Применение элементов сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики по методу М. Лынской в работе с детьми 3-4 лет с ТНР

автор: Левинская Екатерина Владимировна

Учитель-дефектолог ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

статья: “Применение элементов сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики по методу М. Лынской в работе с детьми 3-4 лет с ТНР”

 

Применение  метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в работе  с детьми с ТНР

 

Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми,  имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего школьного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей  старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения.

У нас в Доме ребенка второй год существует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эту группу посещают дети от 2.5 до 4 лет. Перед нами  стояла задача поиска эффективных методов формирования артикуляционных укладов,  которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. 

Основой для нашего направления работы стала апробация и   использование авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики М,И.Лынской.

метод  сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики подходит ребенку,  если логопед наблюдает в его развитии следующие особенности:

  • Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
  • Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
  • Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
  • Особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции;
  • Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

 

Элементы  авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме,  с опорой на базовые виды чувствительности: тактильные, вкусовые, обонятельные и зрительные.

В проведении артикуляционной гимнастики мы используем  комплексы игровых артикуляционных упражнений с использованием  системы визуализации, сенсорной интеграции.

Эти комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями. Мы с детьми проводим эти комплексы подгруппами.

Необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», использование которого позволяет:

развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал,  нюхая и пробуя на вкус;

ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос, на котором укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства:

пакетики со специями; мешочки с ароматными травами;

  • натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);
  1. печенье, хлебные палочки, сироп шиповника, баранки
  2. зондозаменители: коктельные трубочки

       Мы в своей работе используем подносы 4 основных цветов, что дополнительно позволяет закреплять представления о цвете.

В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

         Наполнение сенсорных подносов варьируется нами перед проведением артикуляционной гимнастики.

 

Вывод: Метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики  обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР. Важно, чтобы при выполнении упражнений дети не принуждаются к выполнению упражнений, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС

Применение элементов сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики по методу М. Лынской в работе с детьми 3-4 лет с ТНР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх