Автор: Макаренко Анастасия Игоревна
педагог-психолог МАОУ “Сетовская СОШ”
«Социализация обучающихся с ТМНР»
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс
«Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
ЗАЩИТА
РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРАКТИКИ
педагог-психолог
Макаренко Анастасия Игоревна,
МАОУ Сетовская СОШ, Тобольский район
2022 г.
- Общая информация о социально-психологическом проекте
Наименование проекта | Проект «Социализация обучающихся с ТМНР» |
Направленность проекта | Проект направлен на формирование позитивного опыта социально-коммуникативного и межличностного взаимодействия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Занятия в мини-группах позволяют получить ребенку непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации. |
Разработчики | Педагог-психолог МАОУ «Сетовская СОШ», Тобольский район |
Участники | Дети с ТМНР (ДЦП, умственная отсталость тяжелой степени).
Дети обучающиеся по ООП, выступающие в качестве ассистентов. |
Место реализации проекта | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Сетовская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района, Тюменской области
626107, Тюменская область, Тобольский район, п. Сетово, ул. Центральная д. 4 Е-mail: setovotobr@mail.ru Адрес школьного сайта в Интернете: http://schoolsetovo.ucoz.ru/ Нагибина Светлана Владимировна, директор МАОУ Сетовская СОШ |
Цель проекта | Создание условий для развития социально-коммуникативной реабилитации и абилитации для ребенка с ТМНР, в форме различных практик, способствующих формированию позитивного опыта межличностного взаимодействия. |
Задачи проекта | – получение и развитие моторных и социально-коммуникативных умений (обратная связь на свое поведение; запуск механизмов подражания и саморегуляции, усвоение правила очередности);
– развитие сенсорного опыта; – преодоление тревожности, страхов; -оптимизация системы работы по социализации детей с ТМНР; -расширение информированности родителей (законных представителей) по вопросам межличностного взаимодействия и вовлечения их в совместную деятельность в данном направлении. |
Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы количество обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в образовательных учреждениях растет, начиная с дошкольных учреждений и переходя в общеобразовательные школы. К сожалению, опыт работы педагогов с данной категорией обучающихся не такой большой как хотелось бы и в настоящее время назрела необходимость внедрения новых образовательных технологий, форм, методов и средств работы с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствующих их социализации.
Целевая аудитория и описание ее социально-психологических особенностей: обучающиеся с ТМНР МАОУ Сетовская СОШ.
МАОУ Сетовская СОШ Тобольского района имеет следующие особенности осуществляемой образовательной деятельности: в 2021-2022 учебном году обучающихся с ОВЗ 15 человек, из них с ТМНР – 2 учащихся, находящихся на надомном обучении.
Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Для обучающихся, получающих образование по адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
У таких детей наблюдаются реакции при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Что очень затрудняет фактически любое взаимодействие с посторонними людьми, как дома, так и за его пределами.
Для полноценного развития у ребенка должна быть возможность наблюдать за разнообразной деятельностью и по мере сил участвовать в ней.
Критерии комфортного для ребенка количества людей – его спокойствие, включенность в коммуникацию или деятельность. Поэтому занятия проводятся сначала в совсем маленьких групп по 2–3 участника. В дальнейшем размер группы постепенно увеличивается до 5–6 человек.
Чаще всего детям с ТМНР легче знакомиться с новыми людьми в привычной обстановке своей комнаты. Важно определить комфортную дистанцию для общения ребенка с новым человеком. Возможно, при первой встрече ребенку будет легче, если незнакомец не станет приближаться к нему и взаимодействовать с ним, либо сделает это не сразу, дав ребенку время привыкнуть к его виду, звуку голоса, запаху. В дальнейшем дистанцию можно будет сократить. Определить оптимальную для общения дистанцию можно по поведению ребенка. Когда ребенок привыкнет к одному новому человеку, можно продолжить постепенно расширять круг общения.
Наиболее доступным для ребенка с ТМНР являются занятия с применением игровых ритмичных упражнений. Необходимым условием проведения занятий является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Психолог постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, «заражает» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, даже имеющего самые тяжелые нарушения развития, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.
Методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) проекта:
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
Санитарно-эпидемиологические правила об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”;
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
Устав МАОУ «Сетовская СОШ».
Научно-методическое обеспечение проекта:
- Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // под ред. И. М. Бгажнаковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений // М. В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. -240 с.
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детейи подростков // Руководство – СПб: Речь, 2003. – 391 с.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый»ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с. [4]
- Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
Описание основных этапов реализации проекта
Этапы реализации программы включают:
- Подготовительный (изучение типологических особенностей развития ребенка с ТМНР, наблюдение, беседа с родителями, заполнение карты наблюдений, определение зоны ближайшего развития).
- Основной (реализация программы в течении 3 месяца).
- Заключительный (получение обратной связи, заполнение карты наблюдений, анализ результатов проекта).
Программа включает 3 направления работы:
- Работа с родителями (законными представителями).
- Работа с обучающимся с ТМНР.
- Работа с обучающимися-ассистентами.
Проект рассчитан на 12 часов в течении 3 месяцев (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ | Модуль | Тема | Кол-во часов |
1 | Работа с родителями
(законными представителями) |
Особенности развития и приемлемые способы коммуникации ребенка с ТМНР | 1 |
Игры и упражнения, способствующие социально-коммуникативному взаимодействию конкретному ребенку. | 1 | ||
2 | Работа с обучающимися-ассистентами | Особенности развития и приемлемые способы коммуникации ребенка с ТМНР. | 1 |
Рефлексия. | 1 | ||
3 | Работа с ребенком с ТМНР | Входящая диагностика
(карта наблюдений). Организационное занятие. |
1 |
Установление эмоционального контакта с психологом. | 1 | ||
Я и родственники | 1 | ||
«Кукла в гостях» | 1 | ||
Я и мои друзья. | 1 | ||
«Вместе веселей!» | 1 | ||
«Я тебя помню!» | 1 | ||
Выходящая диагностика.
Подведение итогов. |
1 | ||
ИТОГО: | 12 |
Описание требований к специалистам, задействованным в реализации проекта, иных требований (технических, материальных и т.д.).
Педагог-психолог:
- изучает особенности развития обучающихся с ОВЗ (наблюдение, беседы);
- проводит коррекционно-развивающие занятия;
- организует проведение психологического просвещения для родителей (законных представителей) и обучающихся-ассистентов;
- осуществляет психологические консультации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
– расширение позитивного опыта социально-коммуникативного и межличностного взаимодействия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
– рост способности к саморегуляции эмоциональных и физических состояний;
– расширение круга межличностного взаимодействия;
– повышение родительской компетенций.
Факторы, влияющие на достижение результатов проекта
Проект реализуется по трем основным направлениям: работа с родителями (законными представителями), обучающимися с ТМНР, обучающимися по ООП. Поэтому достижение результата будет зависеть от:
– включенности в совместную деятельность родителей (законных представителей) и учащихся, т.к. они будут иметь влияние на развитие коммуникативных навыков;
– актуальности проекта для самих обучающихся и наличия мотивации на работу в данном направлении.
Сведения об апробации проекта
Проект реализован на базе МАОУ «Сетовская СОШ» в 2021-2022 учебном году.
В проекте приняли участие:
– учащаяся с ТМНР;
– педагог-психолог;
-учащиеся-ассистенты – 4 человека;
– родители (законные представители) – 5 человек.
Были получены положительные отзывы со стороны родителей (законных представителей), классных руководителей и обучающихся.
Основная цель проекта направлена на развитие социально-коммуникативной реабилитации и абилитации ребенка с ТМНР, но также очень значимым оказался результат для учащихся-ассистентов. При проведении рефлексии после завершения проекта среди учащихся-ассистентов, выявлено повышение уровня толерантности к детям с ограниченными возможностями и инвалидам.
- Описание группового занятия в рамках проекта
(демонстрируемого на видеозаписи)
Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие социально-коммуникативного взаимодействия для ребенка с ТМНР
Цель занятия: социально-коммуникативная реабилитация и абилитации ребенка с ТМНР, через игровое взаимодействие.
Задачи:
– получения и развития моторных и социально-коммуникативных умений (обратная связь на свое поведение; запуск механизмов подражания и саморегуляции, усвоение правила очередности);
– развития сенсорного опыта;
– преодоления тревожности, страхов.
Занятие строится с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Для ребенка характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое сочетается с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, и эмоционально-волевой сферы, так же расстройствами аутистического спектра и отсутствием речи. Катерине сложно, когда в помещении много людей.
Занятие проходит дома, т.к. Кате легче заниматься в привычной обстановке. Состав группы 5 человек, учитывая педагога-психолога и близкого родственника.
Продолжительность занятия не более 20 минут, с учетом постоянного контроля психоэмоционального состояния ребенка и периодами отдыха между упражнениями.
Перед началом занятия педагог-психолог устанавливает эмоциональный контакт.
Далее постепенно происходит знакомство с новыми членами группы, избегая близкого контакта между ними.
- Занятие проходит с использованием ритмической практики «Круг». Такое расположение ограничивает внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, не нарушая при этом личного пространства ребенка.
Первое упражнение представляет собой игру в мяч, с комментариями психолога.
- Упражнение «Парус»
Цель: ритмичная игра, формирование схемы тела, обогащение сенсорного опыта, привлечение внимания детей друг к другу, развитие мелкой моторики. Необходимые материалы: большой газовый платок.
Описание игры: Взрослые ждут, пока ребенок снимет с себя платок. Поощряют самостоятельные попытки ребенка. В роль «главного героя» игры ребенок погружается постепенно.
Стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает
(участники, держась за платок, плавно раскачивают его вверх-вниз),
Парус Катю накрывает (участники медленно накрывают Катю платком).
В первом упражнении комментирует происходящее только педагог, чтобы избежать резкого повышения уровня шума с увеличением количества мелких событий.
Важно улавливать малейшие изменения настроения и сделать паузу раньше, чем наступит утомление.
После того, как ребенок адаптируется к присутствию нескольких людей в группе, можно переходить к более ритмичным играм.
- Игра: «Вышли мыши как-то раз»
Заключительным упражнением является игра с ярко выраженной эмоциональной кульминацией.
Цель: эмоциональное заражение, ожидание кульминации, развитие слухового внимания. Необходимые материалы: колокольчик
Описание игры: все участники хором рассказывают стихотворение, сопровождая слова каким-либо ритмичным движением (раскачивая руками, хлопая по коленям, топая):
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон (ведущий звенит в колокольчик)!
Убежали мыши вон (быстро хлопаем по коленям)!
После включения ребенка в игру, ему предлагается главная роль. Которую он ждет и ярко реагирует на ее исполнение.
Занятие заканчивается привычным для ребенка ритуалом.
И своеобразным подведением итогов в контакте с психологом.
Реализация технологий социально-коммуникативной реабилитации и абилитации требует больших усилий, но их результативность обладает значительно большей отдачей как для ребёнка, так и педагога.