Разработка урока музыки в 1 классе “Музыкальная азбука”

Автор: Попова Елена Александровна

учитель музыки МБОУ СШ №51 им. Ф.А. Абрамова , г. Архангельск

Разработка урока музыки в 1 классе “Музыкальная азбука”

Разработка урока музыки в 1 классе

УМК «Музыка», 1 класс

Тема: «Музыкальная азбука»»

Цель урока: сформировать представление об особенностях музыкальной азбуки, познакомить с основными элементами музыкальной грамоты.

 

Задачи:

-формировать представление о разнообразии музыкальных знаков; познакомить с нотным  станом, скрипичным ключом, названием и  расположением нот на нотном стане .

-развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы; развивать творческое воображение, внимание , наблюдательность.

-воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, в коллективе, интерес к музыке

Планируемые результаты:

предметные : познакомиться с основами музыкальной грамоты, овладеть

первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные : регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу ,

выполнять учебные действия, 

познавательные – самостоятельно выделять и

формулировать познавательную цель; 

коммуникативные- использовать речь для

регуляции своего действия, ставить вопросы;

личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация

творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство

сопричастности к культуре своего народа.

 

Этап урока Деятельность учителя  Деятельность учащихся Ход урока Метапредметные результаты
1.Организационный момент.

2.Актуализация, проблематизация.

3. Первичное восприятие.

4. Отработка и закрепление.

5. Обобщение, систематизация, применение.

6. Рефлексия, итог урока.

Учитель настраивает детей на работу.

Организует фронтальную работу, направляет  работу детей для выявления проблемных вопросов и темы урока. Мотивирует учащихся к учебному действию.

Учит работать с наглядным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную работу. Помогает освоить новые термины. Учит интонировать.

Организует работу учащихся в парах.

Фиксирует учебные затруднения. Отмечает правильность выполнения.

Показывает ноты на доске в разной последовательности. Предлагает просольфеджировать некоторые простые попевки, показывая движение мелодии. 

Контролирует, направляет учащихся, подводит к обобщению по теме.

Организует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.

.

Проверяют готовность к уроку.

Отгадывают загадки, высказывают свои предположения, формулируют тему и цель урока.

Работают с иллюстрациями учебника, выполняют практическую работу, учатся находить на  нотном стане соответствующие изображения нот. Рассматривают на доске изображение нотного стана со звукорядом, отвечают на вопросы учителя по расположению нот. Учатся правильно интонировать.

Дети работают в парах, соблюдая правила. Учатся работать по плану, строить свои высказывания. Раскладывают карточки, руководствуясь планом задания.

Коллективная работа: Участвуют  в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Называют ноты , желающие выходят к доске и предлагают свои последовательности коллективу. Сольфеджируют.

Работают в группах. 

Каждая группа придумывает по две загадки по теме урока, опираясь на полученные знания. 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Исполняют песню в конце урока по теме.

 

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Детям предлагаются загадки про азбуку, затем про ноты. 

  1. Прилетели галки в поле
    И уселись на снегу…
    Буду я учиться в школе —
    Разобраться в них смогу.
  2. На странице букваря
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов-богатырей
    Знает каждый грамотей.

(Исполнение песни «Азбука» Островского)

  •       3)Семь кружочков-малышат
    На линеечках сидят.
    Ах, как дружно все живут,
    Звонко песенки поют.
    Очень заняты работой
    Эти радостные…
  •      4) На листочке, на страничке
    То ли точки, то ли птички.
    Все сидят на лесенке
    И щебечут песенки.
  • Выясняем, что азбука бывает музыкальной. Приходим  вместе к названию темы урока: «Музыкальная азбука. Проблемный вопрос: Где живут ноты и как их зовут?
    Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? 
  • Рассматривание нотного стана и количества линеек  с изображением нот и скрипичного ключа (демонстрационный материал выведен на интерактивную доску или экран),. Каждая нотка живет на своём месте в домике, а домик открывает скрипичный ключ. У каждой нотки есть имя. Изучаем «имена» нот.  Узнаём , что у скрипичного ключа есть другое имя: «Ключ Соль»(при написании ключа учитель делает акцент на начале написания этого знака-вторая линейка, а на ней живёт нотка «соль») . Пропевание нот.      

 

Физминутка:

 «Ладошки»  

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

  «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Работа с карточками

Работа в парах.. I. Расположить карточки с изображениями нот в правильной последовательности по плану:
1) В восходящем движении
2) В нисходящем движении
Не забываем о ключе в начале 

II.Соотнести карточки с названием и изображение ноты

Учащиеся хором называют ноты, которые показывает учитель, затем пропевают последовательности, предложенные учителем (по порядку в восходящем движении, по порядку в нисходящем движении, в разном порядке). В результате обобщения приходим к выводу, что можно пропеть нотами любую мелодию (предлагаются учителем 2-3 простые попевки «Жучка», «Пастушья», «Маленькой ёлочке»), желающие выходят к доске (по- одному) и показывают последовательности классу, класс читает

Происходит работа в группах под контролем учителя. Каждая группа придумывает две загадки по теме урока. При отчёте о проделанной работе, один представитель группы зачитывает загадки другим группам, члены групп совещаются и дают ответ (какая группа быстрее) .

Проводится опрос, что узнали нового, как запомнили новые понятия. Что запомнилось хуже, над чем стоит поработать?

 Исполнение песни отечественного композитора В. Герчик «Нотный хоровод» , как завершающий момент урока.

Регулятивные:
-волевая саморегуляция;

Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

Познавательные:
– принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
Регулятивные:
-контролировать с помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи
Коммуникативные: 

-высказывать свои суждения о  том, для чего нужны музыкальные значки-ноты
-уметь выслушивать других обучающихся

Познавательные:
-знать, что такое нотный стан, ноты, скрипичный ключ, звукоряд; находить предложенные изображения на доске и в учебнике.

Регулятивные:
– осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности
Коммуникативные:
– создавать высказывания-рассуждения, в процессе учебного диалога слушать говорящего;
– отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям.

Познавательные:

 соотносить изображение с  его названием; 
– извлекать из изображений  информацию

-вспомнить последовательность расположения нот и воспроизвести
Регулятивные:
– планировать самостоятельно в паре или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Коммуникативные:
– ориентироваться в названиях, соотносить их с изображением;
создавать высказывания-рассуждения, в процессе учебного диалога в паре приходить к правильному ответу. 

Познавательные:

– быстро ориентироваться в изображениях и называть показанное
– устанавливать связь между изображением и названием.
-ориентироваться втерминах и названиях.
Регулятивные:
– осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности
Коммуникативные:
– отвечать слаженно с другими обучающимися
– уважительно относиться к другим участникам процесса обучения.


Познавательные:

– формулировать ответы и подкреплять их доказательствами на основе полученных знаний.

Регулятивные:
– оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, адекватно  принимать советы и замечания

-контролировать мягкость

исполнения и точность интонирования.

Коммуникативные:
– делать обобщения и выводы на основе полученных знаний 

-придумывать загадки в группе, групповое обсуждение загадок и ответов

-внимательно выслушивать ответы других участников

-петь хором, слыша других участников исполнения

 

Разработка урока музыки в 1 классе “Музыкальная азбука”
Пролистать наверх