«Социализация обучающихся с ТМНР»

Автор: Макаренко Анастасия Игоревна

педагог-психолог МАОУ “Сетовская СОШ”

«Социализация обучающихся с ТМНР»

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс 

«Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»

ЗАЩИТА 

РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРАКТИКИ

педагог-психолог

Макаренко Анастасия Игоревна,

МАОУ Сетовская СОШ, Тобольский район

2022 г.

  • Общая информация о социально-психологическом проекте
Наименование проекта Проект «Социализация обучающихся с ТМНР»
Направленность проекта Проект направлен на формирование позитивного опыта социально-коммуникативного и межличностного взаимодействия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Занятия в мини-группах позволяют получить ребенку непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации.
Разработчики Педагог-психолог МАОУ «Сетовская СОШ», Тобольский район
Участники Дети с ТМНР (ДЦП, умственная отсталость тяжелой степени).

Дети обучающиеся по ООП, выступающие в качестве ассистентов.

Место реализации проекта  Муниципальное автономное образовательное учреждение «Сетовская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района, Тюменской области

626107, Тюменская область, Тобольский район, п. Сетово, ул. Центральная д. 4

Е-mail: setovotobr@mail.ru

Адрес школьного сайта в Интернете:  http://schoolsetovo.ucoz.ru/

Нагибина Светлана Владимировна, директор МАОУ Сетовская СОШ

Цель проекта Создание условий для развития социально-коммуникативной реабилитации и абилитации   для ребенка с ТМНР, в форме различных практик, способствующих формированию позитивного опыта межличностного взаимодействия.
Задачи проекта – получение и развитие моторных и социально-коммуникативных умений (обратная связь на свое поведение; запуск механизмов подражания и саморегуляции, усвоение правила очередности);

 – развитие сенсорного опыта;

– преодоление тревожности, страхов;

-оптимизация системы работы  по социализации  детей с ТМНР; 

-расширение информированности родителей (законных представителей) по вопросам межличностного взаимодействия и вовлечения их в совместную деятельность в данном направлении. 

 

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы количество обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в образовательных учреждениях растет, начиная с дошкольных учреждений и переходя в общеобразовательные школы. К сожалению, опыт работы педагогов с данной категорией обучающихся не такой большой как хотелось бы и в настоящее время назрела необходимость внедрения новых образовательных технологий, форм, методов и средств работы с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способствующих их социализации.

Целевая аудитория и описание ее социально-психологических особенностей: обучающиеся с ТМНР МАОУ Сетовская СОШ.

МАОУ Сетовская СОШ Тобольского района имеет следующие особенности осуществляемой образовательной деятельности: в 2021-2022 учебном году обучающихся с ОВЗ 15 человек, из них с ТМНР – 2 учащихся, находящихся на надомном обучении. 

Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Для  обучающихся,  получающих  образование  по  адаптированной  основной общеобразовательной  программы  образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата, расстройствами аутистического  спектра,  эмоционально-волевой  сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. 

У таких детей наблюдаются реакции при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Что очень затрудняет фактически любое взаимодействие с посторонними людьми, как дома, так и за его пределами. 

Для полноценного развития у ребенка должна быть возможность наблюдать за разнообразной деятельностью и по мере сил участвовать в ней. 

Критерии комфортного для ребенка количества людей – его спокойствие, включенность в коммуникацию или деятельность. Поэтому занятия проводятся сначала в совсем маленьких групп по 2–3 участника. В дальнейшем размер группы постепенно увеличивается до 5–6 человек.

Чаще всего детям с ТМНР легче знакомиться с новыми людьми в привычной обстановке своей комнаты. Важно определить комфортную дистанцию для общения ребенка с новым человеком. Возможно, при первой встрече ребенку будет легче, если незнакомец не станет приближаться к нему и взаимодействовать с ним, либо сделает это не сразу, дав ребенку время привыкнуть к его виду, звуку голоса, запаху. В дальнейшем дистанцию можно будет сократить. Определить оптимальную для общения дистанцию можно по поведению ребенка. Когда ребенок привыкнет к одному новому человеку, можно продолжить постепенно расширять круг общения.

Наиболее доступным для ребенка с ТМНР являются занятия с применением игровых ритмичных упражнений. Необходимым условием проведения занятий является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Психолог постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, «заражает» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, даже имеющего самые тяжелые нарушения развития, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.

 

Методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) проекта:

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ от 28 августа 2020 г. N 442  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

Санитарно-эпидемиологические правила об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”;

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; 

Устав МАОУ  «Сетовская СОШ». 

Научно-методическое  обеспечение проекта:

  1. Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // под ред. И. М. Бгажнаковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)
  2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений // М. В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. -240 с. 
  3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детейи подростков // Руководство – СПб: Речь, 2003. – 391 с. 
  4. Шипицына Л. М. «Необучаемый»ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с. [4]
  5. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с. 

Описание основных этапов реализации проекта

 Этапы реализации программы включают:

  1. Подготовительный (изучение типологических особенностей развития ребенка с ТМНР, наблюдение, беседа с родителями, заполнение карты наблюдений, определение зоны ближайшего развития).
  2. Основной (реализация программы в течении 3 месяца). 
  3. Заключительный (получение обратной связи, заполнение карты наблюдений, анализ результатов проекта). 

Программа включает 3 направления работы: 

  1. Работа с родителями (законными представителями). 
  2. Работа с обучающимся с ТМНР. 
  3. Работа с обучающимися-ассистентами. 

Проект рассчитан на 12 часов в течении 3 месяцев (1 час в неделю).

 

Тематическое планирование

Модуль Тема Кол-во часов
1 Работа с родителями

(законными представителями)

Особенности развития и приемлемые способы коммуникации ребенка с ТМНР 1
Игры и упражнения, способствующие социально-коммуникативному взаимодействию конкретному ребенку. 1
2 Работа с обучающимися-ассистентами Особенности развития и приемлемые способы коммуникации ребенка с ТМНР. 1
Рефлексия. 1
3 Работа с ребенком с ТМНР Входящая диагностика

(карта наблюдений). 

Организационное занятие.

1
Установление эмоционального контакта с психологом. 1
Я и родственники 1
«Кукла в гостях» 1
Я и мои друзья. 1
«Вместе веселей!» 1
«Я тебя помню!» 1
Выходящая диагностика. 

Подведение итогов.

1
ИТОГО: 12

 

Описание требований к специалистам, задействованным в реализации проекта, иных требований (технических, материальных и т.д.).

Педагог-психолог:

  • изучает особенности развития  обучающихся с ОВЗ (наблюдение, беседы);
  • проводит коррекционно-развивающие занятия;
  • организует проведение психологического просвещения для родителей (законных представителей) и обучающихся-ассистентов;
  • осуществляет психологические консультации.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

– расширение позитивного опыта социально-коммуникативного и межличностного взаимодействия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

– рост способности к саморегуляции эмоциональных и физических состояний;

– расширение круга межличностного взаимодействия;

– повышение родительской компетенций.

 

Факторы, влияющие на достижение результатов проекта

Проект реализуется по трем основным направлениям: работа с родителями (законными представителями), обучающимися с ТМНР, обучающимися по ООП. Поэтому достижение результата будет зависеть от:

 – включенности в совместную деятельность родителей (законных представителей) и учащихся, т.к. они будут иметь влияние на развитие коммуникативных навыков; 

– актуальности проекта для самих обучающихся и наличия мотивации на работу в данном направлении.

 

Сведения об апробации проекта

Проект реализован на базе МАОУ «Сетовская СОШ» в 2021-2022 учебном году. 

В проекте приняли участие:

 – учащаяся с ТМНР;

– педагог-психолог;

-учащиеся-ассистенты – 4 человека;

– родители (законные представители) – 5 человек.

Были получены положительные отзывы со стороны родителей (законных представителей), классных руководителей и обучающихся.

Основная цель проекта направлена на развитие социально-коммуникативной реабилитации и абилитации ребенка с ТМНР, но также очень значимым оказался результат для учащихся-ассистентов. При проведении рефлексии после завершения проекта среди учащихся-ассистентов, выявлено повышение уровня толерантности к детям с ограниченными возможностями и инвалидам. 

  • Описание группового занятия в рамках проекта

(демонстрируемого на видеозаписи)

 

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие социально-коммуникативного взаимодействия для ребенка с ТМНР

 

Цель занятия: социально-коммуникативная реабилитация и абилитации ребенка с ТМНР,  через  игровое взаимодействие.

Задачи:

– получения и развития моторных и социально-коммуникативных умений (обратная связь на свое поведение; запуск механизмов подражания и саморегуляции, усвоение правила очередности);

 – развития сенсорного опыта;

– преодоления тревожности, страхов.

Занятие строится с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Для  ребенка характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое сочетается с нарушением  зрения,  опорно-двигательного  аппарата, и эмоционально-волевой  сферы, так же расстройствами аутистического  спектра и  отсутствием речи. Катерине сложно, когда в помещении много людей.

Занятие проходит дома, т.к. Кате легче заниматься в привычной обстановке. Состав группы 5 человек, учитывая педагога-психолога и близкого родственника.

Продолжительность занятия не более 20 минут, с учетом постоянного контроля психоэмоционального состояния ребенка и периодами отдыха между упражнениями.

Перед началом занятия педагог-психолог устанавливает эмоциональный контакт.

Далее постепенно происходит знакомство с новыми членами группы, избегая близкого контакта между ними. 

  1. Занятие проходит с использованием ритмической практики «Круг». Такое расположение ограничивает внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, не нарушая при этом личного пространства ребенка.

Первое упражнение представляет собой игру в мяч, с комментариями психолога.

  • Упражнение «Парус» 

Цель: ритмичная игра, формирование схемы тела, обогащение сенсорного опыта, привлечение внимания детей друг к другу, развитие мелкой моторики. Необходимые материалы: большой газовый платок.

Описание игры: Взрослые ждут, пока ребенок снимет с себя платок. Поощряют самостоятельные попытки ребенка. В роль «главного героя» игры ребенок погружается постепенно.

Стихотворение:

 Ветер по морю гуляет,

 Ветер парус раздувает 

(участники, держась за платок, плавно раскачивают его вверх-вниз), 

Парус Катю накрывает (участники медленно накрывают Катю платком).

В первом упражнении комментирует происходящее только педагог, чтобы избежать резкого повышения уровня шума с увеличением количества мелких событий.

 Важно улавливать малейшие изменения настроения и сделать паузу раньше, чем наступит утомление.

После того, как ребенок адаптируется к присутствию нескольких людей в группе, можно переходить к более ритмичным играм.

  1. Игра: «Вышли мыши как-то раз» 

Заключительным упражнением является игра с ярко выраженной эмоциональной кульминацией.

Цель: эмоциональное заражение, ожидание кульминации, развитие слухового внимания. Необходимые материалы: колокольчик

Описание игры: все участники хором рассказывают стихотворение, сопровождая слова каким-либо ритмичным движением (раскачивая руками, хлопая по коленям, топая): 

Вышли мыши как-то раз

 Посмотреть, который час. 

Раз, два, три, четыре – 

Мыши дернули за гири. 

Вдруг раздался страшный звон (ведущий звенит в колокольчик)! 

Убежали мыши вон (быстро хлопаем по коленям)! 

После включения ребенка в игру, ему предлагается главная роль. Которую он ждет и ярко реагирует на ее исполнение.

Занятие заканчивается привычным для ребенка ритуалом.

И своеобразным подведением итогов в контакте с психологом.

Реализация технологий социально-коммуникативной реабилитации и абилитации требует больших усилий, но их результативность обладает значительно большей отдачей как для ребёнка, так и педагога.

 

 

 

«Социализация обучающихся с ТМНР»
Пролистать наверх