Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха в воспитательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Автор: Кахаева Лилия Михайловна

учитель начальных классов МБОУ “СОШ 30 имени М.К. Янгеля”

Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха в воспитательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться в воспитательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Являясь одновременно учителем и воспитателем в одном и том же классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями широкого профиля. Древнегреческий философ Платон считал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только хуже обуты, но, если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Главная роль классного руководителя – быть режиссёром воспитательного процесса в классе.

Как можно добиться успеха или избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя?

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе с другими он будет формироваться под её влиянием.

Форма воспитательной работы – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приёмов и средств, которые выбирает классный руководитель.

Каждый классный руководитель в своей деятельности стремится использовать разнообразные формы воспитательной работы, но кто-то успешнее использует одни, кто-то другие. Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учёту. Вот наиболее часто используемые в нашей школе формы воспитательной работы: торжественные линейки, спортивные соревнования, дни здоровья, встречи, праздничные концерты, предметные декады, экскурсии и т.д.

Информационные технологии можно активно применять в системе внеклассной работы совместно с традиционными средствами. Конкретных электронных пособий по организации внеклассной деятельности уч-ся я не обнаружила, нет и чётких ориентиров по использованию ИКТ. На мой взгляд, если мы хотим отказаться от шаблонов в своей работе,

  1. можно использовать интернет-ресурсы при подготовке некоторых классных часов и школьных мероприятий;
  2. принимать участие в телекоммуникационных викторинах, проектах, конкурсах целым классом, отдельными учащимися;
  3. . изучать информационно-воспитательную среду других образовательных учреждений, посещая школьные сайты;
  4. самостоятельно создавать электронные продукты;
  5. вести качественный и количественный учёт участия ребят в жизни класса, отражать информацию в графиках, диаграммах, использовать рейтинговые системы.

Например, рейтинговую систему целесообразно использовать, когда активность ребят заметно падает. Рейтинговая система – это в какой-то степени и социализация детей, стимулирование их активности. Безусловно, рейтинговая система привлекает также и своей открытостью, дисциплинирует не только учеников, но и классного руководителя. Что даёт рейтинговая система кл. рук-лю?

  • Позволяет вести систематический учёт внеучебных достижений уч-ся, что помогает раскрыть потенциал каждого ребёнка, а также облегчает формирование портфолио учащегося;
  • Позволяет дифференцированно оценивать выполнение разных видов деятельности;
  • Позволяет определить лидеров класса по направлениям деятельности, степень сплочённости творческих групп, степень противоречивости отношений в группе и др.

Что даёт данная система оценивания подростку?

  • Даёт возможность самореализации, возможность почувствовать себя частью целого;
  • Приучает к ответственности и активной жизненной позиции;
  • Даёт возможность самому выбирать направление деятельности;
  • Даёт возможность отслеживать свой личностный рост;
  • Предоставляет возможность сравнить свой результат с результатами учащихся класса.

Технология рейтинговой системы:

Главным условием выставления любого балла является открытость и гласность.

Золотое правило рейтинговой системы:

Обсуждаем проблему, действие, а не личность.

Ребята должны знать, за что и кому выставляются баллы. Если некоторые баллы определены сразу, то некоторые следует обсудить с классом (заслуживает ли выполненное дело дополнительной оценки или нет). На кл. часах обсуждаются только спорные баллы. Ребята предлагают сами кому-то повысить, а кому-то снять баллы.

Перед стартом нового мероприятия конкретизируются баллы, и ребята сами выбирают, принимать участие или нет. Перед ними стоит выбор: какую работу я могу выполнить, чтобы она была мне интересна, и чтобы я не подвёл друзей; хватит ли у меня сил и времени.

Система поощрения:

Результаты определяются открытым подсчётом баллов на кл. часах, посвящённых подведению итогов рейтинга. Ведущую роль при этом играет кл. рук., осуществляющий строго индивидуальный подход к оценке каждого ученика, он акцентирует внимание учащихся на том, что при подведении итогов важен прежде всего не общий балл, набранный учеником, а его рост и увеличение активной жизненной позиции.

Цели, которые преследуют формы деятельности отказа от шаблонов – создание в классе интеллектуально богатой и эмоционально благоприятной атмосферы, формирование и проявление индивидуальности детей, возможности реализации и самоутверждения личности (например, через создание самостоятельных электронных продуктов).

Кл. час – наиболее распространённая форма организации воспитательной работы кл. рук-ля.

Чтобы кл. часы были интересные, нескучные и полезные, после каждого кл. часа важно осуществлять цифровую оценку по трём критериям:

полезно – интересно – применимо

Иногда полезно по окончании кл. часа сразу же разобрать его по косточкам, проанализировать, поскольку порой анализ оказывается важнее и полезнее самого действия и может принести детям ощутимую пользу.

Кл. час – не обычное воспитательное мероприятие, к нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. Основное требование к кл. часу – это активное участие в нём всех уч-ся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении.

В деятельности кл. рук-лей особенно важное место занимает разъяснения «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. При проведении таких бесед о дисциплине меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать.

Кл. руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где со своим характером, привычками и увлечениями, кл. рук-ль создаёт не просто класс, а сплочённую команду.

Правила успеха классного руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Если не прав, умей признать свои ошибки.

7.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

8.Умей управлять своим настроением.

9.Способность понять и поддержать ученика;

 

Принципы успешной деятельности классного руководителя

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый – диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый – отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой – умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.

 

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?

 

 

Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха в воспитательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Пролистать наверх