Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.

автор: Ковалева Нина Александровна

МАДОУ “Синеглазка”

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.

   Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Звуки»  (эксперименты) для детей средней группы.

               Подготовила: Ковалева Н.А.

 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «звук» и распространением звуковых волн;

сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности – определить разницу музыкальных звуков от шумов;

развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.

 

Материалы:

музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;

предметы: деревянный, металлический, стеклянный, ширма, шарф.

опыт1: металлическое ведро, дерев. ложка, тряпочка, трубочки (на всех), три стеклянных бокала на ножке с разноцветной водой, палочка;

опыт 2: ёмкость с водой, камешки (на всех);

опыт 3: бумага (половина А 4), клей или пластиковый стаканчик (на каждого), воронки.

Ход:

 

В: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие.

Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать. 

Д: Музыкальные инструменты.

В: Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)

В:Попробуйте дать им характеристику, какие они?( тихие-громкие, шумные, высокие-низкие, мелодичные …)

В:Скажите, какой мы можем сделать вывод?

  1. Музыкальные инструменты издают звуки.
  2. Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо-громко) и по длительности (короткий-длинный).

В: Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты? (Нет, есть другие звуки, например….)

А давайте проверим.

Опыт1:

Материалы: метал.ведро, дер.ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка.

Подзываю по одному и спрашиваю о звуках.

– Катя, напой песенку;

– Паша, возьми ведро и крикни в него;

– Даша, возьми деревянную ложку и ударь по ведру;

– Саша, возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;

В: А теперь возьмите трубочки и подуйте в них. Что вы слышите?(Шум, похожий на ветер).

В: А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)

В: Какой мы сделаем вывод?

 Д: Вокруг нас много вещей, которые издают звуки.

Игра «Узнай по звуку?

Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.) Дети определяют, какой материал издает звук.

Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.

опыт2: 

Материал: ёмкость с водой и камни.

Дети медленно бросают камешки в ёмкость с водой. Определяют, что увидели (По воде расходятся круги). То же самое происходит со звуком. Как на воде  образуется волна?  Вода вибрирует (дрожит) и  передает свою вибрацию предмету-ёмкости.

Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.

В: Вы узнали, что есть разные звуки, с разной характеристикой, как звуки передаются, что же улавливает волны? Чем мы слышим? (ушами).

Игра «Проверим слух».

Ребенок поворачивается спиной к ведущему. Тот произносит слова с разным тембром (громко-тихо). Затем предлагает двум детям встать  слева и справа. Ребенок, не поворачиваясь,  должен угадать, кто сказал слово.

Игра «Звук играет в прятки»

Ребенку завязывают глаза. За его спиной звучит погремушка (бубен). Он должен угадать, каким ухом слышит. (Если звенеть по середине, то ребенок не догадается.)

ОБЩИЙ ВЫВОД:

Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

Что понравилось или не понравилось?

Что бы вы хотели ещё узнать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Звуки» (эксперименты) для детей средней группы.
Пролистать наверх