автор: Ковалева Нина Александровна
МАДОУ “Синеглазка”
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.
Подготовила: Ковалева Н.А.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с понятием «звук» и распространением звуковых волн;
сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности – определить разницу музыкальных звуков от шумов;
развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
Материалы:
музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;
предметы: деревянный, металлический, стеклянный, ширма, шарф.
опыт1: металлическое ведро, дерев. ложка, тряпочка, трубочки (на всех), три стеклянных бокала на ножке с разноцветной водой, палочка;
опыт 2: ёмкость с водой, камешки (на всех);
опыт 3: бумага (половина А 4), клей или пластиковый стаканчик (на каждого), воронки.
Ход:
В: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие.
Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать.
Д: Музыкальные инструменты.
В: Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)
В:Попробуйте дать им характеристику, какие они?( тихие-громкие, шумные, высокие-низкие, мелодичные …)
В:Скажите, какой мы можем сделать вывод?
- Музыкальные инструменты издают звуки.
- Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо-громко) и по длительности (короткий-длинный).
В: Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты? (Нет, есть другие звуки, например….)
А давайте проверим.
Опыт1:
Материалы: метал.ведро, дер.ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка.
Подзываю по одному и спрашиваю о звуках.
– Катя, напой песенку;
– Паша, возьми ведро и крикни в него;
– Даша, возьми деревянную ложку и ударь по ведру;
– Саша, возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;
В: А теперь возьмите трубочки и подуйте в них. Что вы слышите?(Шум, похожий на ветер).
В: А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)
В: Какой мы сделаем вывод?
Д: Вокруг нас много вещей, которые издают звуки.
Игра «Узнай по звуку?
Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.) Дети определяют, какой материал издает звук.
Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.
А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.
опыт2:
Материал: ёмкость с водой и камни.
Дети медленно бросают камешки в ёмкость с водой. Определяют, что увидели (По воде расходятся круги). То же самое происходит со звуком. Как на воде образуется волна? Вода вибрирует (дрожит) и передает свою вибрацию предмету-ёмкости.
Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
В: Вы узнали, что есть разные звуки, с разной характеристикой, как звуки передаются, что же улавливает волны? Чем мы слышим? (ушами).
Игра «Проверим слух».
Ребенок поворачивается спиной к ведущему. Тот произносит слова с разным тембром (громко-тихо). Затем предлагает двум детям встать слева и справа. Ребенок, не поворачиваясь, должен угадать, кто сказал слово.
Игра «Звук играет в прятки»
Ребенку завязывают глаза. За его спиной звучит погремушка (бубен). Он должен угадать, каким ухом слышит. (Если звенеть по середине, то ребенок не догадается.)
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.
Что понравилось или не понравилось?
Что бы вы хотели ещё узнать.