автор: Севостьянова Ольга Юрьевна
Учитель-логопед МБДОУ Платоновский детский сад
Автоматизация звука Р по теме “Животные жарких стран”
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях
по теме «Животные жарких стран».
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме “Животные жарких стран”.
Коррекционно-образовательные задачи:
– Активизация и актуализация словаря по теме “Животные жарких стран”.
– Совершенствование навыка слогового анализа.
– Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных).
– Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.
– Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
Коррекционно-развивающие задачи:
– Развитие фонематического восприятия.
– Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование.
Звуковые дорожки (из ниток), дидактическое пособие «Веселый поезд», мяч, картинки, с изображением животных жарких стран и их детенышей, проектор, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети входят в группу и встают в круг.)
Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Сообщение темы занятия.
1.Игра “По пути в Африку”. (Развитие тонкой моторики).
Логопед: Ребята, сегодня у нас в гостях мартышка Рута. Она хочет пригласить вас в свою экзотическую страну. А вы знаете как называется страна, в которой живет мартышка Рута?
Дети: Да, она живет в Африке.
Логопед: А где находится Африка: близко или далеко от нас?
Дети: Далеко.
Логопед: На каком транспорте быстрее всего можно добраться до Африки?
Дети: На самолете.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на “самолеты”. Заводим моторы. (Произнесение изолированного звука Р). Самолет набирает высоту и мы летим в Африку.
Дети садятся на свои стульчики и проводят пальчиком по дорожке, выложенной на бархатной бумаге из ниток, произнося длительно звук [р].
2.Актуализация имеющихся знаний (автоматизация звука [р] в словах).
Логопед: Наши самолеты приземлились в жаркой Африке. Перед нами джунгли. Вам интересно узнать, с кем вас хочет познакомить мартышка Рута? Тогда попробуйте отгадать ее загадки. (Дети отгадывают загадки).
Он ходит голову задрав
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный…
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит …
Безобиден, травояден,
Нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост,
Плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару
Любит рыжий …
Он чуть-чуть ежа крупнее
И колючки подлиннее.
В зоопарке видел раз…
Кто же это?
Посмотрите, он каков!
Ходит посреди песков,
Бережёт в горбах водицу –
Вода в пустыне пригодится.
Что за коняшки –
на всех тельняшки?
С бегемотом так похожи!
Оба очень толстокожи.
На носу есть острый рог,
Здесь пасётся …
Это что за озорница
На лиане веселится?
На хвосте качается,
Скачет и кривляется?
Логопед: Мартышка Рута очень рада, что вы правильно отгадали все загадки. Как можно назвать всех этих животных?
Дети: Это животные жарких стран.
Логопед: Какой общий звук встречается в названиях всех этих животных?
Дети: звук Р.
Логопед: Чтобы правильно произнести звук Р необходимо улыбнуться, зубы разомкнуть, язык поднять к бугоркам за верхними зубами и сильно подуть на язычок, а от сильной, холодной воздушной струи кончик язычка задрожит. Расскажите, какой звук Р?
Дети: (Дети дают характеристику звуку) Звук Р согласный, звонкий, твердый.
- Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».
Логопед: В джунглях нужно быть очень зорким, чтобы заметить животных. Кого вы заметили в джунглях?
Дети: В джунглях прячется жираф.
Логопед: Как ты догадался?
Дети: Я вижу жирафьи ноги (верблюжий горб, крокодилья голова, кенгуриный хвост).
Логопед: Молодцы! Вы заметили всех спрятавшихся животных. Мартышка Рута очень рада за вас!
4.Игра “Один – Много” (с мячом). (Образование имен существительных во множественном числе).
Логопед: Ребята, в джунглях живет не одно дикое животное, а много животных. Мартышка Рута придумала для вас вот такую игру. Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч вам по одному, называя животное, а вы ловите мяч и называете мне много таких животных.
Зебра – много зебр.
Крокодил – много крокодилов.
Мартышка – много мартышек.
Жираф – много жирафов.
Носорог – много носорогов.
Верблюд – много верблюдов.
Тигр – много тигров.
Дикобраз – много дикобразов.
Кенгуру – много кенгуру.
Логопед: Слово «кенгуру» не изменяется, один кенгуру, и если их много то это тоже кенгуру.
5.Физкультминутка «Мартышки».
Логопед: За то что вы хорошо справились с заданием, мартышка Рута хочет поиграть с вами в свою любимую игру.
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
- Игра «Детеныш потерялся».
Логопед: В Африке случилась беда. Во время песчаной бури потерялся детеныш. Давайте поможем маме найти своего детеныша (дети дуют через трубочку на поднос с песком (манкой) и отыскивают там картинку с детенышем жарких стран и составляют предложение («У верблюда – верблюжонок»). Верблюдица говорит вам большое спасибо, за то, что вы помогли ей найти ее детеныша.
А чтобы остальные детеныши никогда не теряли своих мам, давайте теперь назовем всех детенышей животных жарких стран.
7.Игра “Веселый поезд?” (Совершенствование навыка слогового анализа).
Логопед: Ребята, наши животные хотят отправиться в путешествие на поезде, но они не знают кто в каком вагоне будет ехать. Давайте им поможем и расселим наших животных по вагонам. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – животные, в названии которых два слога и в третьем вагоне – животные, в названии которых три слога (дети распределяют картинки по вагонам).
8.Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
Логопед: Ребята, животных жарких стран мы с вами можем также увидеть в зоопарке. Давайте поиграем с нашими пальчиками – выполним пальчиковую гимнастику «Где обедал воробей?».
Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками).
В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.)
(Далее на каждое название животного выполняют массирующие движения каждого кончика пальца).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть).
- Игра «4 лишний».
Логопед: Помогите мартышке Руте определить кто тут лишний и почему. (проводится игра «4 лишний»).
10.Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков в рассказе).
Логопед: Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас по плану: нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.
Логопед: Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.
Итог занятия.
Логопед: Ребята, наше путешествие по Африке заканчивается, и пора нам возвращаться в детский сад. Мартышке Руте было очень интересно путешествовать вместе с вами. Она хочет подарить вам фотографии животных Африки. Дома раскрасите животных.
Садимся поудобнее на наши “самолеты”. Заводим моторы. Летим.
Логопед: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кто там живет? Каких животных жарких стран вы знаете? В какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли? Что вам было интересно делать? Молодцы ребята, вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р].