Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания

Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. На конкретном примере постараемся осветить проблемы подобных конкурсов и обозначить дальнейшие перспективы. Всероссийский конкурс “Учитель года” проводится с 1990 года и за период своей двадцатилетней (с небольшим) истории не однажды вызывал открытое недовольство в педагогической среде. Вспомним об отказе столичного департамента образования посылать московских учителей на Всероссийский конкурс 2003 года. Устоял конкурс «Учитель года» и в 2008 году, когда за сохранение имеющегося формата выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Без сомнения, Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов. В программу Конкурса организаторы включают круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами – мероприятия, создающие хороший конкурсный настрой. Чествование лучших учителей, приуроченное, как правило, к открытию и закрытию Конкурса, сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию. Методически грамотно проведенный профессиональный конкурс в ряде случаев заменяет руководителям школ и муниципальной системы образования многие другие административные методы работы с коллективом, в т.ч. ежегодные аттестации, имея перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация соперничества не пугает, а, наоборот, стимулирует. Безусловно, это люди, стремящиеся к успеху. Успехом же для них являются как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: статус в коллективе, премию, разряд и др. Так что организаторам конкурса следует помнить, что мотивация участников является как внутренней, так и внешней. Справедливости ради стоит сказать, что обладающий всеми качествами потенциального победителя учитель может не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает и средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? И нужны ли педагогам подобные конкурсы? Приведем типичное высказывание педагога: «Конкурс повышает самооценку, дает импульс новым творческим проектам. Но он должен проводиться не каждый год, а, например, один раз в три – пять лет. Тогда… будет больше времени подготовиться и наработать результаты для участия в нем. А так он превратился в привычку. И уже очень трудно найти желающих, особенно в сельских школах».

 

Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх