Автор: Манеева Наталья Сергеевна
учитель русского языка и литературы МАОУ Озерновская СОШ №3
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-11 классов с применением здоровьесберегающих технологий Мастер-класс на тему: «Радуга настроений»
МАОУ Озерновская СОШ №3
учитель русского языка и литературы
Манеева Наталья Сергеевна
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-11 классов с применением здоровьесберегающих технологий
Мастер-класс на тему: «Радуга настроений»
Цель: развитие эмоциональной сферы, расширение представлений о
цвете, о его роли в жизни.
Задачи:
- гармонизировать внутреннее состояние учащихся;
- работать над понижением уровня внутреннего напряжения и тревожности учащихся;
- формировать эмоциональную устойчивость личности посредством здоровьесберегающих технологий: цветотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, мандалотерапии);
- развивать сенсорные процессы обучающихся;
- развивать тактильно-кинестетической чувствительность;
- воспитывать сплочённость коллектива путём выполнения
совместной работы, обсуждения и решения вопросов в группе;
- развивать дифференцированное восприятие цвета путём упражнений на различение и выделение цвета.
Развитие УУД :
познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
целеполагание, контроль, оценка своей работы.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные: развитие умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Используемые здоровьесберегающие технологии на занятии:
арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, карандаши цветов радуги, заготовки мандалы.
Структура мероприятия
1.Вступительное слово. Эмоциональный настрой.
Всем добрый день! Возьмемся за руки, подарим тепло своих рук. А теперь пустим улыбку по кругу и подарим искорку добра от своего сердца. Наше занятие сегодня будет не совсем обычным, скорее увлекательным и волшебным. Поэтому добро пожаловать в чудесный мир.
Чтобы нам эффективно потрудиться, необходимо настроиться на работу.
Проведем небольшой психологический тренинг
(Тренинг по Люшеру)
– Перед вами на столах лежат цветные карточки: розовая, синяя, фиолетовая, зелёная, оранжевая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует вашему эмоциональному настроению в данный момент.
Поднимите, у кого розовые полоски?
Розовый цвет – мягкие, мечтательные, они пребывают в мире грез. Легко восстанавливаются после стрессов. Часто они кажутся инфантильными. Надежные люди.
Поднимите, у кого зеленые полоски?
Зелёный цвет –выбирают люди серьезные и настойчивые, сильные к решительным поступкам, при этом светло-зеленый, подходит к натурам романтичным и мягким.
Поднимите, у кого синие полоски?
Синий цвет –любители этго цвета стремятся к гармонии. Это цвет артистов и путешественников. Люди эстеты. Хотят изменить мир к лучшему и преуспевают в этом. Цвет рассудительных людей.
- Объявление темы, цели занятия.
Чтобы узнать тему нашего занятия, сядьте удобнее, расслабьтесь и посмотрите внимательно на экран. (слайд№1)
Как вы думаете, о чем мы будем вести сегодня речь? (Правильно, о цвете).
А именно о целой системе воздействия цветов на организм -цветотерапии.
Тема нашего занятия будет называться «Радуга настроений» (слайд №2)
Разве может существовать такая радуга? А может ли наше настроение быть таким же разнообразным как цвета радуги и соответствовать определенному оттенку радуги? Как вы думаете? (Ответы)
Вот сегодня мы и узнаем, как цвет влияет на наше настроение, может ли быть определенное значение у каждого цвета.
3.Информация о цвете, из истории цветотерапии
(Слайд №3)
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Из всех человеческих органов чувств – зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение.
(слайд№4)
Цветотерапия – это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности. Ее история началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт.
В наши дни даже официальная медицина признает метод цветотерапии.
Уже доказано, что с ее помощью можно повысить иммунитет, отрегулировать гормональный фон, активировать синтез витаминов. По мнению некоторых экспертов, цвет воздействует на организм сильнее, чем химические препараты. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. 4.Творческое задание «Цветовые ассоциации»
Сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание.
Перед вами лежат незаполненные таблицы (приложение №1) с названиями цветов. Вам нужно заполнить таблицу, вписать ассоциации (2-3 слова к названиям цветов). (Слайд №5, музыка)
–А сейчас мы узнаем с какими словами ассоциируется у вас каждый цвет ?
Красный |
Оранжевый |
Желтый |
Зеленый |
Голубой |
Синий |
Фиолетовый |
Хорошо, Молодцы… Мы с вами увидели, что у каждого цвет ассоциируется с каким-то явлением, предметом, растением…
- Знакомство с информацией «Цветотерапия»
Действительно, цвет вызывает у нас различные ассоциации. Поэтому, кажется, что цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств. Мы чувствуем вкус “кислого лимона”, слышим “кричаще-красный”, ощущаем “воздушно-белый”, воспринимаем запах “свежей зелени”. Неудивительно, что сфера использования цветов огромна. Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. Например, определенным цветом можно поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить умственную активность, усилить интерес или наоборот мешать сосредоточиться.
Давайте познакомимся с символическими характеристиками основных цветов. (слайды №6-23)
- Практическое задание «Мое цветное имя» (слайд №24)
Оказывается, что в наших именах тоже заключены определенные цвета.
Предлагаю вам выполнить еще одно практическое задание, которое называется “Мое цветное имя”.
Ну что, давайте попробуем “раскрасить” свое имя…
В приложении №2 вам предложена таблица цветов и букв.
Составила эту таблицу профессор, доктор медицинских наук Эмма Гоникман. В ней она приводит девять цветов, по ее мнению, классификация охватывает широкий диапазон значений цвета. Эти цвета вы можете эффективно использовать для собственной энергии.
Для начала напишите свое полное имя, найдите в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Сложите сумму цифр, как показано на примере слайда. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено. Теперь посмотрим какого цвета в имени не хватает.
Есть-зеленый (2), синий, фиолетовый. Не хватает – красного, оранжевого, голубого, розового, золотого.
(1 минута)
Каких цветов получились ваши имена?
Посмотрите, каких цветов нет в вашем имени?
Чтобы дополнить «дефицит» недостающего цвета, необходимо приобрести в гардероб одежду такого оттенка, а также можно активно использовать эти цвета в интерьере и пище для вашей полноценной жизни. Весь цветовой спектр распространяется на каждый на каждый уровень организма: сознательный, эмоциональный и физический. Так, что стремитесь к гармонии в себе и вокруг себя, старайтесь восполняйте цветовые пробелы.
- Выполнение оберега (изготовление собственной мандалы) (слайд №25)
Недостающие цвета вы можете смело использовать в следующей работе.
Сейчас мы попробуем смастерить собственный оберег-мандалу. Для начала выберите себе понравившуюся композицию мандалы.
В старину наши предки-славяне тоже изготавливали такие обереги-защиты и назывались они «Божье око» или «Крестец», весили оберег над кроватками детей или перед входной дверью, чтобы отогнать всё зло и неприятности.
Я вам предлагаю украсить свой собственный оберег-мандалу с помощью цветных карандашей. А потом вы сможете его повесить у себя дома или подарить близким. Выберите себе понравишуюся композицию мандалы.
А настроиться на творческий лад нам поможет музыка, только с добрыми мыслями мы сможем смастерить этот оберег- защиту.
-Продемонстрируем, какие у нас подучились обереги.
Специалисты утверждают, что если ежедневно смотреть на мандалу по несколько минут, то наступит гармония в душе. Рекомендуется использовать мандалы при различных болезнях, стрессах, в сложных жизненных ситуациях. Они помогают решить проблемы, раскрыв наш внутренний резерв, о существовании которого мы и не подозревали. Они развивают мышление и интуицию.
- Итог занятия
(Слайд 26)
Надеюсь, это занятие пригодится вам в дальнейшем, ведь правильный цвет поможет выздороветь и поднять настроение, успокоиться и быть более радостным, если грустно и тоскливо, возьмите яркие краски и нарисуйте картину, из яркого пластилина слепите сувенир или просто скушайте ярких сочных ягод или фруктов. Ведь жизнь удивительно прекрасна!
- Рефлексия.
(слайд №27)
В завершении я предлагаю вам выбрать цвет ленты, соответствующий вашему настроению, покажите его нам и выложите в виде радуги. Дополните фразы номеров, указанных на цветных ленточках.
1.Мне понравилось….
2.Я научился….
3.Узнал новое…..
4.Смог….
5.После занятия у меня…….настроение
6.В будущем я хочу…..
7.Хотел бы поблагодарить….