Игра, как составляющая воспитательной работы педагога (из опыта работы)

автор: Крамер Наталья Дмитриевна

методист МБУ ДО “Детско-юношеский центр” Индустриального района г.Барнаула

Игра, как составляющая воспитательной работы педагога (из опыта работы)

 

 

Игра, как составляющая воспитательной работы педагога

 (из опыта работы методиста по проведению воспитательных мероприятий)

 

В образовательной среде не вызывают споров факты о том, что воспитательная работа – это творческий процесс. И что ее конечный  результат  во многом зависит от педагогического мастерства педагога, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от поставленных задач в программе воспитания.

Под воспитанием подразумевается целенаправленное педагогическое организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, её духовно-нравственное становление.

Существует множество форм проведения воспитательных мероприятий, а включение в них игр,  на мой взгляд, является обязательным условием успешности проведения каждого из них.

Правильно используя игры в работе, можно добиться значительных положительных успехов не только в воспитании детей, но и в улучшении их психоэмоционального состояния, формирования их личностных качеств.

«Человеком можно стать, только играя»      утверждал немецкий поэт-философ Иоганн Фридрих фон Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет.  И с его  мнением  невозможно  не согласиться.

Долгие годы игры остаются главным и любимым занятием всех детей. Играя, дети и подростки более активно развиваются физически и умственно, учатся самостоятельно организовывать свою занятость. 

У дошкольников свои игры и их восприятие. Когда дети взрослеют, то претерпевают изменения и их  игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность проверить и развить свои способности, включиться  в соревнования друг с другом.

Предвкушение предстоящей игры и участия в ней вызывают у детей любого возраста только положительные эмоции и приятное волнение.

Одна из основных задач педагогов, проводящих   воспитательную работу, –  вовлечение каждого ребенка в процесс организации и проведения мероприятия, в игровые моменты, с использованием для этого организаторских «изюминок» и творческих задумок. 

Обращаю внимание, что немаловажным фактором  успешного  проведения мероприятий с использованием игр, является подготовка их оформления и наличие реквизита. И то, и другое нужно подготовить заранее.

Причем не столь важно, какая тема мероприятия. Иногда возникают ситуации, когда приходиться вносить изменения в сценарий. Например, перед началом мероприятия при технических задержках нужно иметь в запасе игру для активизации и настроя аудитории, а в конце –  нужно занять присутствующих участников   во время работы членов жюри по подведению итогов конкурсов и оформлению  наградного материала.

 Расскажу о собственном опыте использования игр в воспитательных мероприятиях, которые я провожу вот уже более 30 лет, как организатор и ведущий. Для этого необходим  «сундучок организатора», в котором находятся всевозможные предметы и атрибуты, необходимые для проведения любого мероприятия. 

Назову некоторые из них:

– фигурно разрезанные открытки для игры «Собери мозаику на скорость»;

– конверты для двух команд со скороговорками для проведения конкурса;

– маркеры, листы формата А3,  2 платка для игры «Художники»;

– несколько викторин по различной тематике, загадок, игр «Подскажи словечко», подобранных информаций для  рубрики «Это интересно»;

 – ленты, шары, наклейки, плакаты-поздравления для оформления аудитории;

 – фонограммы «музыкальных нарезок»  детских песен («минусовки» на флеш-накопителе) для игры «Угадай мелодию», подборка музыкальных композиций  для проведения активных игр, подборка «нарезок» музыки разных стилей (рок-н-ролл, самба, плясовая, вальс, лезгинка и др.) для проведения конкурса «Школа танцев», в котором  композиции меняют друг друга каждые 2 минуты;

– цветные буквы  алфавита (поштучно, высотой не менее 10-15 см.) для игры «Волшебный алфавит пожеланий»;

– макеты: «ромашка», «цветик-семицветик» или «снежинка» с пожеланиям или загадками;

 – «шкатулка предсказаний» (оформленная коробочка с шуточными предсказаниями на год, по знакам зодиака, напутствия имениннику, выпускнику и др.);

 -грамоты, дипломы, «черный ящик» (с 1-2 призами, которые нужно угадать);

– 2-3 приза для игр: «Счастливый стул» (под одним стулом в помещении клеится сердечко на удачу), «Приз на цифру «3» (игру-стихотворение «Расскажу я вам рассказ из полтора десятка фраз…» можно найти на интернет-ресурсах), «Лишний стул», «Самому активному участнику»;

-2 колбы мыльных пузырей;

– макет «светофора» для активизации малышей (3 цветных круга на картоне);

– спортинвентарь: 2 скакалки, 2 кегли, 2 веревки по 2 м. и др.

Традиционно, начало любого воспитательного мероприятия для детей начинается с приветствия ведущего.

В начале мероприятия  уместным будет  использование  следующих игровых моментов: игра на знакомство для небольшого количества участников «Буква моего имени» (меня зовут Наталья, «Н» – находчивая, «Николай» – надежный и т.д.); «Волшебный алфавит» (ведущий показывает цветные заготовки любых букв  алфавита и просит каждого участника сказать пожелание присутствующим на эту букву: например,  «З»   здоровья, задора, заботы, «Н» – надежды, настроения, надежности и др.). 

Эмоциональная  игра «Замотало-размотало» подходит для знакомства детей и подростков.  Ведущий сообщает: «при слове «замотало» нужно обнять себя, а при слове «размотало» – руки развести в стороны». Слова ведущего могут быть следующими: «замотало – размотало, замотало на соседа слева – размотало, замотало на соседа впереди – размотало».

Интересная игра, вызывающая интерес  у подростков «Зачем я пришел на мероприятие?». Ведущий задает участникам игры  вопрос: «Почему вы сегодня здесь?» и раздает заготовки с юмористическими ответами, заготовленными заранее:  «Пришел (а) заработать все призы», «Меня заставили», «Было скучно и я пришел (а)», «Себя показать»  и др.

Малышам нравятся игры-разминки «Светофор» (ведущий поочередно показывает цвета: красный – «тишина», желтый – «топаем», зеленый – «хлопаем», далее меняется очередность цветов на скорость) и  «Подарки на чердаке».

«Подарки на чердаке» (в начале игры ведущий показывает движения). Однажды  дети забрались на чердак старого дома и нашли там интересные вещи: «болванчика», который  все время качал головой из стороны в сторону (демонстрируется  движение), «мяч» (имитация движения ударов по мячу левой рукой), «гребень», который пролежал на чердаке в сундуке многие годы (правой рукой  «расчесываем волосы»), а еще нашли «лыжи» (демонстрируется  движение ходьбы на лыжах). Дети стали играть. Суть игры: сначала повторить за ведущим единичные упражнения, а потом соединить их вместе, делая одновременно, с ускорением: качание головой в стороны, «удары по мячу», «расчесывание  волос», «ходьба на лыжах».

Реквизит – выручалочка любого мероприятия – «Черный ящик», который на самом деле и не черный, а «загадочный предмет».

 В ящике лежат предметы, которые могут быть задействованы в мероприятии. Например, мыло, тогда участникам задается вопрос: «Это средство гигиены пришло к нам из далеких веков. Его делали из животного жира с добавлением золы и песка. Сегодня это незаменимое гигиеническое средство  в повседневной жизни  человека. Что находится в моем ящике?» (мыло).   Или участникам предлагается  загадка: «Что худеет от купания?»  Именно этот предмет достанется вам в качестве приза  из моего ящика за правильный ответ (мыло). 

Для школьников интересна игра «Мыльные вопросы».

Ведущий заранее подбирает смешные вопросы из жизни школьника, вызывает 2 участника, и задает им одинаковые вопросы, пример: «Сколько часов вы проводите за компьютерными играми?». Первый участник отвечает: «2 часа», второй – «5 часов». Тогда ведущий подхватывает: «а теперь проверим сколько на самом деле вы «зависаете в компьютере» и в этом нам помогут волшебные мыльные пузырьки правды».

  Участники одновременно выдувают пузыри, и предугадать завершение конкурса невозможно, это может быть 1 пузырь или, наоборот, большое количество. Очень веселый конкурс и, главное, побеждает тот, кто ближе всего к правде.

Считаю, что в игровых программах, воспитательных мероприятиях нужно обязательно использовать интеллектуальные задания на развитие общего мировоззрения учащихся.  Для этого ведущий заранее готовит вопросы для проведения викторин по краеведению, информационных блоков «Это интересно», «А знаете ли вы?», «Преданья старины далекой», «Край, в котором я живу» и др.

 Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что интересные и необычные вопросы для проведения конкурсов, викторин, составления кроссвордов, можно найти в библиотечных энциклопедиях, на интернет-ресурсах, и сформировать вопросы, предоставляя детям на выбор три варианта ответа. 

В заключение изложенного,  хотелось бы  напомнить слова Надежды Константиновны Крупской: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». 

А это значит, игровая деятельность очень полезна для детей  любого возраста, главное, чтобы игры была разнообразными,  интересными и носили познавательный  характер.

 

Крамер Наталья Дмитриевна, методист МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Индустриального района г.Барнаула, 89132633027?  kramer65@mail.ru

 

Игра, как составляющая воспитательной работы педагога (из опыта работы)
Пролистать наверх