Про мир и дом, где мы живем (краеведение)

автор: Колерова Ксения Николаевна

главный библиотекарь МБУК ЦГБ им. Л.С. Мерзликина библиотека филиал№4

Про мир и дом, где мы живем (краеведение)

Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать со стихотворения нашего знаменитого земляка – поэта Леонида Семёновича Мерзликина.

Отправляемся мы в путь,

Бор лопочет над болотом.

Интересно заглянуть

Что за ближним поворотом?

Переехали мы гать,

Бор остался за спиною.

Интересно бы узнать,

Что за дальнею горою? 

Алтайский край – частица нашей Родины.

Алтайский край расположен на окраине Западносибирской равнины и является частью Сибири.

Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местности, на разнообразные погодные условия (смена тепла и холода, различные осадки), плодородие почв и многоводность рек.

Алтайский край начали изучать очень давно – с 1604 года, после того как в Сибири был основан г. Томск. Первое поселение было построено в 1709г, но было уничтожено качающими племенами, а затем его снова построили в 1718 г.(основано русское поселение г. Бийск) выше по течению реки Бии. Поселенцы торговали пушниной. Но затем обнаружили медные руды у озера Колыванское и у горы Синюхи и тем положили начало промышленному освоению края, образованию Алтайского горного округа с главным городом Барнаулом, основанным в 1739г, близ устья реки Барнаулки. Временные хозяева – Демидовы, они привлекли в горный край поселенцев.

Затем в 1748 г была организована специальная экспедиция (П.Старцова) для выявления мест годных к заселению, которых было много найдено по долинам рек Алея, и Чарыша. Постепенно люди проникли и в горы.

Так благодаря упорству и любознательности русских людей вся верхняя часть бассейна реки Обь была освоена, обжита и для всех стала малой родиной, слава о которой разошлась по всему свету.

17 июня 1917 г постановлением Временного правительства из состава томской губернии была выделена Алтайская губерния с центром в г. Барнауле.

В 1937 году Алтайский край стал самостоятельным краем.

Показать герб Алтайского края и г. Барнаула и сравнить.

Показать иллюстрации, фотографии природы, достопримечательностей края.

-Откуда же произошло такое название Алтай?

Алтай (Алатун, Алты-ай,Алин-ту) значит золотые, пестрые, высокие –(ал), горы – (тай). Слово это монгольского происхождения. Высоким снежным горам у местного населения придается значение святости и чистоты.

-Почему наш город получил такое название?

Барнаул – название города происходи от реки, которую племена, проживающие когда-то здесь, назвали “Барнаул”, что в переводе означает “волчье озеро”, “мутная река”, “серая река”.

Сейчас мы послушаем стихотворение об Алтае, которое написал барнаульский школьник Виталий Красноруцких. (читает один или два ребенка из класса, заранее подготовленных).

Алтай

По предгорьям Алтая 
Я хожу не спеша.
Красота здесь такая –
Замирает душа.

Здесь крутой небосвод
И заснежены горы.
Здесь алтайский народ
И родные просторы.

Тут березка стоит,
К склонам гор прижимаясь,
Что-то ветру шепча,
Чуть заметно качаясь.

Здесь леса зелены.
И закат так прекрасен,-
Степи тайны полны. 
Кто ж мой край так украсил.

В Барнауле живу-
Мне другого не надо.
И в мечтах, наяву-
Для меня он награда.

Тут простор и покой.
И скажу без сомненья:
Здесь и дом мой родной –
Уголок вдохновенья!

Алтайский край граничит с Новосибирской областью, Кемеровской областью, республикой Казахстан и республикой Алтай (которая получила этот статус в 1991 году).

В нашем крае 60 районов, 12 городов краевого подчинения, 14 поселков городского типа и 1621 сельский населенный пункт.

– Найдите города и поселки на карте.

Природа Алтайского края поражает разнообразием пейзажей. Это бескрайние степи, всхолмленные предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры и лиственницы, большие горные реки и широкая река Обь. (Сопровождаем показом подобранных фотографии или иллюстраций.)

Обь – берёт своё начало при слиянии двух горных рек Бии и Катуни. (показать на карте).

Обь – слово из зырянского языка, по мнению ученых, связанное с персидским словом “об” – “вода”. Географ В.Н.Татищев писал в 1744 году, что “сиё имя Обь есть остяцкое и значит Великая” ( Показать портрет)

Бия – (алтайское, бий- господин, повелитель) – правый исток Оби.

Катунь – (древнетюркское, кадын/хатун – женщина, повелительница) – левый приток Оби.

– Алтайский край богат полезными ископаемыми. У нас добывают медные руды, цветные металлы: золото, медь, свинец, цинк, серебро и другие. Имеются местонахождения гипса, мрамора, строительных материалов (известь).

Мировую славу Алтаю принесло камнерезное дело, цветные поделочные камни (порфит, кварциты, малахит, мрамор и другие). (Показать образцы полезных ископаемых).

Группа горючих ископаемых представлена местонахождениями каменного угля и бурого, торфа и т.д.

Минеральные соли добывают на озерах Кулунды. На озере Бурлинское добывают поваренную соль с 1768 года.

Мы с вами кратко познакомились с историей возникновения Алтайского края, а сейчас познакомимся с природой и животным миром.

Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить по лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, зимой – любоваться белоснежным покровом деревьев, летом – собирать грибы и ягоды, а весной – вдыхать ароматы цветущих растений.

Лес – это кладезь природы. Недаром говорят: дары леса,  действительно, лес дарит нам очень много прекрасного и полезного. Лес человеку – самый щедрый друг. Лес нас согревает, лечит, питает. Скажите, ребята, что лес может подарить человеку?

 Дети называют дары природы.   

 Молодцы, вы правильно ответили!  – это и грибы, и ягоды, и орехи, и лекарственные травы, и сами деревья, из древесины которых человек делает мебель, дома, картон и бумагу, и ещё массу полезных и нужных вещей. 

В зависимости от того, каких деревьев в лесу больше, он называется еловым, берёзовым или сосновым. В Алтайском крае сосновые леса расположены необычно – лентами. Это знаменитые ленточные боры – таких больше нет нигде в мире.

На территории Алтайского края насчитывается более 17 тысяч больших и малых рек.   Кто же в ней живёт? Дети называют обитателей реки. Рыбы, лягушки, раки, тритоны, бобры, ужи, жуки-водомерки, улитки, личинки комаров, и многие другие. А по берегам важно бродят цапли и журавли, в камышах  высиживают птенцов утки, бекасы, чирки и другие птицы. 

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ВОДА – НЕ ВОДА».

Я буду произносить слово и если оно относиться к воде, вы будете поднимать правую руку, если нет, руку поднимать не нужно.

Будьте внимательны. Приготовились? 

Озеро, река, карась, камень, кит, океан, дождь, дерево, щука, дельфин, дом, ручей, стол, море, снег, человек, птица, волк, подушка, туча, град, комар, пруд, мороз, сосулька, облако.

Что это за прекрасное существо сидит на цветке? Это насекомое бабочка. А каких ещё насекомых вы знаете? Это жуки, пауки, муравьи, бабочки, мухи, тараканы, комары, пчёлы.

Насекомые – самая многочисленная и разнообразная группа животных на Земле. Они легко приспосабливаются к любым условиям. Живут на суше, в воздухе и в воде. Они очень малы, им не нужно много места и пищи. У большинства из них есть крылья.

Ответьте, пожалуйста, какое насекомое одомашнил человек?

Правильно, это пчела. Кто из нас не лакомился вкусным, душистым мёдом. Оказывается, у пчёл 5 глаз – 3 в верхней части головы и 2 спереди. А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок.  

Любите ли вы собирать грибы? Давайте проверим,  насколько вы их знаете.

                                      ЗАГАДКИ. 

Растут в лесу сестрички, рыжие ……..(лисички)

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ……(подосиновик).

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый …(мухомор)

На пеньке растут в лесу дружные ребята

Это братья – молодцы рыжие………………(опята).

Средь молодых сосёнок растёт грибок…….(маслёнок).

  Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой.  

То в красной или сероватой. Собирай, не мешкай, это ……………………(сыроежка).

На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает ….(боровик).

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство природы. И царство далеко не бедное. Грибов почти сто тысяч видов! Грибы делятся на съедобные и несъедобные. 

В России растёт 300 видов съедобных грибов.

 А какие грибы несъедобны? Не только ядовитые, такие как бледная поганка, мухомор или ложные опята, но и просто старые или червивые. Если гриб оказался червивым, разломайте его шляпку на несколько частей и разбросайте в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

Самые большие обитатели леса – это животные.

Каких животных, живущих в наших лесах, вы знаете?

Ответы детей. Правильно, это лиса, заяц, хорёк, хомяк, суслик, ёж, лось, белка, волк, рысь, бурый медведь, барсук, соболь, росомаха, выдра, горностай, куница. Всего в Алтайском крае живёт 90 видов животных. Я думаю, вы все любите читать сказки про животных.          В сказочное лото давайте играть.

                             Нужные пары к словам подбирать.

– Сивка-……(Бурка).

– Конёк-……(Горбунок).

– Гадкий……(утёнок).

– Бременские…..(музыканты).

– Золотой……(петушок).

– Серый……..(волк).

– Семеро…….(козлят).

– Курочка……(Ряба).

– Крыска – …..(Лариска).

– Черепаха – …(Тортилла).

– Гуси -……….(лебеди).

– Кот …………(в сапогах). 

  После каждой отгаданной пары слов дети называют сказку и автора.        Молодцы, ребята.  

Кто поднимается выше всех, чьё пение радует нас, о ком мы заботимся зимой? Конечно же, это птицы. В Алтайском крае  их обитает  более 300 видов. Назовите, пожалуйста, каких птиц нашего края вы знаете. Правильно, это соловьи, дрозды, дятлы, синицы, сойки, клесты, свиристели, кедровки, рябчики, воробьи, скворцы, ласточки, перепёлки, куропатки, утки, тетерева, кулики, цапли, бекасы и чирки.

А теперь немного  расскажу вам о нашем Белоярске.

 

Нам всем нужно беречь и ценить красоту и богатства родного Алтайского края, по настоящему любить всё прекрасное, что есть        вокруг: леса, поля, луга, реки, болота, пруды, холмы, долины, родники, деревья, травы, цветы, каждую птичку и каждого зверя – всё, что называют природой.

Про мир и дом, где мы живем (краеведение)
Пролистать наверх