Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе c использованием информационно – коммуникационных технологий.

автор: Огнева Татьяна Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №32 города Белово

Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе c использованием

информационно – коммуникационных технологий.

Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе 

c использованием информационно – коммуникационных технологий

Огнева Татьяна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32

 г. Белово

Аннотация. Статья посвящается обучению детей с ОВЗ. Автор размышляет о том, как сделать дистанционное обучение в начальной школе наиболее успешным. В статье даются рекомендации при планировании занятий  дистанционного обучения с детьми с ОВЗ. В работе анализируется опыт работы педагога.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, методы и приемы, образовательный процесс.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть такими же способными и талантливыми, как их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но часто развить способности и дарования им не позволяет отсутствие возможностей.

Наличие какого-либо недостатка не означает неправильного развития. В связи с этим, каждому ребенку предоставляется возможность гармонично существовать в едином пространстве. Это является основной задачей современной образовательной системы [2].

Сейчас в школах широко внедряется инклюзивное образование, которое строится на следующих принципах:

  • воспитывающего, развивающего и дифференцированного обучения;
  • игровой стратегии и введение в проблемную ситуацию;
  • интерактивности компьютерных средств обучения;
  • объективной оценки результатов деятельности;
  • системности и последовательности;
  • индивидуальности и доступности обучения.

Существует дистанционная форма обучения, при которой процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий. Такую форму обучения можно считать наиболее успешной для тех детей, которые не могут в силу физических или психологических причин (удаленность проживания, болезнь, реабилитационный период выздоровления) получить инклюзивное образование.  Образовательная среда организуется на дому у ребенка. На время обучения ученику предоставляется специальное оборудование (компьютер, который снабжен Web-камерой, сканер, принтер, электронный планшет для рисования). У обучающегося появляется возможность принять участие в различных конкурсах и проектах, а также возможность живого общения [3].

Современные информационно – коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, обобщении, закреплении и систематизации материала, а также контроле знаний. При этом педагог может скорректировать учебную программу, исходя из особенностей своего ученика, что позволяет  сохранить индивидуальный подход, характерный для домашнего обучения. Наглядное отображение информации повышает эффективность любой человеческой деятельности. А в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает наибольшую значимость [1].

Одним из главных преимуществ использования ИКТ при обучении детей с ОВЗ является возможность визуализации предоставляемого учебного материала. Это помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию, создать интересные учебные дидактические пособия, раздаточные и тестирующие материалы. При использовании компьютерных программ происходит обратная связь в виде анимации символов и образов, осуществляется объективная оценка результатов деятельности [4]. В процессе проблемной ситуации у детей с ОВЗ  происходит воспитание нравственных и волевых качеств. Наряду с этим идет коррекционная работа, направленная на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки[6].

Обеспечение психологической комфортности детей на занятиях является  неотъемлемым условием достижения положительных результатов в обучении. Поэтому эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. До начала занятия необходимо обеспечить обучающегося копией конспекта, ориентированного и учитывающего его навыки и умения. Педагогу следует использовать четкие указания, разборчивую четкую речь  без резкого повышения голоса, подчеркнутое артикулирование, необходимое число повторений. Важно поэтапно разъяснять задания и учить последовательно их выполнять. Так как в силу своих психофизиологических особенностей детям с ОВЗ требуется чуть больше времени на выполнение заданий, это стоит учитывать педагогу и планировать свою работу в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, предоставляя дополнительное время для завершения задания и сдачи домашнего задания. При нарушении поведения обучающегося во время дистанционного урока или невыполнении домашнего задания, использовать наказание по минимуму. Следует использовать вербальное общение и кодовую систему общения, состоящую из жестов и слов, что позволит ученику понять, что его поведение является в данный момент недопустимым. Учителю необходимо проявлять педагогический такт, терпение и терпимость, отвлекать ребенка от ухода в болезнь. Но в случае необходимости предоставить ученику право покинуть рабочее место и уединиться.

Для оценки учебных достижений обучающихся с ОВЗ необходимо использовать следующие способы:

  • ежедневная оценка с целью выведения итоговой отметки за четверть;
  • акцентирование внимания на хороших оценках;
  • возможность переделать задание, с которым ученик не справился;
  • оценивание  переделанных работ;
  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • использование системы оценок достижений учащихся [5].

Учитывая все вышесказанные рекомендации,  учитель начальных классов сможет обеспечить такой образовательный процесс, который будет удовлетворять специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перед тем, как составить адаптированную программу для обучения ребенка с ОВЗ, я изучила карту здоровья обучающегося. Составила расписание занятий, согласовав его с родителями ученика. Каждый свой урок провожу согласно нормам СанПин. Длительность урока в среднем составляет 35 мин. В начале урока  создаю проблемную ситуацию, предлагаю ученику самостоятельно определить тему урока, разгадав ребус, загадку или путем ответа на вопрос. Урок начинаю с лекционного материала в виде гипертекста с объектами мультимедиа. Затем предлагаю обучающемуся выполнить тренировочные задания. Часто я использую различные тренажеры и компьютерные программы. В программах « LearningApps» и «Online Test Pad» можно создать различные упражнения к уроку: кроссворды, тесты, викторины, ребусы,  логические игры. Интерес детей вызывают интеллектуальные игры «Скачки» и «Кто хочет стать миллионером». Для систематизации знаний можно предложить заполнить пропуски в тексте или собрать «Пазлы» с изученными понятиями. Ссылки на задания можно отправить ребенку после объяснения нового материала. С помощью функции «Демонстрация экрана» педагог может дистанционно отследить качество выполнения заданий учеником. После выполнения задания ребенок может наглядно увидеть качество выполнения заданий и оценку. 

Оценивая деятельность обучающегося, стараюсь не использовать выражений «Ты не справился», «Не верно», чтобы у него не пропало желание думать, принимать решения, учиться. Самое главное – дать ребенку возможность высказать свою точку зрения, найти правильное решение. Можно предложить ученику домашнее задание творческого характера – выполнение проекта. Ребенок может самостоятельно выбрать тему из нескольких предложенных учителем. При выполнении задания у обучающегося появится возможность самостоятельно провести поиск информации в дополнительных источниках (энциклопедии, справочники, словари, сеть Интернет).  

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет мне предотвратить перегрузку и усталость у  школьников. С целью  снижения усталости, утомления, повышения интереса обучающегося, использую чередование видов деятельности на уроке. Предлагаю закрыть глаза и прослушать спокойную, расслабляющую, успокаивающую музыку на уроках, в момент, когда ребенок возбужден. Провожу несложные физические упражнения, когда ребенок устал. Для снятия напряжения глаз после просмотра видеофайлов ребенок выполняет гимнастику для глаз.

Важным моментом на уроке является этап рефлексии. Это может быть словесная самооценка, графические условные обозначения, цветовые схемы.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, такая форма не уступает обычному обучению в школе, а имеет ряд преимуществ, так как учебный материал доступен ребенку в любое время. Параллельно с усвоением общеобразовательной программы, обучающийся становится уверенным пользователем ПК, получает умение самостоятельно добывать и обрабатывать  информацию в сети Интернет. Все это дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь. Главное, чтобы ребенок чувствовал и знал, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть один маленький островок, где он всегда может почувствовать себя, любимым, желанным и защищённым. 

 

Литература

 

  1. Абдуллаев, С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения [Текст] // Телекоммуникации и информатизация образования. N 3,  2007. – С. 85-92.
  2. Генне, О. В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований  [Текст]// Защита информации. Конфидент. N 3, 2004.- С. 36-39.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич. –  СПб.,2000. – С. 56.
  4. Селемнев, С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание?  [Текст]// Дистанционное и виртуальное обучение. N 1, 2010. – С. 94-104.
  5. Топунова, М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования [Текст]// Дистанционное и виртуальное обучение. № 2, 2012. – С. 31-42.
  6. Чернова, Н.В. Дистанционное обучение в начальной школе. [Электронный ресурс]/ Н.В. Чернова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/27/distantsionnoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole.
Организация работы с детьми с ОВЗ в начальной школе c использованием информационно – коммуникационных технологий.
Пролистать наверх