-kak-sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu-raskazyvaniyu.html

 

  1. www.planerka.info/item/Karty-Proppa

 

7.www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-kak-sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu-raskazyvaniyu.html

 

  1. mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/karty-proppa-dlya-detej
  2. teddy-love.com/kartyi-proppa-ili-kak-samomu-sochinyat-skazki-detyam.html


Приложение

 

Список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

 

  1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов “давным-давно”, “жили-были”, “в тридесятом царстве”).

 

  1. Особое обстоятельство (“умер отец”, “солнце исчезло с небосклона”, “дожди перестали лить, и наступила засуха”).

 

  1. Запрет (“не открывай оконца”, “не отлучайся со двора”, “не пей водицы”).

 

  1. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо

 

— антагонист, вредитель).

 

  1. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

 

  1. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

 

  1. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

 

  1. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

 

  1. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

 

  1. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони?Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее “симпатичные” персонажи).

 

  1. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

 

  1. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

 

  1. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

 

  1. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

 

  1. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

 

  1. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

 

  1. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).


  1. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

 

  1. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что)

 

  1. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

 

  1. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

 

  1. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

 

  1. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

 

  1. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

 

  1. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

 

  1. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена.Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

 

  1. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
  2. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Методические рекомендации “Инновационные образовательные технологии в развитии связной речи дошкольников”
Пролистать наверх