Автор: Санарова Мария Васильевна
педагог – психолог МОБУ “Русская школа”
Рабочая программа Коррекционно – развивающих занятий «Развитие познавательной сферы школьников среднего звена»
Рабочая программа
Коррекционно – развивающих занятий «Развитие познавательной сферы школьников среднего звена»
5 класс
Срок реализации программы 1 учебный год
Составлена на основе примерной (авторской) рабочей программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» 5 класс Л.В. Гилюк
(наименование программы, автор)
Санарова Мария Васильевна
(Ф.И.О. педагога – психолога, составившего программу)
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с проблемами в развитии познавательной сферы, обучении и социальной адаптации, создана для решения проблемы инклюзивного образования детей.
Программа позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты.
Программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей детей для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья детей с недостаточным развитием ряда познавательных процессов происходит по адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательном классе.
Дети с некоторым отставанием в развитии особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Поэтому для организации обучения и воспитания таких детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми 11-12 лет с недостаточным развитием ряда познавательных функций. Длительность проведения программы 9 месяцев (32 занятия). Занятия проводятся 1 раза в неделю, длятся 30 минут.
Реализация программы проходит в три этапа: ориентировочный (2 занятия); коррекционно – развивающий (25 занятия); обобщающе – закрепляющий (3 занятия); диагностических (2 занятия). Так же предполагаются три диагностические встречи (стартовая, промежуточная, итоговая). Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы обучающихся 5 классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Дети среднего школьного возраста с недостаточным развитием ряда познавательных функций часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
В целом занятия по данной программе должны привести не только к развитию основных познавательных процессов, но и более разностороннему гармоничному развитию личности ребенка, повысить уровень социализации. При отборе содержания программы учитывались не только возрастные особенности ребенка с отставанием в развитии, но и прогноз возможных трудностей, с которыми столкнется ребенок на среднем этапе обучения в школе.
Основная цель реализации программы – коррекция и развитие познавательной сферы детей 11 – 12 лет.
Задачи реализации программы:
- Коррекция и развитие познавательной деятельности ребенка с недостаточным развитием ряда познавательных функций:
- развитие пространственного восприятия;
- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
- развитие памяти (зрительной, слуховой), мышления, воображения;
- опосредованного запоминания;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мыслительных операций;
- развитие понятийного мышления;
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: формирование адекватной самооценки.
- Формирование коммуникативных функций.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
- психологические игры;
- уроки психологического развития;
- уроки общения.
Основные направление и содержания деятельности.
Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с проблемами в развитии познавательной сферы, обучении и социальной адаптации. Включает в себя:
- упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива.
- игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий.
- так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы.
- уточнение значений новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями.
Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов обучающихся. Такая комплексная коррекционная программа обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у обучающихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Программа построена по принципу усложнения заданий, упражнений и игр по мере продвижения занятий к концу курса. Содержание занятий расширяется и углубляется. При проведении занятий учитывается наличный уровень общего развития всей группы детей, а также индивидуальные возможности каждого ребенка, то есть осуществляется дифференцированный подход в выборе учебно – игровых заданий. Особенностью данного курса является так же использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком.
В структуру занятий включены элементы упражнений по формированию умений работать согласованно с детским коллективом, сотрудничать, общаться. В процессе занятий постепенно формируется интерес к различным формам познавательной деятельности, мотивация учебной деятельности в целом, совершенствуются различные формы психической саморегуляции, произвольности.
В структуру каждого занятия входит ритуал приветствия, игры и упражнения, ритуал прощания.
Условия реализации программы.
Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.
Программа содержит три этапа:
- Этап психодиагностики (на начало)
- Этап практический (проведение коррекционных занятий).
- Этап психодиагностики (конец года)
Механизм оценки полученный результатов.
Результативность развивающей деятельности при работе по программе оценивается в ходе сопоставления результатов развития основных познавательных функций: мышления, речевого развития, памяти и поведения ребенка на этапе стартовой и итоговой диагностики. Для этих целей используется следующая батарея психодиагностический методик, которая может быть выборочно расширена.
- Методика для исследования уровня мыслительной операции «обобщение» – способности вычисления существенных признаков предметов.
- Исследование речевого развития – составление словесного рассказа по картинкам (оценивается передача основного содержания, последовательность событий, распространенность пересказа, умение его озаглавить и т.д.).
- Методика для определения способности ребенка правильно устанавливать причинно- следственные и пространственно- временные связи в различных ситуациях (осмысление сюжетной картинки).
- Исследование кратковременной вербальной памяти – объем слухоречевого запоминания.
- Исследование объема зрительной памяти.
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
О наличии позитивных «сдвигов» в развитии детей в результате проведенной работы по программе можно косвенно судить по отзывам родителей, а также по результатам успеваемости определенной части детей, которые начали.
Календарно – тематическое планирование для обучающегося 5 «Б» класса Иванова Ивана
№ п/п | Задачи | Содержание | Дата проведения | Количество часов |
1 | Ориентировочное занятие | – вводная беседа, диагностика.
– психотехнические игры и упражнения на снятие напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка». |
2 | |
2 | Увеличение объема произвольного внимания. Повышение уровня объема внимания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Нелепицы», «Чего не хватает?», «Горячо-холодно». – Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»). – Выполнение упражнений в тетради «Нарисованный диктант», «Составь фигуру». -Упражнение «Бывает – не бывает»). -Рефлексия. |
2 | |
3 | Увеличение объема произвольного внимания. Повышение уровня концентрации внимания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Нелепицы». – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Чего не хватает?», «Нарисованный диктант», «Составь фигуру». – Динамическая пауза «Эмоциональная зарядка». – Упражнение «Горячо -холодно». – Упражнение «Бывает – не бывает». -Рефлексия. |
2 | |
4 | Увеличение объема произвольного внимания. Повышение уровня переключения внимания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Нелепицы». – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Чего не хватает?», «Нарисованный диктант», « Продолжи узор». – Динамическая пауза «Художники». – Упражнение «Сложи фигуры». -Рефлексия. |
2 | |
5 | Увеличение объема произвольного внимания. Повышение уровня распределения внимания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Корректор». – Упражнение «Найди слова». – Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево». – Упражнение «Шифровальщик». – Упражнение «После дождя растут…». -Рефлексия. |
2 | |
6 | Расширение объема кратковременной памяти. -Повышение скорости слухо-речевого запоминания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». – Динамическая пауза « Лягушка». – Упражнение «Запретное слово» – Рисование по памяти: упражнение «Запоминай-ка». -Рефлексия. |
2 | |
7 | Расширение объема долговременной, зрительной памяти. Повышение скорости слухо-речевого запоминания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Начерти план», «Запоминай-ка», «Запомни и нарисуй». Динамическая пауза «Художники». – Упражнение «Запретное слово». – Упражнение «Запретное слово». -Рефлексия. |
2 | |
8 | Расширение объема фонематической, осязательной памяти. Повышение скорости слухо-речевого запоминания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: «Нарисуй, что услышал», «Нарисуй, что ощутил». – динамическая пауза «Саймон сказал». – Упражнение «Запомни и повтори звук». – упражнение «Запретное слово». – Упражнение «Узнай предмет». – Рефлексия. |
2 | |
9 | Развитие зрительного, слухового, осязательного восприятия.
Совершенствование характеристик произвольного внимания. Увеличение объема знаний. |
-Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Найди и напиши слова, начинающиеся на одну букву», «Найди слова с буквой «Ш», «Найди ошибку». – Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево». – Упражнение «Запомни и повтори звук». – Упражнение «Классифицируй предметы по цвету». – Упражнение «Продолжи цифровой ряд». -Рефлексия. |
2 | |
10 | Развитие воображения. Совершенствование характеристик произвольного внимания. Увеличение объема знаний. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Дом моей мечты», «Школа моей мечты». – Динамическая пауза « Лягушка». -Упражнение «День в который хочется вернуться». – Упражнение «Назови предмет». -Упражнение «Предметы – помощники». – Упражнение «День в который хочется вернуться». -Рефлексия. |
2 | |
11 | Развитие речи.
Совершенствование характеристик произвольного внимания. Увеличение объема знаний. Развитие мнемических способностей. |
-Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Назови предмет»; -Составляют рассказ по картинкам (упражнение «Составь рассказ»); – Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево». – Упражнение «Добрый художник». -Рефлексия. |
2 | |
12 | Развитие речи.
Совершенствование характеристик произвольного внимания. Увеличение объема знаний. Развитие мнемических способностей. |
-Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Упражнение «Составь смешной рассказ». – Упражнение «Шкаф игрушек». – Динамическая пауза «Художники». – Упражнение «Составь слово». – Упражнение «Герои сказок». – Рефлексия. |
2 | |
13 | Развитие мыслительных операций. Установление последовательности событий. | -Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: «Расположи точки», «Составь маршрут для Карлесона». – Динамическая пауза « Лягушка». – Упражнение «Что следующее?». Упражнение « Чего не хватает?» – Рефлексия. |
2 | |
14 | Развитие мыслительных операций. Сериация | – Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Цепочка из слов», упражнение «Одеяло для куклы»). – Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»). – упражнение «Исключение лишнего». – Рефлексия |
2 | |
15 | Обобщающе – закрепляющие. | – Психогимнастика.
– Разминка (вопрос – ответ). – Психотехнические игры и упражнения на снятие напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка». |
2 | |
16 | Заключительные занятия | Диагностика.
Подведение итогов. |
2 |
Список литературы:
1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.
2.Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 160с.
3.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.
4.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16
5.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей /О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.
6.Истратова О.Н.Психолог в средней школе: справочные материалы /О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2015 – 334с.
7.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.
8.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.
9.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось-89», 2006.
10.Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. 1-6 классы игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 138с.
11.Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социально-моделирующие игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 219с.
12.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.
13.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
14.Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы/автор-сост. И.В.Гуреева.-Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.
15.Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, аквтиваторы/авт.-сост.М.А.Павлова – Волгоград: Учитель, 2011.- 87с.
16.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.