автор: Максимова Дарья Владимировна
воспитатель МДОУ “Детский сад Россияночка”
Проект “В детский сад хожу без слез”
Проект «В детский сад хожу без слез»
Обоснование актуальности:
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезней, возникают претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Содержание проекта
Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Организация практики на базе нашего дошкольного учреждения осуществляется уже в течение трех лет. После получения направления в дошкольное учреждение, родителям предлагается поучаствовать в проекте знакомства с детским садом.
Цель: повышение компетентности родителей вновь поступающих в ДОУ детей раннего возраста.
Задачи:
– создавать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
– развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и игровые навыки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
– формировать качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, переходящие на новые уровни взаимодействия с сотрудниками детского сада;
– формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Проект включает в себя:
- Анкетирование родителей для сбора информации об окружении ребенка и его индивидуальных особенностях.
- Проведение консультаций с родителями на темы: «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ», «Режим дня детей раннего возраста в дошкольном учреждении», «Возрастные особенности детей второго года жизни»; консультации социального педагога, врача дошкольного учреждения и других специалистов.
- Совместные игровые мероприятия родителей, детей и воспитателя 1-2 раза в неделю, на которых знакомят детей и их родителей с деятельностью ДОУ, подключая к ним музыкального руководителя и инструктора по физической культуре («Игры с водой», «Игры с песком», «Действия с предметами», «Пальчиковое рисование», «Лепка из теста», «Музыкальные развлечения»). Рис.1
Такие мероприятия сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Рисунок 1- Совместные мероприятия с родителями и детьми.
- Создание рекомендаций для подготовки детей к ДОУ, буклетов по адаптации детей раннего возраста.
Для проведения таких мероприятий оборудован специальный кабинет, включающий в себя специально подобранную предметно-развивающую среду с различным игровым материалом. Рис. 2
Рисунок 2 – Кабинет для совместных занятий
Сроки | Тема | Цель | Содержание | Оборудование |
Июнь | Консультация «Что такое адаптация детей раннего возраста к ДОУ?» | – ознакомление с теоретическими основами адаптационного процесса детей раннего возраста к ДОУ | Презентация 1 | Буклеты по адаптации, ИКТ |
Экскурсия по ДОУ | – знакомство с расположением функциональных помещений ДОУ и сотрудниками | Экскурсия по всем помещениям детского сада. | ||
Выступление социального педагога и медицинского работника | – знакомство с основными правилами посещения ДОУ | Сообщение основных правил по посещению ДОУ, проведению медосмотров, вакцинации | Нормативные документы | |
Утренняя гимнастика | -знакомство с разными приемами утренней гимнастики | Проведение гимнастики (комплекс для детей второго года жизни) | Музыкальное сопровождение, предметы | |
Действия с предметами | – знакомство с предметной деятельностью детей раннего возраста | Действия с предметами окружающего мира (машинки, природный материал,крупы, строительныйматериал) | Машинки, желуди, пластиковая бутыль с прорезью с боку, аудиозапись рева машины, емкости с крупой | |
Музыкальное занятие | – формирование «+» эмоций от совместного музыкального занятия | Ходьба под музыку, слушание музыки,ритмичные движения под музыкальное сопровождение. | Погремушки, игрушки для игр, музыкальное сопровождение | |
Игры со строительным материалом | – формирование умений действий со строительным материалом | Постройка заборчика для игрушек | Игрушки, кубики, кирпичики | |
Пальчиковое рисование | – развитие мелкой моторики детей | Рисуем пальчиками зернышки для цыпляток | Клеенки, пальчиковые краски, листы бумаги тонированные, влажные салфетки | |
Лепка (тесто) | – знакомство с нетрадиционными средствами лепки | Игры детей с тестом, знакомство со свойствами пластичных материалов | Разноцветное тесто, клеенки, доски для лепки, стеки, мелкие бусинки, трафареты для лепки, влажные салфетки | |
Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ» | -знакомство с рационом питания детей раннего возраста в ДОУ | Рассказать о питании в ДОУ: меню, нормы | Ширмы | |
Чтение художественной литературы | – знакомство с приемами активизации внимания при чтении детской литературы | Чтение и рассматриваниее русской народной сказки «Колобок» | Книга «Колобок» с картинками | |
Показ кукольного театра | – знакомство с театрализованной деятельностью | Показ кукольного театра по выбору | Герои театра, ширма | |
Игры с водой (2 занятия) | – знакомство с играми с водой | Игры на развитие моторики: ловим рыбку сачком, удочкой, тонут, не тонут предметы | Тазы, сачки, рыбки, мячи, камни | |
Д/и «Намоем куклу Таню» | Таз, кукла, полотенце, мыло, одежда | |||
Подготовка к игровой деятельности | – подготавливать к принятию роли в игре | Игра «Превращение в зайчат» | Картинка с изображением зайчика, шапочки зайчат | |
Игры с песком | – знакомство с игровыми действиями с сыпучими материалами (песок, крупа) | Показать как играть с песком в домашних условиях ( песок, крупа); знакомить со свойствами и правилами | Песочница, песок, формочки, природный материал | |
Физкультурное занятие | – приобщение родителей к совместному физическому развитию | Ходьба, игры с мячами, ползание | Мячи, обручи, игрушка, дорожки, тунель | |
Круглый стол «Какие навыки и умения можно привить ребенку 1,5-2 лет» | – оказание помощи при обучении детей навыкам и умениям в соответствии с возрастом | Обсуждение проблем привития простейших навыков детям второго года жизни | Буклеты | |
Пальчиковая гимнастика | – ознакомление с разными видами пальчиковых гимнастик | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | ||
ФЭМП | – формирование элементарных математических представлений при помощи игровых упражнений | Игра с мячами, знакомство с качествами предметов округлых форм | Корзина, мячи разных цветов | |
Ознакомление с окружающим миром | – знакомство с предметами окружающего мира | Знакомство с собакой, ее внешним видом, повадками | Игрушка собака | |
Май | Итоговый праздник | – подведение итогов | Музыкальное сопровождение, игрушки, шары |
Таким образом, дети и их родители постепенно и плавно вливаются в коллектив детского сада.
Результаты проекта
Итоги данного проекта подводятся уже по окончании адаптационного периода, примерно в октябре-ноябре на родительском собрании и на медико-педагогическом совещании, на основании анкетирования родителей и анализа процесса адаптации детей.
Таблица 1.Адаптация
Год | Степени адаптации | ||
тяжелая | средняя | легкая | |
2017 | 1% | 13% | 86% |
2018 | – | 11% | 89% |
2019 | – | 10% | 90% |
Результаты анкетирования родителей и анализ процесса адаптации за время проведения проекта показал, что доверие родителей к дошкольному учреждению возросло, адаптационный период у детей уменьшился по времени и большинство детей привыкают к детскому саду с легкой степенью адаптации.