Развитие связной речи дошкольников.

Автор: Ихьянова Ольга Станиславовна

воспитатель МАДОУ “Буратино”

Развитие связной речи дошкольников.

Ихьянова О.С.

Развитие связной речи дошкольников посредством ТРИЗ

Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им,   строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

     Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Итак, что же такое ТРИЗ? ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА .  Основоположником Триз стал отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

“Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта”

(Генрих Саулович Альтшуллер).

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

 

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

     Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие твор-

ческих способностей; формирование качеств творческой личности. 

 

     Достижению этих целей способствует решение следующих задач:

Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Придание занятиям комплексного характера.

Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.

Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности. 

     Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Выделяют 4 этапа работы решения изобретательских задач. 

Цель первого этапа- научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом?

Цель второго этапа- учить детей фантазировать , изобретать. Например, предложено  придумать новый стул, удобный и красивый.

Цель третьего этапа- решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью методов ТРИЗ.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Нас интересует использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников, более подробно они раскрыты на третьем этапе работы. 

         На первом этапе  Можно применить следующие игры:

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

     

Игра “Черное-белое”

     

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

     Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать выход – вход,…)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

     

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

     

     Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение 

Метод “Системный анализ” (игра “Волшебный телевизор”) Например: Система “Лягушонок”, 

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. 

 Метод “Каталог”

     Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его

суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного

содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев,

предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и

стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места

происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные

объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой

присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их

друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

     Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы

детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

– Жил-был… Кто?

– С кем он дружил?

– Пришел злой… Кто?

– Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно

следующие вопросы:

– Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

– Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

– Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

– Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

– Где наши друзья стали жить?

– Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

– Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

– Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был… карандаш!”) Значит, история

будет про карандаш, который попал в беду.

– Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

– Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал

на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи,

либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого

эффекта необходимо:

– «Собирать» сюжет в быстром темпе.

– Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость,

ужас и т.д.).

– Использовать приемы драматизации.

– Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание

истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети

самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали

последовательность вопросов.

     Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них

ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

     Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их

так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и

сами дети.

Коллаж из сказок.

     Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.  

      Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

– Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.

Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . .

Спасательные ситуации в сказках

     Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс.

     Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

      Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

     Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!

     Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

     Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого

воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое сло-

восочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;

– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную

перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не

только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).

     Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».А теперь мы вам предлагаем составить синквейн со словом любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие связной речи дошкольников.
Пролистать наверх