Разработка открытого урока окружающего мира в 1 классе “Как помочь птицам зимой?”

Автор: Клайшевич Юлия Викторовна

Учитель начальных классов БОУ г. Омска “Средняя общеобразовательная школа № 116”

Разработка открытого урока окружающего мира в 1 классе “Как помочь птицам зимой?”

Урок окружающего мира 1 класс

УМК «Школа России»

 

Тема: «Как помочь птицам зимой?»

 

Цель: создать условия для знаний о зимующих птицах. 

Задачи: 

  • рассмотреть виды кормушек и виды корма для зимующих птиц;
  • способствовать развитию речевых умений; 
  • воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

 

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта. 

 

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

 

Планируемые результаты обучения:

 

Предметные

  • научаться называть признаки птиц, представителей зимующих птиц;
  • получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки, готовить корм); обобщать жизненные наблюдения.

 

Метапредметные УУД

 

Регулятивные: оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем.

 

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

 

Коммуникативные: 

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; 
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; 
  • соблюдать простейшие номы речевого этикета; 
  • работать в паре.

 

Личностные: 

  • формировать интерес к изучению родной природы;
  • понимать важность заботы о зимующих птицах;
  • повышать уровень мотивации учебной деятельности.
  • осознают ценность и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир»;

Оборудование: презентация, различные виды кормушек, корм для птиц.

Ход урока:

 

  1. Организационный момент:

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

 

Давайте вспомним девиз нашего урока:

 

Орешек знаний тверд,

Но все, же мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его поможет,

Волшебные слова: «Хотим все знать!»

 

– Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

 – Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему: – Я желаю тебе добра; – Если тебе будет трудно, я помогу. 

 

  – Посмотрите все ли у вас готово к уроку? 

 – У вас на столе лежит карта нашего урока, где вы будете оценивать, как вы работали на уроке.  

 

 Оцените себя, как вы готовы к уроку.

 

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

-Ребята, у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Готовы ему помочь? Тогда слушайте.

 

Муравьишка наш Вопросик

Очень-очень сильно просит

Разыскать свою подружку,

Ласточку Танюшку.

Подружился летом с ней

И соскучился по ней.

Побежал он к воробью

Рассказать свою беду.

Воробей ему в ответ:

 

У кормушек я летаю

Ничего чирик не знаю.

Зиму здесь я провожу

От холода я не дрожу.

 

– Муравьишка к другой птице

По названию …(синица)

 

Никуда не улетала

И Танюшку не видала. 

В городе вороны, галки,

Голуби и воробьи.

Знают может снегири.

Ты сходи, у них спроси.

 

Ласточку твою не знаем.

Летом здесь мы не бываем.

Не боимся мы простуды.

С первым снегом тут как тут мы.

                                       

-Не встретил ласточку

Дружок наш, Муравей.

Решил спросить вас

Умненьких детей.

Почему ему не встретилась

Танюшка, летняя

Весёлая подружка? (ответы детей)

 

Задание: Посмотрите на рисунок, сколько разных птиц.  Подумайте, могут ли все эти пернатые  собраться  вместе  в  зимнюю пору? Почему? На какие две группы мы можем их разделить?

 

ЗИМУЮЩИЕ                          ПЕРЕЛЕТНЫЕ

 

Ласточка, синица, снегирь, журавль, дятел, воробей, скворец, сорока.

 

Разделите этих птиц на две группы. Проверка по образцу. Оцените себя.

 

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

 

Тревожно за Жучку:

 В её конуре такой же морозище, как на дворе.

 

 Но больше всего беспокойно за птиц, 

 За наших воробышков, галок, синиц:

 Ведь очень уж холодно в воздухе им.

 Поможем ли мы беззащитным таким?

 

 

– Ребята, а что это за шум?

Сценка:

 Появляется взъерошенный воробей: 

-Ой, спасите! Караул! 

 Кто в меня снежком пульнул? 

 Эти скверные мальчишки 

 Жить мешают воробьишкам. 

 То снежками, то рогаткой! 

 А ведь нам и так не сладко! 

 

 Появляется синичка: 

 – Бр- р! Какой мороз трескучий! 

 Где бы спрятаться получше? 

 Замерзаю на лету! 

 Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья) 

 Чик-чирикин! Что с тобой? 

 Ты взъерошенный такой! 

 Может, кто тебя обидел? 

 Или ты кота увидел? 

 

Воробей: 

 – Ой, соседка! Тише! Тише! 

 Видишь там троих мальчишек 

 Бессердечных, злых и грубых? 

 Хорошо им в теплых шубах, 

 В шапках, в куртках меховых! 

 Еле вырвался от них! 

 

 Синичка: 

– Я, сосед, с тобой согласна! 

 Птичья жизнь зимой ужасна! 

 Против нас мороз, бураны, 

 Да еще и хулиганы! 

 Нас выслеживают кошки, 

 И во рту с утра не крошки! 

 Червячков и мошек нет, 

 А без них какой обед? 

 Ой, как трудно жить на свете! 

 Что нам делать? Кто ответит? 

 

 Появляется ворона: 

 -Ну, морозы! Ну морозы! 

 Нос наружу – ой-ой-ой! 

 Даже белые березы 

 В серой корке ледяной. 

 И голодная синица 

 Тихо плачет у окна: 

 «Негде греться и кормиться, 

 Ни козявки, ни зерна. 

 День дымится морозной далью 

 Ночи снежны и темны, 

 Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны! 

 

  1. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

 

-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей). 

– Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. Как помочь птицам?

Какая тема нашего урока? (Как помочь птицам зимой)

 

– Какая цель нашего урока? 

 – научиться помогать птицам зимой

 

Чтобы достичь этой цели, какие задачи мы поставим?

 – вспомнить какие птицы остаются у нас зимовать?

 – научиться различать птичек, зимующих в наших краях;

 – что надо сделать, чтобы помочь птицам зимой?

 – чем кормить птиц зимой?

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытия нового знания)

 

План:

  1. Вспомнить какие птицы остаются у нас зимовать?
  2. Научиться различать птичек, зимующих в наших краях;

 

  1. Реализация построенного проекта

 

Какую первую задачу будем решать? (Вспомнить какие птицы остаются у нас зимовать?)

 

– Какие птицы живут в нашем крае постоянно? 

– Каких птиц мы видели во время прогулки, и где видели? 

– Что делали птицы?

– А как ведут себя во время морозов? (Птицы нахохливаются.) Почему же это происходит? 

– Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

 

Мы выполнили первую задачу?

 

Какая наша вторая задача? Научиться различать птичек, зимующих в наших краях;

 

Игра «Узнай птицу» (Дети загадывают загадки)

 

Игра “Узнай птицу” (по словесному описанию) По мере отгадывания птиц появляются иллюстрации. Учитель дополняет знания детей.

– Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись к друг другу, нахохлившись. (Воробей)

– Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы)

– У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

– У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)

– Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

СИНИЦА

 

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.

 

Синица: Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой я охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Часто прилетаю к вашим балконам и расклёвываю завёрнутые в бумагу продукты. Люблю несолёное сало.

 

СНЕГИРЬ

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом.
Тут как тут!

 

Снегирь: Снегирь — птица с ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине, величиной чуть крупнее воробья. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, ясеня, клёна. Прилетают они покормиться в сады и в парки.

 

СВИРИСТЕЛЬ

 

Свиристель: Свиристель — хохлатая птица. Ни весной, ни летом таких птиц не встретишь. Они к нам прилетают из дальних сибирских краёв на зиму. Окрас — пепельно – розовый. Песня – «Свирь-свирь-свирь» – нежная трель.

 

ПОПОЛЗЕНЬ

 

Поползень – небольшая птица. Оперение пушистое, густое, голубовато-серого цвета. Питается семенами растений, насекомыми. В поисках пищи легко передвигается по стволам и ветвям деревьев вниз головой.

 

ВОРОБЕЙ

 

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто это?

 

ДЯТЕЛ

 

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор

 

Дятел: Я – дятел. Меня вы узнаете по ярко-красной шапочке и длинному крепкому клюву. С утра до позднего вечера вы слышите в лесу мой стук. Упрусь в ствол хвостом, зацеплюсь сильными лапами, и долблю дерево клювом, чтобы достать жучков и гусениц, которые вредят дереву. За это меня называют санитаром леса. Зимовать я остаюсь здесь. Питаюсь семенами сосен и елей.

 

Физминутка – игра: «Покажите птичку»

– Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Покажи птичку». Встаньте.  Я сейчас произнесу заклинание, и вы превратитесь в птиц:  

– Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь, в птиц превратитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя).

– Я хлопну в ладоши, и вы показываете птицу так, чтобы мы её узнали. 
Покажите: воробья, дятел, синичка. Я сейчас произнесу заклинание, и вы снова превратитесь в детей.
        – Птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя).

 

Какая наша третья задача?  (что надо сделать, чтобы помочь птицам зимой?)

 

– Ребята, вы говорили, что зимующим птицам нужно помогать. Давайте предположим, а как это можно сделать? 

 – Можем   ли мы помочь птицам, когда им холодно?  (Нет.   Мы   не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.)  А если   голодно?   Как?  А   что   птицам   страшнее: холод   или голод?
          – Очень много птиц зимой умирают от голода!   Снег   укрыл   землю, спрятал семена   трав, пищи   мало.  Что же делать? (предположения детей: если   мы   будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь).

 

 

Нам не унять метели, не растопить снега,

 но чтобы птицы пели – это в наших руках.

 

– Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.    (кормушка)

 

-Вот какой разговор мы подслушали в лесу.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!

 

Синица: Могли бы и сальца несоленого вывесить, у нас от соленого животы болят.

 

Клест: Я вообще голодным остался! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

 

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?

 

 – Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. – Почему птицы привередничают, капризничают, ведь ребята и кормушки сделали и корм насыпали?  Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка. Кормушки можно делать самые разнообразные.  Из чего можно сделать кормушки для птиц? Расскажите об этом. 

(Показ кормушек, изготовленных детьми вместе с родителями)

 

Вывод: для подкормки птиц в холодное время года необходимо сделать кормушки.

 

Выполнили мы с вами третью задачу?

 

  1. Первичное закрепление

 

А какая четвертая задача? (чем кормить птиц зимой?)

 

Кормушки разные у нас из пластика, из дерева, картона, насыплем зернышек сейчас, все для зимы готово!!!

– А какой корм подходит для птиц? Мы сейчас слышали, как жаловались птицы на еду, оставленную для них.  Давайте откроем кафе для птиц.

– Сейчас поработаем в парах. Пока к нашим кормушкам никто не прилетел, давайте позовем птиц. Птички у вас на партах. Но они не раскрашены.
        – Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).
        – Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны, если кто забыл, как выглядит птичка, какие у вас есть подсказки? (учебник).
        – Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Какие птички на нашей кормушке?
        – Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?  Вам  надо  составить меню на обед для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова? 

– Кто желает найти это слово в словаре и прочитать его значение. На столе у нас есть всевозможная еда (семена подсолнуха, семена тыквы, молотые сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено). Вам нужно подойти к столу и выбрать то, что можно положить для вашей птички в кормушку без вреда для ее здоровья и объяснить,  почему именно эти лакомства вы выбрали? По окончанию работы мы должны с вами заполнить табличку.

 

Птицы Продукты
Семена арбуза Семена тыквы Рябина Сало соленое Ржаной хлеб Макароны Белый хлеб Шоколадные  конфеты Яблоко Пшено Кусочки сырого мяса Семечки Орешки Сало не соленое Жевательная резинка
Дятел
Воробей
Синичка
Свиристель
Поползень
Снегирь 

 

 –  Вспомните, какие блюда нельзя предлагать птичкам! (Выполнение работ, по окончанию работы дети обобщают, какие блюда у них остались невостребованными и почему)          

 – Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. 

Вывод: на наши кормушки прилетают разные птицы и корм должен быть в них постоянно разнообразным.

 

Оцените свою работу.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

 

А сейчас мы проверим чему мы научились на уроке. Перед вами тест «Проверь себя». 

Тест «Проверь себя»

  1. Почему птицы осенью улетают на юг? 

     1) становится холодно 

     2) земля покрывается снегом 

     3) нет корма 

 

  1. Какая птица, зимующая?

1) сорока            2) грач               3)утка

 

  1. Какая птица имеет ярко – красную грудку?

1) поползень      2) клёст           3) снегирь

 

  1. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?

1) снегири         2) синицы        3) вороны

 

  1. Как помочь птицам зимой? 

   1) развести костёр 

   2) сделать кормушки 

   3) устроить тёплое жильё 

 

Проверка по ключу

Выполнив этот тест, вы оцените себя сами.

  1. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

 

Давайте вспомним цель урока?

 

-Достигли мы цели урока?

 – Пригодятся ли нам эти знания в жизни и когда?

 

Посмотрите на план, все ли мы сделали?

-Давайте оценим свою работу на уроке.

 

На нашей полянке кормушка пуста – нет птичек. Если все было понятно, и вы довольны своей работой – поместите птичку в кормушку, если не все получилось – рядом с кормушкой, если было трудно – посадите вашу птичку на веточку.

 

В зимнюю стужу, когда воют вьюги, 

Птицам совсем нелегко.
Мы помогаем каждой пичуге,
Ведь до весны далеко!!!

Деревьев так много в школьном дворе, 

Есть птицам, где порезвиться.
Но птицы не рады лютой зиме, 

И трудно им прокормиться.

Развесим кормушки, насыплем зерно,

 С улыбкой понаблюдаем.
Как здорово птичкам, стало тепло!!!
Все встретят весну, МЫ ЗНАЕМ!!!

 

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому. 

 

Разработка открытого урока окружающего мира в 1 классе “Как помочь птицам зимой?”
Пролистать наверх