Конспект НОД “По следам осени”

Автор: Сафонова Людмила Ивановна

старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 г. Белгорода

Конспект НОД “По следам осени”

Конспект НОД по ФГОС в подготовительной группе «По следу осени»

Конспект НОД

Подготовила: Сафонова Людмила Ивановна.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема НОД: «По следу осени»

Направление образования и развития (образовательная область): 

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

– Закрепить умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.

– Развивать память, внимание, наблюдательность.

– Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением, экспериментирование, слушание сказки, изготовление продукта детского творчества (раскрашивание).

Формы организации: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Оборудование:

Колокольчик, гелиевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, разноцветные бумажные листья крупные и мелкие, волшебный мешочек, кисточки, краски, фрукты и овощи картинки.

Предварительная работа:

  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений;
  • Разучивание пословиц и поговорок об осени;
  • Разучивание и наблюдение в природе примет осени;
  • Опыты с «тайными» чернилами;
  • Раскрашивание.

Ход НОД:

  1. Вводная часть. 

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель звенит колокольчиком:

– Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг, и ты мой друг. 

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся (Дети встают в круг, улыбаются друг другу.)

Постановка проблемы

-Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, на нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель ловит шарик, удивляется.

– Ух ты, что это?

– Давайте посмотрим?

– Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Посмотрите, ну и что это может быть?

– А может это не просто чистый лист, а тайное письмо? (ответы детей)

-Вы что-нибудь знаете о таких письмах? (ответы детей)

-А как же узнать, что в нем написано? (ответы детей)

-Нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

Есть у нас такая водичка, сейчас проверим.

-Ребята подойдите к этому столу помогите мне.

– Ой, появилась надпись. (дети читают: СУНДУК)

– Посмотрите все вокруг, надо нам найти сундук.

  1. Основная часть. 

Воспитатель читает письмо от осени

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Я не могу понять, заканчивается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом Вам поможет карта. 

– Да! Закончилась осень или нет, этот вопрос очень даже интересный. 

Что вы решили, поможем осени? (ответы детей)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист)

-Ребята найдите на ковре жёлтые листья возьмите по одному.

Задание: назвать приметы осени, которые.

(Дети называют приметы осени)

– День короче, а ночь длиннее;

– На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-Небо серое, хмурое;

-Часто идут дожди;

-Перелетные птицы улетают на юг;

-Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

– Люди надевают демисезонную одежду;

-Собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

– Осенние месяца называются: сентябрь, октябрь, ноябрь:

Воспитатель спрашивает:

  1. Сентябрь – рябинник.

Как вы думаете, почему его называли рябинником? (ответы детей)

  1. Октябрь – листопадник

Как вы думаете, почему его называли листопадником? (ответы детей)

  1. Ноябрь – зимник

Как вы думаете, почему его называли зимником? (ответы детей)

– Ребята вы очень хорошо справились с первым заданием.

– Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

– Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Вот мы с вами правильно заметили осенью часто идут дожди, давайте мы с вами вспомним песенку про дождик. (поют песню «Кап-кап»)

Остановка №2 (на карте изображен красный лист)

-Ребята найдите на ковре красные листья возьмите по одному.

Задание: Назовите пословицы об осени.

Дети называют пословицы об осени.

От осени к лету повороту нету.

Упал с дерева один лист — жди осени.

Осенью и воробей богат.

Август варит, сентябрь — к столу подает.

Холоден сентябрь, да сыт

Теплая осень – к долгой зиме.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Осень — погод восемь.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист)

Ребята найдите на ковре оранжевые листья возьмите по одному.

Задание: Назовите поговорки осени.

Дети называют поговорки осени:

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт.

Осень — перемен восемь. 

Готовь сани с весны, а колеса с осени. 

Осенью и воробей богат.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

– Красна весна цветами, а осень пирогами. 

-Весна красна цветами, а осень снопами. 

-Осень – время собирать урожай.

-Красна ягодка, да на вкус горька. 

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 

-Осенью и воробей богат.

– В ноябре зима с осенью борется.

– Осенью ложка воды ведро грязи.

 

– А вы молодцы ребята много знаете поговорок об осени.

– Какие доказательства вы предоставили осени? (ответы детей)

– Ну, какой вывод можно сделать? (ответы детей)

-Молодцы! Давайте из ваших листочков соберём осенний букет (ставит букет в вазу)

– Очень красиво получилось, а сейчас давайте немного отдохнём.

Мы похлопаем в ладошки – раз, два, три

И попрыгаем немножко – раз, два, три

Мы тихонько покружились

И на землю опустились

Поднялись и потянулись

И друг другу улыбнулись

Здесь мы вместе – ты и Я

Потому что мы друзья

– Давайте вернёмся к карте.

Остановка №4 (нарисован волшебный мешочек)

-Где-то спрятан волшебный мешочек, его надо найти. (Дети находят мешочек)

– Тише, тише, тишина. 

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите,

Сказку нам, вы, не спугните! (Дети садятся на ковёр.)

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она очень красивой, но капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает мешочек) хранила она своё главное богатство волшебные кисточки (воспитатель извлекает из мешочка кисточки). Именно волшебные кисточки помогают ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает свои дары, но забыла у нас свои кисточки, и дары остались не разукрашенным. 

– А, что мы называем дарами осени? (ответы детей)

(показывает овощи и фрукты)

– Что делать? (ответы детей)

-Вам хочется стать волшебниками? (ответы детей)

-Хорошо! Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, жидкость и краски осени. Где бы нам это найти?

Дети берут кисточки, находят столик, где все это стоит. Дети раскрашивают дары для осени.

  1. Заключительная часть. 

– Очень красиво, сейчас каждый оставит свою работу на столе, чтобы она подсохла.

-А теперь давайте встанем все в круг дружбы и вспомним всё, что мы делали. (ответы детей)

– Если вам понравилось наше занятие, можете взять себе на память по одному листочку из нашего букета?

– Вы ребята молодцы, спасибо за работу.

 

Конспект НОД “По следам осени”
Пролистать наверх