Исследовательская работа “Методические взгляды на обучение чтению по Рыбниковой М.А.”

автор: Крестинина Ольга Васильевна

Зав.школьной библиотекой  МБОУ “Александро-Невкая СОШ” Александро-Невского района Рязанской области «Исследовательские работы и проекты»

Исследовательская работа “Методические взгляды на обучение чтению по Рыбниковой М.А.”

МБОУ «Александро-Невская СОШ»

Александро-Невского района Рязанской области

Исследовательская работа

«Методические взгляды на обучение чтению                 

по Рыбниковой М.А»

Выполнила: зав.школьной библиотекой МБОУ «Александро-Невская СОШ» Крестинина Ольга Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Александро-Невский, 2019 г.

 

 

Содержание:

 

Введение.

  1. Основная часть

1.1. М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь.

1.2. Основные дидактические правила в системе занятий по литературе.

1.3. Структура  урока литературы по методике М.А. Рыбниковой.

  1. Заключение.

2.1. Методика М.А. Рыбниковой и урок литературы в современной школе.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Почему дети в России сейчас недостаточно читают? Самый распространенный ответ: они стали другими. Самый грустный ответ: им не чтения.

Как библиотекарь я замечаю, что подростки читают подростковое. Классика для большинства – школьная «обязаловка». Общаясь с обучающимися вижу, что ребята ждут от уроков литературы ярких впечатлений и открытий, затрагивающего душу разговора на равных, интереса к их внутреннему миру…

В этой ситуации резко возрастает роль школьного библиотекаря. Целью моей работы в школе стало воссоздание атмосферы культа чтения путем радостного привлечения приманок всей культуры, ориентированной на Слово – от литературного театра и изобразительного искусства до музыкальных произведений.

Где искать секреты творческой педагогики? «Секреты» я обнаружила в научных исследованиях М.А.Рыбниковой – моей землячки, изучая методическое наследство этого замечательного педагога и методиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь.

 

Рыбникова  Мария Александровна советский педагог, методист-филолог, литературовед, фольклорист, художник, профессор, член Союза писателей СССР.

Родилась 20 (8 по старому стилю) февраля 1885 г. на танции Александро-Невская Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне р.п. Александро-Невский – центр Александро-Невского райна) в многодетной семье служащего. Детские годы М.А.Рыбникова провела у родственников матери в купеческом имен Горбово Гжатского уезда Смоленской губернии.

Девяти лет она была определена пансионеркой в Московское Мариинское училище, которое окончила с медалью в  1903 г. одной из лучших учениц. По окончании училища М.А. Рыбникова в течение года работала в школе. Осенью 1904 г. она поступила на историко-филологическое  отделение Московских высших женских курсов, после успешного окончания которых в 1909 г. преподавала литературу в Вяземской женской гимназии. В своей педагогической деятельности молодая учительница продолжала и развивала  традиции обучения, разработанные В.И. Водовозовым и В.Я. Стоюниным. Работая в Вяземской гимназии М.A. Рыбникова большое внимание уделяла внеклассной и внешкольной работе: организовывала кружки, экскурсии, выставки, руководила ученической самодеятельностью.

С 1918  г, она работала  в подмосковной Малаховской  опытно-показательной школе. В Малаховке М.А. Рыбникова принимала активное участие научно-исследовательской работе, часто выступала в Москве и Петрограде с докладами на учительских конференциях и съездах, участвовала в разработке программ по русскому языку и литературе, публиковала  научные труды по педагогике.

В ноябре 1923 r. М.А. Рыбникова переехала в Москву и стала преподавателем литературы в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна. Здесь  она организовала литературно-методический семинарий, объединивший более 100 учителей. На занятиях семинария М.А. Рыбникова популяризировала отечественную литературу и методику её преподавания.  В конце 1924 г. она переводится во 2-й Московский госуниверситет, в котором протрудилась до 1931 г., а с 1927 г. начала работать в научно-исследовательских учреждениях системы Наркомпроса страны: Институте методов внешкольной работы, Институте научной педагогики, Программно-методическом институте педагогики. Она участвовала во всех комиссиях по составлению учебных программ и по вопросам детского чтения, организуемых Наркомпросом. 1 апреля l9З5 г. ей присвоили учёное звание профессора по специальности «Современный русский язык».

В июле 1941 г., после начала Великой Отечественной войны,                           М.А. Рыбникова была направлена Наркомпросом в Тюмень для работы в педагогическом институте. Но из-за болезни своих домашних была вынуждена остановиться в Свердловске и работать в Свердловском пединституте, где читала курс методики преподавания литературы, устное народное творчество, стилистику.  В 1942 г. М.А. Рыбникова тяжело заболела менингитом и 3 июня 1942 г. скончалась.

 

Основные дидактические правила в системе занятий по литературе.

 

Основные труды Рыбниковой  посвящены методологии и методике изучения литературного  произведения, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному  народному творчеству. Разработал научно обоснованный курс методики преподавания  литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной  и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей. Наиболее известные работы педагога: «Работа словесника в школе» (М., 1922), «Книга о языке. Очерки по изучению русского языка и стилистические упражнения»  (М.,1925), «Современная и классическая литература в школе» (М., 1927), «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (М., 1928), «Как надо писать» (М., 1928), «Методика преподавания литературы» (М., 1930), «Загадки» (М.: Л.,19З2), «Очерки по методике литературного чтения» (М., 1941), «Избранные  труды» (М., 1958).

«Очерки по методике литературного чтения», написанные Марией Александровной в 30-40-е годы, стоят на вооружении у учителей-словесников и сейчас. «Свежесть идей, исключительное мастерство в разработке конкретных вопросов выразительного чтения, – так даёт им оценку Педагогическая энциклопедия,  – многообразие рекомендуемых приёмов анализа художественного текста, четкая система письменных работ сделали эту книгу одним из основных методических пособий у учителей-словесников».

М.А Рыбникова подчеркивает значение системы в обучении. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях, утверждает она, предмет становится для ребенка понятным и любимым. Учитель часто торопится, не ожидая, пока учащиеся усвоят изучаемый материал, не учитывает сложности постепенного перехода от незнания к знанию или топчется на одном месте, вызывая скуку, падение интереса учащихся.                 М.А Рыбникова подчеркивает необходимость тесной связи методики с детской психологией, со всесторонним изучением возрастных особенностей детей, их интересов вообще и читательских в частности.

Система занятий по литературе, основанная на понимании природы художественной литературы и на особенностях восприятия ее учащимися, позволяет обосновать некоторые основные дидактические правила или законы, служащие основой методов преподавания. М.А. Рыбникова сформулировала 4 таких правила.

Правило первое: «Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству» .

Оно вытекает как из природы художественного образа, представляющего собой известное обобщение, выраженное в конкретно-чувственной форме, так и из психологических особенностей его восприятия.

 

 

 

 

В главе «Уроки» Рыбникова иллюстрирует это дидактическое правило многочисленным примерами. Предлагаются различного рода приемы чтения и разбора текста, причем особо подчеркивается необходимость многообразия методов для активизации внимания, воображения, мысли учащихся.

Второе дидактическое правило: «… учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявленные им учителем требования, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень личной ответственности в этой личной работе» .

Это правило важно для организации всего классного коллектива и отдельных учащихся. В работе учителя в равной мере лежат расчет и вдохновение. Без тщательной организации не только классной работы, но и внеклассной работы, без постоянных организованных наблюдений учащихся над природой, над работой людей, над текстом произведения нельзя стимулировать развитие их творческих сил.

Третье правило: «Искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом узнается нечто новое» .

Его необходимо учитывать как в построении курса, так и в методике занятий, что также иллюстрируется автором уроками по литературному чтению и раскрытием системы раскрытия устной и письменной речи.

Четвертое правило: «… диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой» .

М.А. Рыбникова поясняет, что в занятиях обычно преобладает индукция: от чтения басен – к определению жанра басни, от практики описания и повествования – к теоретическому осознанию этих форм, от больших эмоциональных переживаний – к общему выводу о роли писателя.

Однако нужна и дедукция, осознание учащимися общих положений, с помощью которых они могли бы правильно подходить к новым явлениям литературы. В результате – широко используя индукцию и дедукцию, развивая мысль учащихся и постоянно поддерживая их интерес к занятиям, преподаватель помогает им усвоить основы науки о литературе.

Система занятий по языку и система письменных работ по методике педагога основаны на возрастных интересах учащихся и на усложнении определенных типов работ –  различных видов изложения и творческого сочинения. При этом Рыбникова настойчиво подчеркивает ведущую роль учителя.

Практика работы школы по программам литературного чтения и по предложенной М.А. Рыбниковой системе обнаружила наряду с достоинствами и крупные недостатки, суть которых заключается в отсутствии строгой системы, отсутствии достаточного закрепления материала, повторения и обобщения. Достоинство это – «огромное внимание, любовь и доверие к ученику, глубокое знание его и исключительное умение вовлекать в интереснейшую творческую работу» 

 

 

 

 

Структура  урока литературы по методике М.А. Рыбниковой.

 

Обращает на себя внимание многообразие подхода М. А. Рыбниковой к литературе. Большинство ее заданий относится к отдельным, единичным произведениям. Но когда это представляется целесообразным, она группирует произведения по циклам – стихотворения Некрасова, сказки Щедрина, рассказы Чехова 90-х годов – и рассматривает их как целое. Обычно вопросы ставятся Рыбниковой применительно ко всему произведению. Но наряду с этим анализ может вестись и по главам («Евгений Онегин»), частям («Преступление и наказание»), томам («Война и мир»), с последующим обобщением всей темы в заключительных выводах. Наряду с целостным разбором текста методистка охотно прибегает к анализу отдельной, центральной в данном случае проблемы. Так, при изучении романа «Война и мир» она рекомендует «вести анализ по томам, беря в каждом томе основой линию жизни главных героев, Андрея и Пьера, и, кроме того, относя на каждый том один из общих вопросов: на I том – основу группировки действующих лиц, на II том – бытовые сцены из дворянской жизни, Наташу и Николая, на III том – философию истории Толстого и на IV том – народнические идеалы автора в связи с образом Каратаева». К любимым приемам Рыбниковой относится сопоставление двух литературных памятников но сходству или контрасту, например, «Памятник» Державина и Пушкина, «Вольность» Пушкина и «Вольность» Радищева.

Основной метод анализа, обычно применяемый М. А. Рыбниковой, – раскрытие идейного содержания произведения через анализ его композиции и языка.

Поучителен характер постановки вопросов к произведению (каким образом? зачем? к чему? в чем и как?), требующих раскрытия идейной функции композиционных и стилистических приемов.

Особое значение М. А. Рыбникова придает творческой самодеятельности учащихся.

В младших классах необходимость в частой смене  методических  приемов вызвана неустойчивостью детского восприятия: «в V классе необходимо в течение часа и поговорить, и почитать, и пописать». Но независимо от этого применение сложного комплекса методов вызвано необходимостью осветить разные стороны произведения, привить на его материале различные навыки. Так, в V классе при изучении «Повести о нашествии Батыя на Рязань» М. А. Рыбникова рекомендует следующие приемы: «зрительный материал, исторический комментарий, двукратное чтение, ответы на вопросы, собственные иллюстрации учащихся, лозунги». При этом она требует тщательной дозировки не только изучаемого материала, но и приемов изучения.

Одним из важнейших путей облегчения восприятия литературы в школе является систематичность обучения. Излагать учебный предмет в системе – значит излагать его в возрастающей трудности: от простого к сложному, от фактов к выводам, от констатации отдельных явлений к вскрытию их внутренней логики. Система должна быть во всех звеньях учебной работы, касается ли дело приобретения знаний (например, по теории литературы), умений (например, анализировать произведения различных жанров) или навыков (например, выразительного чтения).

«Дозировка – одна из основ дидактики», – утверждает М. А. Рыбникова. Нельзя перегружать учащихся работой. Рыбникова полагает, что в ряде случаев полезнее обстоятельно разобрать один образ произведения, чем бегло рассмотреть всю их совокупность, тщательно изучить композицию одной главы повести, нежели поверхностно судить о ее строении в целом.

В своих «Очерках по методике литературного чтения» М. А. Рыбникова отводит большое место внеклассной и внешкольной работе в их органической связи с учебной работой в классе.

Центр всей работы по литературе в V и VII классах М. А. Рыбникова ставит изучение вопросов теории литературы. Теория призвана помочь учащимся осмыслить и привести в систему знания по литературе, полученные ими на протяжении трех лет.

         Для курса литературного чтения М. А. Рыбникова устанавливает «сквозные теоретико-литературные темы», которые должны проходить, постепенно усложняясь, через все три года.

  1. Общественная природа писателя; политическая значимость литературы; познавательное значение литературы. Тема, идея, тип.
  2. Литературный язык, изобразительные средства языка. Художественная речь как выявление внутреннего замысла автора.
  3. Построение произведения; композиция как метод раскрытия темы, ход действия в произведении. Образ-персонаж. Система образов в произведении.
  4. Основные литературные роды и виды. Их идейно-художественные признаки.

Для трудов М.А. Рыбниковой по вопросам развития устной речи характерно стремление создать стройную систему в обучении. Исследовательница подчеркивала важность установления межпредметных связей уроков грамматики и литературы, которые вместе выполняют задачу воспитания в ученике сознательного отношения к слову, как к “серьезнейшему показателю внутренней жизни”, призывала “пробудить критическое отношение к употреблению того или иного слова или термина” .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика М.А. Рыбниковой и урок литературы в современной школе.

 

М.А. Рыбникова считала:

-творческое и дружеское объединение учеников, родителей и учителей

-высоко ценила организацию внеклассной работы с учениками

– понимала процесс обучения не как разрозненные факты, а как систему упорядоченных фактов

– главным методом обучения считала метод повторения

– немаловажную роль отводила индивидуальной и групповой форме работы учеников

«В методической системе М.А. Рыбниковой рассматриваются во взаимосвязи следующие элементы процесса восприятия школьниками произведения: непосредственное, но целенаправленное наблюдение жизненных явлений и выражение их в речи, в наиболее точных и живописных словах, сопоставление с аналогичными наблюдениями писателя. Такое соотнесение своего непосредственного опыта с опытом художника обогащает духовный мир школьника, делает его зорче в прямом и переносном смысле и одновременно всесторонне развивает и воспитывает в нем внимательного читателя» .

Исходя из данных некоторых особенностей методики М.А. Рыбниковой мною разработан проект «Книга на сцене». Данный выбор позволяет оценить проект как форму проведения внеклассной работы по литературе, которая будет иметь и элементы урока, а также элементы индивидуальной работы для учеников. При данной форме организации проект может выполнять и главное правило методики М.А. Рыбниковой – создать творческое и дружеское объединение родителей учеников. Проект, который не является обязательным и находится вне школьной программы, включает элементы занимательности, обогащает духовный мир школьника, помогает лучше запомнить материал. В то же время для подготовки проекта могут быть привлечены все ученики, даже те, кто не проявлял особого интереса к уроку литературы. Ученики могут изготовить «театральные» программки, макет афиши. Данный этап подготовки к мероприятию формирует у учеников способности работать в команде. «Живость здоровая и сменяемость впечатлений», за которую так ратовала методистка, наиболее ярко может быть представлена проектом «Книга на сцене», так как ученики очень быстро устают от однообразия впечатлений. Нетрадиционная форма проекта «Книга на сцене» позволит избежать «техницизма, когда метод или прием становятся самоцелью». Жизнеспособность проекта весьма успешна, он реализуется в нашей школе с 2010 года.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой: учеб-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. /И.И.Тихомирова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011.- 350-384 с.
  2. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 386 с.
  3. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Высшая школа, 1986. – 76 с.
  4. Тихомирова И.И. От чтения к творчеству жизни. Сб. ст. по педагогике и психологии детского чтения. – Москва: РШБА,2017. – 280с.
  5. Кудряшев H. М.А. Рыбникова как методист/Н. Кудряшев // Литература в школе.-1942.-№3.-С. 27-33.
  6. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценеина. – Воронеж: Коммуна, 2001. – 9 с.
  7. Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. – М.: Российская педагогика, 1997. – 91 с.

 

 

Исследовательская работа “Методические взгляды на обучение чтению по Рыбниковой М.А.”
Пролистать наверх