автор: Ихьянова Ольга Станиславовна
воспитатель МАДОУ “Буратино” город Когалым
Методические рекомендации “Инновационные образовательные технологии в развитии связной речи дошкольников”
Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития речи дошкольников.
Задачи:
- расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью карт Проппа;
- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к картам Проппа, как инновационной технологии по развитию речи дошкольников;
- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.
-
- соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка.
Однако, как показывает практика из года в год количество детей, имеющих определённые речевые нарушения, растёт. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное – в виду ограниченного словарного запаса, ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.
Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи у детей является использование методов В.Я.Проппа.
Оборудование: презентация «Карты Проппа»; столы для работы в малых группах (с учетом общего количества участников); ручки и листы бумаги для записей; набор карт В.Я. Проппа, игровое пособие «Сказруктор», магнитная доска, изображения веселого и грустного смайликов, магниты для рефлексии.
План:
- Вступительное слово.
- Ознакомление с технологией обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию по В.Я.Проппу.
- Работа в малых группах.
- Представление сказок педагогами.
- Рефлексия.
- Заключительное слово.
Ход мастер-класса:
- Вступительное слово.
Уважаемые коллеги! Каждый из нас работает над развитием речи детей, используя разные методы и приемы. Предлагаю использовать метод В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.
- Ознакомление с технологией обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию по В.Я. Проппу.
Сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживаются определенные закономерности. Это открытие принадлежит известному русскому фольклористу Владимиру Яковлевичу Проппу, который детально проанализировал более ста сказок А.Н. Афанасьева и выделил три принципа их построения:
– постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (или сказочные действия);
– число функций ограничено;
– последовательность функций всегда одинакова.
В.Я. Пропп насчитал 31 функцию действующих лиц (эти функции можно изобразить схематично в виде так называемых «карт»). Перечислим наиболее общие, чтобы воспользоваться ими для сочинения сказки:
– запрет,
– нарушение запрета,
– беда,
– отъезд героя,
– задача,
– встреча с дарителем,
– волшебные дары,
– появление героя,
– сверхъестественные силы,
– борьба,
– победа,
– возвращение,
– прибытие домой,
– появление ложного героя,
– трудные испытания,
– беда отступает,
– узнавание героя,
– разоблачение ложного героя,
– наказание злодея,
– свадьба.
Все перечисленные функции педагог вместе с детьми может изобразить символически (образно) в виде «карт». И как вы обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что “запрет” – это перечеркнутый круг или замок на двери, или как в знаках дорожного движения – въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак “даритель, волшебный дар”- можно волшебной палочкой обозначить, можно коробкой с подарком.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа может быть разделена на несколько этапов:
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки – возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало
- др.).
На втором этапе:
- знакомим с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.
- изготавливаем сами карты. Таким образом дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
- играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты:
«Волшебные имена» – предлагается детям перечислить волшебных героев и объяснить, почему их так зовут (почему Золушку назвали Золушкой,
- Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным, Красную шапочку Красной Шапочкой и т.п.).
«Хороший-плохой» – проводим сравнительный анализ положительных
и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные
качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый.
«Волшебные или чудесные вещи» – придумываем волшебную вещь для какого-либо героя и др.
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете» – выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
«Кто на свете всех злее?»
«Что в дороге пригодится?» – детям предлагается вспомнить различные волшебные вещи из сказок: скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка, аленький цветочек.
«Четвертый лишний» – перед детьми раскладываются картинки (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, колобок), они определяют лишнего героя и объясняют свой выбор.
«Сказочный словарь» – детям предлагается придумать новый сказочный предмет, которого нет в известных им сказках и по возможности объяснить его назначение, нарисовать.
«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.
«Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.
«Примени символ к сказке» – на игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например “Победа”, ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать. На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.
На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.
Четвертый этап – обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
- детьми оговариваются следующие положения: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных
слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
Героем может быть кто угодно и что угодно, во втором случае поможет прием «оживление» – оживить и сделать героем сказки можно даже ложку, гору, берёзу, тетрадку и т.д. Или наделить человеческими чертами животного.
Количество игровых приёмов и ситуаций зависит от фантазии.
- целью расширения вашего представление о приёмах работы по развитию речи хочется познакомить вас с игровым пособием «Сказруктор» (название сложилось из слов «сказка» и «конструктор»). Это пособие сочетает в себе карты Проппа, «Сказкокуб» и куб эмоций.
Цель данного пособия: развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания.
Сейчас я продемонстрирую, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет нашего сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с картами Владимира Яковлевича Проппа. В данном городе есть улица волшебных сказок, бытовых, улица сказок о животных, улица авторских (авторы – дети) сказок. Наш город постепенно расширяется.
Давайте убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации. Будем строить дом для сказки «Маша и медведь», обратите внимание, что дом строится снизу вверх.
Пошла Маша в лес с подружками | Отлучка кого-либо из членов семьи |
Родители говорили не ходить далеко | Запрет, обращенный к герою |
Маша дерево за дерево, кустик за | Нарушение запрета |
кустик и ушла далеко в лес | |
Медведь говорит, у меня будешь | Вредительство |
жить меня кашей кормить | |
Маша хотела вернуться домой, но | Герою предлагается трудная задача |
медведь её не отпускал | |
Маша придумала, как сделать, чтобы | Беда ликвидируется |
медведь САМ отнёс её домой | |
Медведь принес Машеньку домой | Возвращение героя |
Стали Машеньку обнимать, целовать, | Победа, подарок, радость |
умницей называть |
- Работа в малых группах.
Сегодня предлагаю участникам построить новые дома и заселить в них сказки:
-
- знакомую всем сказку – нужно прочитать сказку, затем «разложить»
- по функциям (использование карт Проппа);
-
- придумать сказку самим, используя пособие «Сказруктор». С помощью кубиков выбираем главного героя и место, где будет происходить действие.
В помощь участникам – таблицы-подсказки с подробным описанием карт Проппа.
Пока участники выполняют задание, хочется рассказать о том, что даже многие голливудские сценаристы используют данную технологию – карты Проппа для написания своих сценариев. «Морфология волшебной сказки» В. Проппа и другие его работы включены как обязательная литература в программы большинства киношкол мира.
- Представление сказок педагогами.
- Рефлексия.
Коллегам предлагается оценить работу мастер–класса при помощи магнитов: если они считают, что мастер–класс прошел плодотворно, магнит помещается на изображение веселого смайлика, если есть какое-то неудовлетворение, что-то хотели бы изменить или добавить – магнит помещается на изображение грустного смайлика.
- Заключительное слово.
-
- ходе внедрения данной технологии дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывают и создают новые сказки.
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
Результат работы с картами Проппа:
– умение определять жанр произведения;
– запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание сказки ;
– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– уверенно манипулировать картами.
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
- сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
- сказке звери оживают,
Начинают говорить.
- сказке все бывает честно: И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко, Как уютный милый дом. Прочитайте сказки детям! Научите их любить.
Может быть, на этом свете Станет легче людям жить.
Список литературы
- Большева Т.В. Учимся по сказке. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Пропп В.Я. Русская сказка. Собрание сочинений. Лабиринт. – М., 2000
- Пропп В.Я. Мофология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт.- М., 1988. (www.opentextnn.ru)
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Прогресс. – М., 1990. (www.lib.eliseeva.com.ua).
5.www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-kak-sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu-raskazyvaniyu.html
- www.planerka.info/item/Karty-Proppa
7.www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-kak-sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu-raskazyvaniyu.html
- mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/karty-proppa-dlya-detej
- teddy-love.com/kartyi-proppa-ili-kak-samomu-sochinyat-skazki-detyam.html
Приложение
Список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:
- Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов “давным-давно”, “жили-были”, “в тридесятом царстве”).
- Особое обстоятельство (“умер отец”, “солнце исчезло с небосклона”, “дожди перестали лить, и наступила засуха”).
- Запрет (“не открывай оконца”, “не отлучайся со двора”, “не пей водицы”).
- Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо
— антагонист, вредитель).
- Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
- Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
- Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
- Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
- Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
- Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони?Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее “симпатичные” персонажи).
- Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
- Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
- Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
- Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
- Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
- Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
- Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
- Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
- Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что)
- Герой исполняет задание (а как же иначе?).
- Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
- Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
- Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
- Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
- Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
- Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена.Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
- Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
- Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).