Цена судьбы человека.

Автор: Морозова Галина Николаевна

МБОУ “Криушинская СОШ”

Цена судьбы человека.

Автор:  Морозова Галина Николаевна, МБОУ Криушинская СОШ,Нижегородская обл,Вознесенское

Назначение: Данный материал предназначен для классных руководителей среднего и старшего звена.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию классный час “Цена судьбы человека”, предназначен для учащихся среднего и старшего звена, который знакомит их через исторические сведения о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов с количеством и возрастным составом участников ВОв.
Песни – лирическая летопись времени. В них отражаются все периоды истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Песни военной тематики содержат огромный заряд нравственности и патриотизма, поэтому они близки нашему народу. 

При подготовке и проведении классного часа использовались следующие песни:

«С чего начинается Родина»  (1968 г, Музыка: В. Баснер, cлова: М. Матусовский)

«Ах, война, что ты сделала»  (1958 г, Булат Окуджава)

«Последний бой» (1969 г, Михаил Ножкин)

«Ты же выжил, солдат» (1977 г, Слова — Агашина М, музыка — Мигуля В.)

«Мой милый, если б не было войны» ( 1981 г,  музыка Марка Минкова, автор слов Игорь Шаферан)

«Алексей, Алёшенька, сынок» (1967 г, Стихи А. Дементьева, музыка Е. Мартынова)

«От героев былых времён» (1971 г,  музыка Рафаила Хозака,  стихи Евгения Аграновича) 

Классный час «Цена судьбы человека»

…Ведь они по прежнему в окопе
В миг затишья пишут в дом родной,
Закрутив с махоркой козью ножку
Слышат звуки песни фронтовой…

Цель: Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Образовательные:
•Расширить представления детей о человеческих ресурсах, привлечённых Великой Отечественной войной;
•Дать представление о значении человеческой жизни в победе нашего народа в Великой Отечественной Войне;
•Познакомить со статистикой участия в Вов жителей страны.
Развивающие:
Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине
•. Развить у детей познавательный интерес к музыке и песням военной тематики;

Воспитательные:
1) Создать условия для актуализации чувства любви к своей Родине, уважения к ее защитникам;
2) Воспитывать гордость за свою Родину;
3) Воспитывать глубокое уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны

4) Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны посредством песен военной тематики.

Технические средства обучения: ноутбук, экран, видеопроектор.

Форма открытого мероприятия: интерактивный экскурс в историю с использованием  песен военной тематики.

Ход классного часа

Ведущий 1:

У каждого человека есть Родина. Каждый в это слово вкладывает что-то свое, личное, только ему понятное. Но, абсолютно, все трепетно и нежно относятся к этому слову… К этому символу… К этому понятию… Родина – земля твоего народа, Родина – это, прежде всего, её люди. И всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины… 

С чего начинается Родина? На этот вопрос можно дать бесконечное множество ответов, и все они будут верны. Сколько людей, столько и мнений. Но, мне кажется, что все эти мнения будет объединять одно, общее, что Родина начинается с первых самостоятельных шагов, с первой осознанной мысли.

Песня «С чего начинается Родина»

Ведущий 2:  

Кого призывали?  В 1941 году началась массовая мобилизация мужского населения СССР. На фронт отправлялись и юноши 1923 года рождения, которым едва исполнилось 18 лет, и их старшие товарищи, начиная с 1890 года рождения. Фактически, в рядах Красной Армии оказались и деды, и внуки. Мобилизация продолжалась в течение всей войны, а в конце 1944 года на фронт отправились парни 1927 года рождения, еще не достигшие 18-летия. В тылу почти не осталось мужчин. Все воинские части Красной Армии постоянно пополнялись необстрелянными юнцами, которые обычно гибли в первом же бою. Поэтому общее количество потерь среди молодых солдат, по статистике, гораздо больше, чем среди людей опытных и бывалых, умеющих приспосабливаться к любым условиям. В 1939 году в СССР прошла всесоюзная перепись населения, которая показала, что численность мужчин 1889-1928 годов рождения во всех республиках до войны составляла около 58 миллионов 930 тысяч человек. Спустя семь лет, по данным на начало 1946 года, их насчитали только 37 миллионов 230 тысяч. 

Ведущий 3:  

Ни для кого не секрет, что больше всего от войны пострадало поколение ребят 1921-1923 годов рождения. Они попали на фронт с самого начала боевых действий. В первые месяцы Великой Отечественной новобранцев отправляли в бой почти без подготовки. Из-за проблем с организацией снабжения войск и неразберихи многие 18-летние парни просто умерли от голода, холода или болезней. Люди старшего поколения оказались выносливее, сметливее, запасливее. Они могли выживать в окопах, добывать провизию, ориентируясь по обстоятельствам. Доктор философских наук Александр Зиновьев (1922-2006 гг.) с гордостью писал о своих ровесниках: «Хотя наше поколение понесло огромные (самые большие) потери, хотя жили и участвовали в войне старшие поколения, хотя подрастали и вступали в войну более молодые люди, все равно общий моральный, психологический и идеологический тон задавали люди моего поколения… Я неоднократно говорил и повторю сейчас: войну 1941-1945 годов выиграл советский десятиклассник, окончивший школу в 1937-1941 годах».

Ведущий 4:  

Сведения о погибших военнослужащих Красной Армии: 17-20 лет – из примерно 1 миллиона 560 тысяч мобилизованных ребят не вернулись домой с фронта 18 %. 21-25 лет – из примерно 1 миллиона 907 тысяч человек погибли 22 %. 26-30 лет – из примерно 1 миллиона 517 тысяч человек погибли 17,5 %. 31-35 лет – из примерно 1 миллиона 430 тысяч человек погибли 16,5 %. 36-40 лет – из примерно 1 миллиона 40 тысяч человек погибли 12 %. 41-45 лет – из примерно 693,5 тысячи человек погибли 8 %. 46-50 лет – из примерно 433,4 тысячи человек погибли 5 %. 51 год и старше – из примерно 86,7 тысячи человек погиб 1 %. Как известно, самые большие жертвы пришлись на первый и последний годы войны. Сначала немецко-фашистские захватчики надеялись быстрее добиться победы, затем они ожесточенно сопротивлялись неизбежному поражению. В 1941-м ребята 1923 года рождения отметили свое 18-летие, а в 1945-м им было по 22.

Песня «Ах, война, что ты сделала подлая»

Ведущий 1: 

Как было обидно погибать после дня победы…

30 апреля застрелился Гитлер.

1 мая сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под руководством младшего лейтенанта Алексея Береста водрузили Знамя Победы на крыше Рейхстага.

2 мая сдались в плен остатки берлинского гарнизона (более 134 тысяч человек).

3 мая – советские и американскими войска вышли к реке Эльба.

4 мая – подписан акт о сдаче всех германских вооружённых сил в Голландии, в Северо-Западной Германии, в Шлезвиг-Гольштейне.

5 мая закончились Моравско-Остравская и Братиславско-Брновская операции. В них погибла 41 тысяча советских солдат и офицеров.

6 мая началась Пражская стратегическая наступательная операция.

7 мая в 20:41 по среднеевропейскому времени представители Вермахта и командования союзников подписали в Реймсе Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Все германские военные части обязаны были с 23:01 8 мая прекратить сопротивление, сдаться в плен и передать военное имущество в руки союзников. Но Сталин настоял на том, чтобы капитуляцию вновь подписали на территории, контролируемой частями Красной армии.

8 мая в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени (9 мая в 0 часов 43 минуты по московскому) подписали ещё один Акт о безоговорочной капитуляции Германии, вступивший в силу 9 мая с 1 часа 00 минут по московскому времени.

Всё? Нет

Главной задачей понимавших, что пощады не будет нацистов – сдаться англичанам или американцам. Именно поэтому многие части пробивались на запад или оборонялись, ожидая подхода союзников.

Лишь 23 мая союзники вспомнили: в городе Фленсбург на севере Германии как ни в чем ни бывало продолжало действовать правительство под руководством гросс-адмирала Деница с немалым наземным и морским нацистским гарнизоном. В этот день прекратил существование «Тысячелетний рейх».

Наступательная операция Советских Вооружённых против Квантунской армии шла с 9 августа. За это время заняты Южный Сахалин и Курильские острова, японцев выдавили из Северо-Восточного Китая и северной Кореи. Красная армия потеряла 12 тысяч человек. И только 2 сентября 1945 года актом о капитуляции завершилась Вторая мировая война.

 

Песня «Последний бой»

Ведущий 2

Ира Ваганова

Почему так плачут ветераны
Каждый раз весеннею порой,
Это снова кровоточат раны,
Плач души разорванной войной.

Почему они спустя лет столько
Все не могут прошлого забыть,
Это потому, что с ними рядом
Те кто не вернулись продолжают жить.

Ведь они по прежнему в окопе
В миг затишья пишут в дом родной,
Закрутив с махоркой козью ножку
Слышат звуки песни фронтовой.

Это потому, что в них осколки
Каждый раз почуявши весну,
Будто во сто кратно ставши колкими,
В них по прежнему свою ведут войну.

Это потому, что побратимы
Им бросают молчаливый взгляд
Будто говоря : “Мы так хотели….
Ты дошел, я – нет, но ты не виноват,,.

Каждый раз весною призывая,
Режет сердце журавлиный крик,
Бесконечно в памяти листая
Боевых друзей последний миг.

Это потому, что так хотели
Мира для своих детей и для страны,
Мирное нам небо подарили,
Сможешь сохранить его ли – Ты?…

Ведущий 3

Ночью с 8-го на 9-ое мая 1945 года советские солдаты узнали о капитуляции, началась стрельба в воздух… все вокруг радуются и кричат: «Победа!» Все начали обниматься и плакать. Это была такая радость! Ветеран Вов: «Я перекрестился: «Слава тебе, Господи, жив остался». Потому что я уже почувствовал, что или тебя калекой сделают, или убьют, а жить-то хочется. И я уже понял, что, слава Богу, останусь живой и не калека. Проехали мы километра полтора в военный городок, там уже наших войск до черта. Куда ни глянь, везде наши солдаты — то сидя спят, то лежа спят. На каждом шагу спят — настолько уставшие люди»

На праздник День Победы ветераны всегда смотрят, как на глубоко траурный день, день памяти погибших воинов. С самого начала войны каждый из них понимал трагичность всех этих событий и ту великую глупость, которую делали люди, уничтожая друг друга десятками миллионов. Выжившие в этой войне солдаты, горько переживали смерть своих товарищей: «…как много было ребят, моих друзей, которые погибли… Если бы они остались живы, они бы тоже имели детей, внуков, правнуков, жили бы и радовались. А так они в расцвете жизненных сил ушли в иной мир…»

Песня «Ты же выжил солдат»

Ведущий 4:

По данным переписи населения СССР 1959 г.,  в возрастных группах, начиная с 30 лет, существенно преобладает женская часть населения, поскольку из всех потерь убитыми и умершими, понесенных населением СССР за годы второй мировой войны, 78% составляли лица в возрасте от 20 до 35 лет, в большинстве мужчины. Гибель во время войны большого числа мужчин молодого и среднего возраста влечет за собой значительное уменьшение трудовых ресурсов населения, упадок рождаемости.

Песня «Мой милый, если б не было войны»

Ведущий 1: 

Бывали и такие случаи…

9 мая. Пройдут праздники, концерты, тематические вечера, встречи с ветеранами. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов. Ведь творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом.

Многие из песен военных лет имеют славные биографии. Вот одна такая история!

Песня «Алексей, Алёшенька, сынок»

Ведущий 2: 

Отрывок из стиха Роберта Рождественского — Реквием

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Ведущий 3:

Школьный музей. Сколько воспоминаний хранит он о судьбах учеников довоенной и военной поры. Со старых снимков смотрят на нас совсем ещё детские лица: пухлые щёки, широко раскрытые глаза, а на голове – шапка-ушанка. Это было то поколение, на чьи хрупкие, ещё совсем детские плечи легли тяжёлые испытания – война. Многие из них остались вечно молодыми, такими, как на снимках в школьном музее.

Министерством Обороны реализован проект «Музей Победы», в котором собраны поимённо все участники Вов, создана интерактивная экспозиция. Создан сайт «Дорога Победы»

Песня «От героев былых времён»

Рефлексия 

  1. Какие чувства вы испытали во время классного часа?
  2.  «Я думаю, что теперь я обязательно…»

При подготовке классного часа мною были использованы интернет ресурсы:

russian7.ru›post/kakikh-soldat-krasnoy-armii…vse/

 

kp.ru›daily/26675/3697861/

zaycev.net›Военные песни

 Цена судьбы человека.
Пролистать наверх