«Инновационные методики и технологии в работе учителя-логопеда»

Автор: Новикова Наталья Викторовна

учитель-логопед МБДОУ № 55 г. Белгород

«Инновационные методики и технологии в работе учителя-логопеда»

АРОМАТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

учитель-логопед  Новикова Н.В

Воспитатель Липовская  М. Ю

МБДОУ д/c № 55 город Белгород

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В 6 статье Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.  В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека сопровождается гиподинамией и психическим перенапряжением. Фундамент психофизического здоровья детей закладывается в дошкольном возрасте. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.  Приоритетным направлением нашего детского сада являются здоровьесберегающие технологии. Мы стали искать новые формы и методы оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. Одним из таких эффективных методов оздоровления детей является ароматерапия или фитотерапия. Термин «ароматерапия» – использование запахов в качестве лекарства, впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.                                                                                                         Ароматерапия – одна из самых приятных и эффективных процедур, которая предполагает использование эфирных масел растений и цветов для улучшения физического и психоэмоционального состояния человека. Нам предстояло правильно организовать оздоровительную работу в детском саду с детьми. Необходимо учитывать возрастные, психологические и физические особенности дошкольников. Изучив литературу по данной теме, мы проконсультировались со старшей медсестрой нашего детского сада. Провели 1 опрос, анкетирование среди родителей. Выяснили их мнение по применению оздоровительных мероприятий в детском саду, и нет ли у детей аллергических реакций. На родительском собрании обсудили подробно метод оздоровительной работы с детьми. Ароматерапия для детей очень полезна, потому что, дети всегда положительно реагируют на аромамасла в силу своей чувствительности. Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка является и лекарственным средством от различных заболеваний: простуды, расстройства желудка, кашля и других детских недомоганий. Так, например, нередко используют масло туи при аденоидах. Именно поэтому для профилактики сезонных, инфекционных, вирусных заболеваний также используется ароматерапия в детском саду, школе, и других учреждениях. Доказано, что ароматерапия в детском саду, к примеру, уменьшила заболеваемость ОРЗ на 40% – 60%.  Вместе с родителями мы выбрали менее аллергенные масла и травы для арома и фитотерапии. Успокоительным эффектом обладают масла лаванды и мяты перечной. В период роста респираторных заболеваний, лучше всего применять масла с большим антисептическим эффектом: пихтовое, розмариновое, лимонное, масло чайного дерева, эвкалиптовое. Например, эфирное масло нероли очень активно подавляет вирусы, а цитрусовое способно очистить воздух и озонировать его. Очень важно использовать только натуральные масла, приобретать их лучше в аптечных пунктах.  Было принято решение использовать нанесение эфирных масел на глиняные фигурки и подушечки, которые будут находиться в группе. У нас в группе совместно с детьми и родителями был создан «Уголок Здоровья», особое место, в котором было отведено для предметов, снимающих у дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Разнообразные запахи (ароматерапия), которые вызывают у детей особый интерес и позволяют им незаметно для себя оздоравливаться. В летнее время родители вместе с детьми собирают травы и полезные растения для фиточая. В нашей группе стало традицией: по возвращению с прогулки детям дается травяной чай, который они с удовольствием пьют. Хорошо обеззараживает воздух раствор эфирных масел (200 мл. теплой воды, 5 капель эфирных масел.) Этим раствором мы орошаем воздух перед приходом детей в группу. Всем известно, что, дневной сон – чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Удовлетворение 2 этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. В осенне-зимний период, во время дневного сна, мы применяем фитотерапию. Рядом с подушкой, на которой спит ребенок, кладётся маленький мешочек с лечебными полезными травами, например, мать-и-мачеха, чабреца, липа, мята. Травы выбираются по желанию детей, по согласованию с родителями и с учетом индивидуальных особенностей организма ребёнка. Для родителей мы подготовили консультации по применению фито и ароматерапии дома. Если дети страдают от насморка, хорошо распылять эфирное масло пихты, а от кашля помогает эвкалипт и кедр. Эфирные масла стимулируют выработку активных веществ, подавляющих вирусы, а цитрусовые озонируют и очищают воздух.  Результат совместной проделанной работы с родителями и детьми позволяет сделать вывод о том, что система мероприятий по укреплению здоровья дошкольников повысила уровень знаний родителей в этой области. Они стали регулярно применять арома и фитотерапию дома. Дети стали реже болеть респираторными вирусными заболеваниями. В конце учебного года, после проделанной работы, было выявлено снижение заболеваемости ОРВИ и ОРЗ у детей нашей группы на 30%. Ароматерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста подтвердила свою эффективность.

                                                                                                                                

Речь является одним из показателей интеллектуального развития.

Ранняя коррекция речевого развития ребенка приобретает особую актуальность. Выявление и компенсация речевых дефектов у детей позволяет добиться существенных результатов в формировании положительных черт личности, в общении с окружающим и подготовке детей к школе.

Развитие речи у детей с ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Эффективная логопедическая помощь может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее определению.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Данные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

Во всех образовательных программах уделяется внимание развитию слухового, зрительного центров, но почти нет речи о воспитании обонятельного, хотя он взаимосвязан с другими центрами. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Нейробиолог Бостонского университета Джон Кауэр создал первый в мире томограф, позволяющий наблюдать за реакцией различных отделов мозга на разные ароматы. Он считает, что каждый аромат определяется так же, как свет и звук: частотой колебаний, которые нос и регистрирует; ароматы используют для повышения производительности труда.

Одним из методов комплексного подхода является ароматерапия. В своей работе я использую ее элементы. Каждое эфирное масло много функционально, так как оно многосоставно.

  1. Обладают бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действием;
  2. Воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла;
  3. Благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.

Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.

Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на логопедических занятиях через мотивацию к деятельности.

Основные задачи:

  1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.
  2. Повышение умственной и речевой активности.
  3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

Речь человека отражает его психическое состояние. Блеск свечи и аромат эфирных масел помогают детям получить как можно больше положительных эмоций, создают речевую среду для высказываний.

Ароматерапия является одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, в основе которого лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают бороться с плохим настроением, стрессами.

Ароматерапию можно применять в сочетании с музыкотерапией. Она показана для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.

Как показала практика, использование элементов ароматерапии:

  1. Дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой.
  2. Способствует быстрому и легкому усвоению материала.
  3. Способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления.
  4. Формирует познавательные процессы.
  5. Дети овладевают такими коммуникативными умениями, как умение вести диалог, составлять рассказ и самостоятельно высказываться.
  6. Значительно снижается количество дней, пропущенных детьми по болезни.

Таким образом, ароматерапия эффективный и приятный прием коррекционной работы с детьми – логопатами. Соблюдение всех правил делает ароматерапию эффективным методом для помощи при различных детских недугах, оказывает гармонизирующий эффект на весь организм ребенка в целом. И в отличие от многих медицинских средств, ароматерапевтические лечебные составы очень приятны в применении и нравятся детям.

 

 

«Инновационные методики и технологии в работе учителя-логопеда»
Пролистать наверх