Автор: Князева Алина Максимовна
студент ГБПОУ “Нижегородский Губернский колледж”
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
«Чтобы воспитывать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях».
К.Д.Ушинский
Рассмотрим один из принципов обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Сущность – изучение и учет в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование интересов.
Реализация – характер протекания мыслительных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень познавательной и практической самостоятельности и активности, темп продвижения, отношение к учению, наличие и характер познавательных интересов, уровень волевого развития.
Знания в реальном процессе обучения усваиваются индивидуально каждым учеником.
Индивидуальные особенности школьников проявляются в мыслительной деятельности в отношении к учителю, в чертах характера, определяющих работоспособность, дисциплинированность, общительность и положение в группе сверстников. Большое влияние на формирование индивидуальных свойств личности ребенка оказывают семейное воспитание и окружающая обстановка вне школы.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются:
- планомерные, систематические наблюдения за учеником;
- индивидуальные и групповые беседы по заранее намеченному плану;
- дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика;
- специальные задания, связанные с положением ребенка в коллективе.
Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.
Индивидуальные особенности могут оказать положительное влияние на процесс обучения, быть нейтральными к учению ребенка или влиять отрицательно на его учебную деятельность. Степень влияния индивидуальных особенностей на процесс обучения определяет необходимость индивидуального подхода.
Я пронаблюдала за данным принципом обучения в своей школе. И можно сказать, что в условиях реального учебного процесса обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику практически невозможно. Количество работы, выполняемой учителем, не позволяет ему такой роскоши.
Но чаще всего непосредственное применение данного принципа можно наблюдать в специальном или инклюзивном обучении, когда у педагогов есть непосредственная ответственность за создание комфортной учебной обстановки для ученика. Особые потребности вызывают особое отношение. Это, безусловно, хорошо, ведь для обучения детей-инвалидов индивидуальный подход является ключевым.
Таким образом, реализация данного принципа, как правило, сильно повышает эффективность обучения. Но было бы гораздо лучше для системы образования в целом, если бы данный принцип реализовывался и в обычной школе. Преподавателям, заваленным бумажной работой, часто не хватает сил и времени на подобный подход.