Автор: Неделина Наталья Викторовна
Воспитатель МБДОУ детский сад д. Казинка Елецкого муниципального района Липецкой области
Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Кукла Дуняша»
Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Кукла Дуняша» (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Неделина Н.В.
МБДОУ детский сад д.Казинка
Елецкого муниципального района
Липецкой области
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах.
Задачи:
- развивать зрительную память, пространственные представления и ручную умелость;
- развивать свободу и раскованность движений, образное мышление, внимание, координацию речи с движением;
- совершенствовать сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность;
- учить мастерить куклу и создавать ее образ узелковым способом;
- воспитывать художественный вкус, живой интерес к традициям и ценностям народной культуры.
Материалы и оборудование: счетные палочки – по 10 штук на ребенка, полиэтиленовые мешочки по количеству детей, квадратный лоскут однотонной хлопчатобумажной ткани (или носовой платок) – по количеству детей, шишка сосновая (для формирования головы куклы) – по количеству детей, ленточки для оберегового пояска.
Содержание образовательной деятельности.
- Приветствие.
Дети и воспитатель встают вкруг, держась за руки, и проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те» делают шаги вперед, и встречаются в центре круга.
- Пальчиковая игра «Как живешь?»
– Как живешь?
– Вот так! (большие пальцы вперед)
– Как плывешь?
– Вот так! (имитация плавания)
– Как бежишь?
– Вот так! (указательный и средний пальцы бегут)
– Вдаль глядишь?
– Вот так! («бинокль»)
– Ждешь обед?
– Вот так! (подпереть щеку кулачком)
– Машешь вслед?
– Вот так! (помахать кистью руки)
– Утром спишь?
– Вот так! (обе руки под щеку)
– А шалишь?
– Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
- Игра «Загадочные палочки».
Выполнить упражнение, опираясь на содержание стихотворных строчек.
Звезды нам с небес сияют,
Ночью путь нам освещают.
(Дети выкладывают из счетных палочек звездочку)
- Игра «Сова» (расскажи стихи руками)
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова.
(Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит,
Головой вертит.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками.)
- Изготовление узелковой куклы.
- Игровое упражнение с шишкой: прокатывание шишки между ладонями круговыми вращениями.
- Упражнение «Фокусник»: собрать кусочек полиэтилена пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны.
- Проблемный вопрос: можно ли из кусочка полиэтилена изготовить тряпичную куклу?
- Изготовление тряпичной узелковой куколки.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
- Проблемный вопрос: как куклу-девочку превратить в куклу-мальчика?
(Дети по желанию мастерят куклу-мальчика.)
- Игра «Хорошо или плохо».
Воспитатель. Что хорошо в такой куколке?
Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Она веселая, добрая, нежная.
Воспитатель. А что плохо в такой куколке?
Дети. Ничего плохого в такой куколке нет.
Воспитатель. Как вы будете играть с новой куколкой? А кто из вас знает стихи про куколку?
Дети рассказывают стихи.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что означает слово «выставка»? (Ответы детей.) Я вам предлагаю оформить выставку «Узелковая куколка».
Дети вместе с воспитателем оформляют выставку «Узелковая куколка».
- Хороводная игра «Ручеек».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что хороводы водили и наши прабабушки и прадедушки? Водить хороводы начинали с пасхальной недели и до праздника «Осенины» – встреча осени на Руси. Этот праздник отмечали трижды: 14 сентября, 21 сентября и 27 сентября. Третьи Осенины совпадали с православным праздником «Воздвиженье» и днем осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. Во время хоровода обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Для вождения хоровода выбиралась самая старшая женщина, всеми уважаемая и почитаемая, и называлась она – хороводница. Сегодня, с вашего позволения, хороводницей буду я. Приглашаю вас в хоровод.
(Воспитатель и дети под славянскую мелодию водят хоровод «Ручеек».)
Приложение.
- Куклу очень я люблю,
Я ей фартучек сошью.
Покормлю обедом с ложки,
«Кушай кашку, моя крошка!»
Уложу ее в кровать,
Будет кукла сладко спать.
- Родилась сегодня кукла
Очень рада я.
Вот стишок я сочинила
Про нее и про меня.
Я сегодня целый день голову ломаю.
Как назвать такое чудо?
До сих пор не знаю.
- Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:
Руки – словно лапки.
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
(М.А.Пожарова – 1915 год)
- Солнце яркое встает,
Спешите к нам, честной народ!
Здесь обереги симпатичные,
Куколки отличные!
- Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите,
И, может, теплее кому-нибудь станет.
- На ботиночках шнурки
Завязаны на узелки.
Призадумалась я тут:
– Где еще узлы живут?
Узелок за узелком –
Свитер вяжется крючком.
Узелок да завиток –
Кружевной воротничок.
В буквах я узлы черчу.
И в косе сестры кручу.
Папин галстук, поясок,
Мамин вкусный пирожок.
А на память узелок
Носит бабушкин платок.