«Строим дом своего здоровья»

автор: Макунина Ирина Николаевна

Педагог- организатор МБУДО “Дом детского творчества” Володарского района г.Брянска

«Строим дом своего здоровья»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» Володарского района г. Брянска

Методическая разработка по теме

«Вредным привычкам – нет!»

Творческая эстафета

«Строим дом своего здоровья»

Разработал:

Педагог-организатор

МБУДО «ДДД» Володарского района г. Брянска

детского клуба «Тимуровец»

Макунина Ирина Николаевна

Брянск 2019

Пояснительная записка.

       Сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы современного педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

      Детские клубы по месту жительства во многом предназначены для решения этой проблемы, поскольку специфика работы основывается на принципе открытости для всех желающих. Благодаря задачам работы детского клуба, направленным на формирование культуры здорового образа жизни, обучающиеся получают знания, умения и навыки, способствующие поддержанию здорового и безопасного образа жизни, использование полученных знаний в практике.

      В настоящее время вредные привычки населения (табакокурение, алкоголизм) является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики формирования зависимостей, особенно среди детей и подростков.

     Работа по профилактике зависимостей, организованная именно в детском клубе, предоставляет удобную возможность охватить воспитательными мероприятиями все возрастные группы обучающихся, а также обратить особое внимание на группу, имеющую повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами.

     Профилактические мероприятия носят, прежде всего информационный, просветительский и воспитательный характер. Однако, педагог, готовясь к мероприятию должен обращать внимание не только на усвоение детьми знаний и представлений о вредных привычках, но и становление его мотивационной сферы в отношении здорового образа жизни.

      Благодаря длительной практике работы в учреждении дополнительного образования, можно сделать вывод, что наибольший интерес у детей и подростков вызывают не традиционные, привычные детям беседы или лекции, а такие формы работы, которые повышают интерес и познавательную активность обучающихся, способствуют сформировать свою точку зрения относительно имеющихся проблем, умение налаживать отношения со сверстниками.

     Такой формой работы является Творческая эстафета «Строим дом своего здоровья». Благодаря участию в этом мероприятии у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему как к ценности, заниматься физической культурой и спортом.

 

Цель:

-формирование представления о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности

-Формирование правильного мотивационного мышления и отношения обучающихся к концепции здорового образа жизни

Задачи:

– Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «здоровье», «вредные привычки»

– Способствование формированию ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью и негативное отношение к вредным привычкам

– Способствование осознанию обучающимися степени опасности вредных привычек

– Формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребление никотина, алкоголя, психотропных веществ

– Развитие логического мышления обучающихся, умения сравнивать, обобщать полученные знания по теме

– Развитие навыков творческой активности

– Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки

– воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью

 

Адресат: обучающиеся детского клуба 10-11 лет

 

Форма проведения: творческая эстафета

 

Продолжительность: 60 минут

 

Место проведения: д/к «Тимуровец»

 

Оформление помещения: на стенах афоризмы и изречения о здоровом образе жизни, вредных привычках (Приложение 1), места для команд и болельщиков, место для строительства домов, место для игр

 

Оборудование: кирпичики для стройки, карточки с разрезанными частями пословиц, листы белой бумаги форматом А4, ручки, фломастеры, ножницы, скотч, клей-карандаш, карточки с ситуациями, плакат «Линия жизни», листы ватмана, музыкальное сопровождение «Зарядка»

 

Рекомендации по подготовке и проведению.

   

      Для успешного проведения Творческой эстафеты «Строим дом своего здоровья» предполагается проведение совместной работы с детьми, а возможно и с родителями по формированию команд-участниц, подбор названий и девизов команд. Также важно учесть уровень самостоятельности детского коллектива.

    Реклама и оповещение о времени и дате прохождения данного мероприятия сделает его ожидаемым, привлечёт интерес к участию большую аудиторию детей и родителей.

   Для высокого эмоционального настроя детей не только на начало, но и в процессе работы в зале должно присутствовать название мероприятия «Строим дом своего здоровья», на стенах изречения и высказывания по теме здорового образа жизни, вредных привычек.

   Для снятия напряжения и переутомления детей в процессе проведения мероприятия можно провести физкультминутку. (Приложение 2)

 

Сценарный ход.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники! Тема мероприятия «Строим дом нашего здоровья» говорит сама за себя, разговор пойдёт о нашем здоровье. Всех участников я приглашаю занять места в командах. Условия творческой викторины таковы: каждая команда будет выполнять те или иные задания, по результатам которых получит кирпичики для строительства своего дома. В конце творческой эстафеты команды должны будут выложить из кирпичей дома. В случае нехватки строительного материала, команды смогут выполнить дополнительные задания. Та команда, которая первая построит дом своего здоровья и станет победителем. Итак, мы начинаем!!!

Ведущий. Первый конкурс нашего мероприятия – это домашнее задание. Командам необходимо дружно представиться и назвать свой девиз.

Проходит представление команд.

За первый конкурс каждая команда получает по кирпичику.

Ведущий. Каждый взрослый человек нам скажет, что здоровье – это величайшая ценность. А вы, ребята, с этим согласны? (Ответы детей) Что такое здоровье, по-вашему? (Ответы детей)

Ведущий. Всемирная организация здравоохранения ещё в 1946 году в своём уставе   записала, что «… здоровье следует понимать, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Следующее задание эстафеты: каждая команда получает конверт, в котором находится пословица о здоровье. Вам необходимо за 2 минуты собрать её. Команда, которая правильно выполнит задание, получает кирпичик для стройки.

Задание для команд:

  • Желание выздороветь помогает лечению
  • Ходи больше, жить будешь дольше
  • Заболеть легко, вылечиться – трудно
  • Кто много лежит, у того бок болит

Ведущий. Ребята, 2 минуты истекли, проверяем задания.

Каждая команда зачитывает получившуюся пословицу, за правильный ответ даётся кирпичик.

Ведущий. Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости». Тому, что вы знаете о сохранении здоровья посвящён следующий этап эстафеты. На предложенные мною утверждения, командам необходимо отвечать в письменной форме только «да» или «нет». За 8 правильных ответов участники получат по 2 кирпичика для стройки.

Вопросы для команд:

  1. Зарядка- это источник бодрости и здоровья. (да)
  2. Жевательная резинка сохраняет зубы. (нет)
  3. Бананы поднимают настроение. (да)
  4. От курения ежегодно умирают более 10 тысяч человек. (да)
  5. Есть безвредные наркотики. (нет)
  6. Отказаться от курения легко. (нет)
  7. Летом можно запастись витаминами на весь год. (нет)
  8. Ежедневно нужно выпивать по 2 стакана молока (да)
  9. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой. (да)
  10. Недостаток солнца вызывает депрессию. (да)
  11. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)

Ведущий. Утверждения у меня закончились, пришло время проверять результаты. Я предлагаю командам поменяться ответами, и все вместе подсчитаем правильность утверждений.

Команды получают кирпичики для стройки.

Ведущий. Правильное питание – первый шаг к здоровью. Я думаю, что вы знаете какие продукты являются полезными, а какие нет. Назовите полезные продукты. (Ответы детей)

Ведущий. Ученые установили, что цвет продуктов так же влияет на наше самочувствие. Например, красный цвет согревает, даёт много энергии и поднимает настроение, оранжевый – прибавляет сил, желтый – наделяет положительной энергией и успокаивает, зелёный цвет обладает целительной энергией.

Задание для команд:   

– назвать полезные продукты красного и зелёного цветов

– назвать полезные продукты желтого и оранжевого цветов

  По окончании выполнения задания и проверки команды получают кирпичики для стройки.

Ведущий. Ученые провели исследования и сделали выводы о том, что некоторые особенности образа жизни человека влияют на его долголетие. Оказалось, что двигательная активность и занятия спортом увеличивают продолжительность жизни человека на 6 лет. А курение, употребление алкоголя, наркотиков отрицательно сказываются на здоровье. Скажите, пожалуйста, ребята, многие ли из вас по утрам делают зарядку? (Ответы детей) Я предлагаю сейчас всем вместе сделать зарядку и командам заработать на строительство дома кирпичиков.

Участники и болельщики делают музыкальную зарядку.

Команды получают кирпичики.

Ведущий. Во многих словарях дано определение привычки, как действия, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в детстве. Скажите, ребята, от чего же может зависеть человек? (Ответы детей) Какие полезные привычки вы знаете, мы проверим в следующем этапе творческой эстафеты – игре-кричалке «Верно-неверно». Каждой команде я задаю вопрос, а вы дружно отвечаете «верно или неверно». От вашей активности зависит получит ли ваша команда кирпичик.

Игра-кричалка:

  • Читать лежа- неверно
  • Смотреть на яркий свет – неверно
  • Умываться по утрам – верно
  • Смотреть близко телевизор – неверно
  • Употреблять в пищу морковь – верно
  • Заниматься физкультурой – верно

Ведущий. Есть ещё и такое понятие как вредные привычки, набор которых есть практически у каждого человека. Разумеется, они никак не укрепляют наше здоровье. Вредными привычки называют потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. Самыми распространенными вредными привычками являются курение, алкоголизм, наркомания. Ведь каждый год они уносят жизни более полумиллиона человек по всей планете- а ведь это население достаточно крупного города.

Задание: командам необходимо обсудить ситуацию в группе и разместить карточку на плакате «Линия риска» на нужную линию: красная – высокий риск, синяя – низкий риск, зелёная – риск отсутствует.

  • Родители курят в присутствии детей (высокий риск)
  • Твой лучший друг предложил доказать силу вашей дружбы, покурив вместе с ним (низкий риск)
  • На площадке в подъезде часто курят соседи (риск отсутствует)
  • Родители часто в выходные часто употребляют пиво, ребёнок находится вместе с ними (высокий риск)
  • Ребята из компании предложили выпить энергетический напиток вместо пепси. Ты не согласился (риск отсутствует)
  • Мальчик или девочка, которые тебе нравятся курят (высокий риск)

После обсуждения командам раздаются кирпичики для стройки

Ведущий. Здоровый человек — это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми. Чтобы представить, насколько значимо для нас наше здоровье команды должны пройти испытание.

Задание: каждой команде предоставим лист ватмана. Задача участников продержаться на листе всей командой 30 секунд. Затем лист ватмана складывается пополам, и задача повторяется, и так до тех пор, пока не останется четвёртая часть ватмана. Команда- победитель получит 2 кирпичика.

Ведущий. Здоровый образ жизни – это всё то, что благотворно влияет на здоровье человека. А здоровье для человека, как мы уже знаем, – главная ценность. И сейчас я предлагаю вам сделать крышу для ваших домов, это и будет заключительным этапом творческой эстафеты «Строим дом здоровья».

Задание: составить памятку здорового человека. На выполнение задания отводиться 5 – 7 минут.

Ведущий. Ребята, время, отведённое на выполнение задания, истекло. Приступаем к знакомству с памятками.

Команды по очереди зачитывают памятки и составляют дома из кирпичиков.

Команда-победитель награждается почетной грамотой.

 

Задания для получения кирпичиков, их могут выполнять не только участники команд, но и их болельщики:

  • Отжаться от пола 5 раз
  • Назвать полезные продукты
  • Назвать зимние виды спорта
  • Найти себе друга по интересам

 

Ведущий. Мы завершили строительство наших домов. Пусть эти дома вашего здоровья будут крепкими, надёжными и долговечными. Вредные привычки не только наносят вред – вред здоровью, силам и положению в обществе. Они тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути, и он может легко попасть в беду. За свои поступки человек отвечает не только перед собой, но и перед близкими, обществом и законом.

Помните, что ваше здоровье в ваших руках.

 

Список литературы.

  1. Васильева З. А., Любинская С. М.   «Резервы здоровья», – Москва, 2001г.
  2. Воронцов В.В. «Симфония разума. Афоризмы и изречения».- М.: Молодая гвардия, 1977г.
  3. Воронцов Е.А. Здоровый образ жизни всовременной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д: Феникс, 2008
  4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В., «Книга о здоровом образе жизни», – Москва, ПРОФИЗДАТ, 2000г.
  5. Мысли, помогающие нам жить: сборник цитиат, пословиц, поговорок. / Состав.: В. П. Скородумова, А. И. Сутормин.- М-: СП»Парамедикл», 1992г.

 

Приложение 1.

 

  • «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» Конфуций
  • «Здоровье – бесценный дар, потеряв его ы молодости не найдешь до самой старости»

 

Приложение 2.

 

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место снова сесть.

 

«Строим дом своего здоровья»
Пролистать наверх