Проект “В детский сад хожу без слез”

автор: Максимова Дарья Владимировна

воспитатель МДОУ “Детский сад Россияночка”

Проект “В детский сад хожу без слез”

Проект «В детский сад хожу без слез»

Обоснование актуальности:

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезней, возникают претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом. 

В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются   следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся   незнакомому до этого человеку.   
Проблема  адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его  эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития. 

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

         Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

Содержание проекта

Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Организация практики на базе нашего дошкольного учреждения осуществляется уже в течение трех лет. После получения направления в дошкольное учреждение, родителям предлагается поучаствовать в проекте знакомства с детским садом. 

Цель: повышение компетентности родителей вновь поступающих  в ДОУ детей раннего возраста.

Задачи:

 – создавать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

– развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и игровые навыки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

– формировать качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, переходящие на новые уровни взаимодействия с сотрудниками детского сада;

– формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Проект  включает в себя:

  1. Анкетирование родителей для сбора информации об окружении ребенка и его индивидуальных особенностях.
  2. Проведение консультаций с родителями на темы: «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ», «Режим дня детей раннего возраста в дошкольном учреждении», «Возрастные особенности детей второго года жизни»; консультации социального педагога, врача дошкольного учреждения и других специалистов.
  3. Совместные игровые мероприятия  родителей, детей и воспитателя 1-2 раза в неделю, на которых знакомят детей и их родителей с деятельностью ДОУ, подключая к ним  музыкального руководителя и инструктора по физической культуре («Игры с водой», «Игры с песком», «Действия с предметами», «Пальчиковое рисование», «Лепка из теста», «Музыкальные развлечения»). Рис.1 

Такие мероприятия сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.  

                

   

 

Рисунок 1- Совместные мероприятия с родителями и детьми.

    

  1. Создание рекомендаций для подготовки детей к ДОУ, буклетов по адаптации детей раннего возраста.

Для проведения таких мероприятий оборудован специальный кабинет, включающий в себя специально подобранную предметно-развивающую среду с различным игровым материалом. Рис. 2

   

 

Рисунок 2 – Кабинет для совместных занятий


Сроки  Тема  Цель  Содержание Оборудование 
Июнь Консультация «Что такое адаптация детей раннего возраста к ДОУ?» – ознакомление с теоретическими основами адаптационного процесса детей раннего возраста к ДОУ Презентация 1 Буклеты по адаптации, ИКТ
Экскурсия по ДОУ – знакомство с расположением функциональных помещений ДОУ и сотрудниками Экскурсия по всем помещениям детского сада.
Выступление социального педагога и медицинского работника – знакомство с основными правилами посещения ДОУ Сообщение основных правил по посещению ДОУ, проведению медосмотров, вакцинации Нормативные документы
Утренняя гимнастика -знакомство с разными приемами утренней гимнастики Проведение гимнастики (комплекс для детей второго года жизни) Музыкальное сопровождение, предметы 
Действия с предметами – знакомство с предметной деятельностью детей раннего возраста Действия с предметами окружающего мира (машинки, природный материал,крупы, строительныйматериал) Машинки, желуди, пластиковая бутыль с прорезью с боку, аудиозапись рева машины, емкости с крупой
Музыкальное занятие – формирование «+» эмоций от совместного музыкального занятия Ходьба под музыку, слушание музыки,ритмичные движения под музыкальное сопровождение. Погремушки, игрушки для игр, музыкальное сопровождение
Игры со строительным материалом – формирование умений действий со строительным материалом Постройка заборчика для игрушек Игрушки, кубики, кирпичики
Пальчиковое рисование – развитие мелкой моторики детей Рисуем пальчиками зернышки для цыпляток Клеенки, пальчиковые краски, листы бумаги тонированные, влажные салфетки
Лепка (тесто) – знакомство с нетрадиционными средствами лепки Игры детей с тестом, знакомство со свойствами пластичных материалов Разноцветное тесто, клеенки, доски для лепки, стеки, мелкие бусинки, трафареты для лепки, влажные салфетки
Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ» -знакомство с рационом питания детей раннего возраста в ДОУ Рассказать о питании в ДОУ: меню, нормы Ширмы 
Чтение художественной литературы – знакомство с приемами активизации внимания при чтении детской литературы Чтение и рассматриваниее русской народной сказки «Колобок» Книга «Колобок» с картинками
Показ кукольного театра – знакомство с театрализованной деятельностью Показ кукольного театра по выбору Герои театра, ширма
Игры с водой (2 занятия) – знакомство с играми с водой Игры на развитие моторики: ловим рыбку сачком, удочкой, тонут, не тонут предметы Тазы, сачки, рыбки, мячи, камни
Д/и «Намоем куклу Таню» Таз, кукла, полотенце, мыло, одежда
Подготовка к игровой деятельности – подготавливать к принятию роли в игре Игра «Превращение в зайчат» Картинка с изображением зайчика, шапочки зайчат
Игры с песком – знакомство с игровыми действиями с сыпучими материалами (песок, крупа) Показать как играть с песком в домашних условиях ( песок, крупа); знакомить со свойствами и правилами Песочница, песок, формочки, природный материал
Физкультурное занятие – приобщение родителей к совместному физическому развитию Ходьба, игры с мячами, ползание Мячи, обручи, игрушка, дорожки, тунель
Круглый стол «Какие навыки и умения можно привить ребенку 1,5-2 лет» – оказание помощи при обучении детей навыкам и умениям в соответствии с возрастом Обсуждение проблем привития простейших навыков детям второго года жизни Буклеты
Пальчиковая гимнастика – ознакомление с разными видами пальчиковых гимнастик Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
ФЭМП – формирование элементарных математических представлений при помощи игровых упражнений Игра с мячами, знакомство с качествами предметов округлых форм Корзина, мячи разных цветов
Ознакомление с окружающим миром – знакомство с предметами окружающего мира Знакомство с собакой, ее внешним видом, повадками Игрушка собака
Май Итоговый праздник – подведение итогов Музыкальное сопровождение, игрушки, шары


Таким образом, дети и их родители постепенно и плавно вливаются в коллектив детского сада.

 

Результаты проекта

Итоги данного проекта подводятся уже по окончании адаптационного периода, примерно в октябре-ноябре на родительском собрании и на медико-педагогическом совещании, на основании анкетирования родителей и анализа процесса адаптации детей.

 

Таблица 1.Адаптация

Год  Степени  адаптации
тяжелая средняя легкая
2017 1% 13% 86%
2018 11% 89%
2019 10% 90%

 

Результаты анкетирования родителей и анализ процесса адаптации за время проведения проекта показал, что доверие родителей к дошкольному учреждению возросло, адаптационный период у детей уменьшился по времени и большинство детей привыкают к детскому саду с легкой степенью адаптации.

Проект “В детский сад хожу без слез”
Пролистать наверх