Конспект урока по предмету мир природы и человека на тему: “Части тела”

Автор: Лукина Елена Витальевна

учитель начальных классов МКОУ С (К) Ш №107

Конспект урока по предмету мир природы и человека на тему: “Части тела”

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 107»

Конспект урока по предмету мир природы и человека на тему: «Тело человека»

подготовила:

учитель начальных классов

Лукина Е.В.

Новосибирск 2022 г.

Технологическая карта урока по предмету: «Мир природы и человека»

Класс:1 «А» класс (дети с легкой умственной отсталостью, обучающиеся 1 класса оцениваются в словесной форме, либо с применением стимулирующего знака (смайлик), домашнего задания не задается)

Учитель: Лукина Елена Витальевна

Тема урока:Тело человека

Тип урока: Урок повторение

Цель урока:

– актуализация знаний и умений, приобретённых о частях тела человека

Образовательная:

– продолжать знакомитьучащихся с основными частями тела человека

Коррекционно-развивающая:

– коррекция и развитие связной речи 

– коррекция и развитие слухового и зрительного, тактильного восприятий

Воспитательная:

– воспитывать интерес к учебе, предмету

Методы и приемы:

Словесные (беседа, объяснение)

Наглядные (наблюдение, демонстрация) 

Практические (упражнения, практические работы) 

Формируемые БУД

Личностные:

– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением урока, приобретением новых знаний

Регулятивные:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, отвечать на вопросы)

– принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность,

Познавательные:

– устанавливать видо-родовые отношения предметов

– делать простейшие выводы, сравнивать 

– классифицировать на наглядном материале

Коммуникативные:

– использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

– уметь обращаться за помощью и принимать помощь;

Оборудование: 

для обучающихся: плакат «Тело человека», баночки с фруктами и овощами для задания «Угадай запах», ручки, картинки с изображением заданий «Зоркий глаз», волшебный мешочек с геометрическими фигурами различной формы, листочки с заданиями для закрепления «Соедини правильно»

для педагога: ноутбук, колонки, бубен, перо для релаксации.

 

Этап урока Цель урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Коррекционная работа Планируемые результаты
БУД (компонент жизненной компетенции) Предметные результаты (академический компонент)
Минимальный уровень Достаточный уровень
1.Организационный момент – Установить эм. контакт с учениками. Положительный настрой на урок Эмоциональная минутка: «Прозвенел звонок»

Прозвенел звонок, начинается урок!

Ножки на месте? На месте

Ручки на месте? На месте

Локти у края!

Спинка прямая!

Каждый раз, всегда, везде

На уроках и в игре,

Громко, четко говорим,

И тихонечко сидим!

Дети, давайте вспомним какое время года сейчас?

Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц?

Дети садятся правильно, настраиваются на плодотворную учебную деятельность Коррекция ЭВС обучающихся Личностные:

осознание себя как ученика

Регулятивные: 

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения Познавательные:

уметьпользоваться определенными алгоритмами урока

Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем и учениками

Ученик услышал учителя, настроился на урок

Определить о каком времени года идет речь

Ученик совместно с учителем проговаривает и выполняет необходимые действия по ходу текста

Правильно услышать вопросы, ответить на них полным ответом

2.Актуализация знаний  Повторение изученного материала

-Выявление затруднений у каждого учащегося.

Опрос по цепочке

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке, что вам запомнилось? Правильно мы изучали части тела человека. Назовите какие части тела вы помните.

Дети вступают в диалог с учителем, отвечают на заданные вопросы Развитие связной речи, внимания Личностные: 

формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий

Регулятивные:

следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Познавательные: уметь слышать вопрос и отвечать на него

Коммуникативные: формироватьумение вступать в диалог с учителем

Назвать, что проходили на прошлом уроке Вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы полным ответом
3.Целеполагание, мотивация. Определение учебных мотивов, постановка рабочей цели урока Взаимоопрос

Скажите, 

для чего нам необходимо знать части тела человека, где нам это пригодиться? Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте сказать, о чем сегодня будем разговаривать на уроке.

Чтение стихотворения М. Ефремов «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться.

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

 

Дети прослушивают стихотворение, исходя из этого Ставят цель сегодняшнего урока.  Развитие памяти, внимания Личностые:

осознание своей заинтересованности в обучении

Регулятивные:

принятие цели и произвольно включаться в деятельность

Познавательные:

Делать простейшие обобщения

Коммуникативные:

Формировать умения высказать свое собственное мнение

Назвать о чем будем говорить на уроке Вспомнить материал предыдущего урока, суметь правильно поставить цель урока
4.Обобщение выявленных затруднений. -Закрепить пройденный ранее материал, выявить индивидуальные затруднения в усвоении полученной раннее информации Представление основного материала в словесной форме (вопрос-ответ)

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомится с частями тела человек, и изучим новую часть тела- это туловище. Начнем с головы, на голове у нас располагаются глаза

1.Глаза, сколько у нас глаз, давайте посчитаем, покажите левый глаз, правый глаз. Для чего нам нужны глаза, как о них необходимо заботиться.Зачем нам регулярно нужно выполнять зрительную гимнастику?

Выполнение зрительной гимнастики «Часики»

Упражнение «Зоркий глаз» 

2.  Следующая часть тела человека это- уши, давайте покажем где у нас находятся уши, а теперь посчитаем. Ребята, скажите для чего нам нужны уши? Как необходимо за ушами ухаживать? Ответы детей. Сейчас, мы вместе с вами сделаем массаж для наших ушей.

Выполнение самомассажа

Задание: «Послушай, что звучит» на развитие слухового восприятия (Дети закрывают глаза, учитель предлагает им прослушать и определить, что именно звучит. Звуки весны- капель, пение птиц, ручей)

3. Итак ребята, идем дальше. Следующая часть- это нос, покажите где у вас нос? Кто скажет для чего нам нужен нос. Как за носом нужно ухаживать.

Выполнение дыхательной гимнастики

«Свеча» (короткий вдох носом и выдох через рот), «Ветерок» (длинный вдох через нос, выдох через рот)

Упражнение «Чем пахнет»

(Детям по очереди предлагается закрыть глаза и по запаху попробовать определить, что находиться в баночке. В баночках лежат апельсин, лук, огурец)

4. Ребята, мы продолжаем. Под носом у нас располагается рот. Для чего нам нужен рот? Кто у нас живет во рту? 

Чтобы размять наш язычок и губы необходимо повторить чистоговорку, для чего мы с вами проговариваем чистоговорку?

Чистоговорка «Весна»

НА-НА-НА наступила вновь весна,

ЛО-ЛО-ЛО вот на улице тепло,

КО-КО-КО солнце светит высоко,

ЧИ-ЧИ-ЧИ солнца теплые лучи.

5. Молодцы, продолжаем дальше. Сегодня я вам расскажу про наше туловище, это наша опора, самая сильная и крепкая часть тела человека. Внутри туловища есть позвоночник, к нему крепятся все внутренние органы. К туловищу крепятся руки и ноги, можно сказать, что туловище, это основная часть нашего тела. Ребята, сейчас я предлагаю вам немного размяться и выполнить гимнастику. Дети выходят из-за парт.

Динамическая пауза «Буратино»

(Движения выполняем по ходу текста)

Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

6. Наши руки, сколько у нас рук, поднимите правую, а теперь левую. На каждой руке у нас по 5 пальцев, сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику. Ребята, для чего мы с вами регулярно выполняем гимнастику?

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик»

Этот пальчик- маленький,

Этот пальчик- слабенький,

Это пальчик- самый длинный.

Этот пальчик- самый сильный,

Ну а этот- толстячок,

Получился кулачок!

Дети, ответьте мне на вопрос, для чего нам нужны руки?

Упражнение на тактильное восприятие: «Волшебный мешочек»

(в темный мешочек складывают геом.фигуры разной формы, каждому ребенку предлагается на ощупь опредилить и назвать какая фигура в мешочке.

7. В самом низу нашего тела находятся ноги, сколько у нас ног? Топните правой ногой, а затем левой. Для чего нам нужны ноги? Давайте с вами выполним интересное задание для наших ноги.

Логоритмическое упражнение «Топни,ножкой» (дети встают в круг, учитель стучит в бубен с разной скоростью и ритмом. Задача детей почувствовать ритм и шагать с нужной скоростью, по ходу задания учитель меняет скорость и ритм)

Работа с плакатом, который висит на доске (Части тела) Формирование диалогической речи, развитие внимание. Личностные:

готовность к организации взаимодействия с классным коллективом

Регулятивные:

активно участвовать в учебной деятельности

Познавательные:

Формировать умения классифицировать на наглядном материале

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Показать на себе части тела человека Уметь работать с плакатом, отвечать на вопросы про изучаемыечасти тела, называть их
5.Применение знаний и умений в новой ситуации

 

– Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу Ребята, мы вспомнили части тела человека, теперь я хочу вас проверить, как вы запомнили.

Упражнение на листочках «Соедини правильно» (Детям предлагается найти и правильно соединить часть тела с выполняемым ей действием. Например уши- слушать музыку)

Выполнение заданий по карточке Развитие внимания, памяти, мелкой моторики Личностные:

Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий

Регулятивные:

Научиться следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Познавательные:

Уметь устанавливать видо-родовые отношения предметов

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Показать каждую часть тела Правильно выполнить задание, подобрать к каждой части тела нужное действие, назвать,соединить линиями
6.Закрепление (включение в систему знаний и умений)

 

– вторичное осмысливание уже изученных на уроке знаний Использование заданий на узнавание изученного материала. Дети по очереди выходят к доске, отвечают на вопросы  и учителя по теме урока про части тела человека. Работа с плакатом у доски, вопрос- ответ Развитие речи, внимания Личностные:

Формировать готовность к организации взаимодействия с учителем и детьми

Регулятивные:

активно участвовать в учебной деятельности

Познавательные:

Уметь выделять некоторые общие и отличительные свойства знакомых предметов

Коммуникативные:

Уметь использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Выйти к доске, работать с плакатом Уметь вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы, называть  основные части тела человека
7.Подведение итогов, устное оценивание

 

-Проанализировать полученные знания, дать оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу на будущее. Подведение итогов, оценивание деятельности детей на уроке. Дети сегодня на уроке вы все работали, старались. У кого это получилось отлично, а кому- то нужно немного постараться в следующий раз. Скажите, что больше всего вам сегодня запомнилось на нашем уроке? Какое задание понравилось? Диалог с учителем, высказывания своего мнения, самооценивние Формирование связной речи. Личностные:

понимание личной ответственности за свою работу на уроке

Регулятивные:

Уметь принимать оценку своей деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Познавательные:

Уметь делать простейшие выводы, анализировать

Коммуникативные:

Уметь конструктивно взаимодействовать с людьми, уметь принимать критику.

Слышать учителя, вступать в диалог Уметь высказать свое личное мнение, самостоятельно оценить свою деятельность на уроке
8.Рефлексия  учебной деятельности. 

 

 

– оценить настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Учитель включает спокойную музыку, проходит между рядов и каждого ребенка спокойно касается перышком. Это помогает успокоить и расслабить  детей после учебной деятельности. Дети закрывают глаза, кладут голову на рук и отдыхают Коррекция ЭВС Личностные:

Соблюдать представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Регулятивные:

Уметь адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

Познавательные:

Уметь правильно понимать задания

Коммуникативные:

Уметь использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Закрыть глаза, положить голову на руки Уметь  расслабиться после учебной деятельности и отдохнуть

 

Конспект урока по предмету мир природы и человека на тему: “Части тела”
Пролистать наверх