Пояснительная записка к программе “Одаренные дети”

Автор: Уромичева Надежда Даниловна

преподаватель ДХШ г Радужный ХМАО-Югра

Пояснительная записка к программе “Одаренные дети”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К программе «Одаренные дети» 

    Необходимость этой программы назрела в Российском обществе не сегодня. Для меня, как преподавателя художественных дисциплин – работа с одаренными детьми – это важнейшая составляющая, смысл служения в профессии.  Раньше я не видела необходимости обобщать и декларировать свое отношение к этому явлению, несмотря на то, что это требовало руководство, мне виделось это частным случаем, отношением меня, как частного лица к детям, к искусству, к работе. И все же… 

    Ни для кого  не секрет, что,  несмотря на технический прогресс, на развитие массовых коммуникаций, на абсолютную доступность уже любой информации,  на,  пусть кажущееся полное отсутствие  цензуры со стороны государства,  происходит катастрофическое падение качества знаний, уровень интеллектуальности нашего молодого поколения, и что еще более страшно, нравственности.  Без интернета сейчас немыслимо представить учителя, школьника, студента, офисного работника, пенсионера. 

    Несмотря на то, что каждый ребенок, за редким исключением, сегодня имеет цифровые устройства, может найти в интернете почти любую информацию, но качественное классическое образование исчезло из образования. Чтобы развиваться полноценно, нужно принимать меры на государственном уровне, и выход можно найти только обратив пристальное внимание на одну проблему. Поколение, которое подрастает сейчас, в близком будущем станет народом, из этого народа будет формироваться общество, составляющее все слои населения России. О формировании если не элиты, то лучшей части народа нужно сейчас беспокоиться всем, особенно людям ответственным, занимающим соответствующие посты, а также исполнителям, учителям, родителям и прочим.

   Молодые родители считают, что воспитывать детей должны в садике, школе и других заведениях, сами они некомпетентны и, часто боятся брать на себя ответственность. Постоянно меняющиеся законы, методики, учебники заставляют теряться специалистов, не только молодых несведущих в педагогике родителей. 

   Мы не задумываемся о том, что идет самое страшное размывание сознания мыслящего человечества. Какое – то небольшое время назад мы любили говорить об «Иване, родства не помнящем».  Благодаря тому, что у нас по истории  выпущено уже до ста различных изданий учебников за последние 20 лет, трудно найти хотя бы несколько молодых людей,  один и тот же исторический факт описывающих в одном контексте. 

   Забываем, что история – это наука, на грани искусства, где хорошие историки ценятся именно за то, что излагают исторические события вне оценок, фактически, именно фактически описывающих любое событие в мире, стране или местности.  Но сегодня  трудно  поверить, что это возможно. 

   То же можно и нужно сказать и о еще двух важнейших предметах: «Великом русском языке и Великой русской литературе».  Эти две огромные глыбы образования стали бедными падчерицами в образовательной системе нашей страны. А это уже беда. Наше общество стало катастрофически безграмотным. В любое учебное заведение обязательным был вступительный экзамен по русскому языку, причем в вузах – сочинение. Было важно не только грамотно писать, но грамотно мыслить. То же самое можно сказать и о русской литературе. И это при том, что невероятно важно воспитать самосознание личности на примере положительного героя, возвышенного поэтического образа.

     Еще одна проблема для детей: совершенно нереальные нагрузки  в школе.

   Количество предметов и информации не контролируется, объем заданий никем не измеряется. Все знают, но до сих пор не было попытки    пересмотреть эту убийственную для наших детей ситуацию.  Спросите детей, которые учатся хорошо. Уроки они заканчивают делать  не   раньше, чем  до полуночи, каждый день. То есть,  эти дети  почти никогда не высыпаются.  А проблема в том, что немало детей, жаждущих знаний,  увлекающихся  науками и искусствами, но физически почти не имеющих свободного времени, тем не менее,  пытаются не только посещать художественную школу, но и весьма успешно учатся,  успешно участвуют в выставках.

    Хочу оговориться.  Моя позиция такова: не считаю, что работать нужно только с исключительно одаренными детьми.  Тогда теряется смысл в нашей работе.  

   Самые неординарные личности не требуют к себе такого пристального внимания.  Мы знаем по историческому и личному опыту, что над всяким талантом как бы Божий покров,  который заставляет все вертеться по раз и навсегда установленному порядку. Когда выстраивается такая судьба, мы видим, что путь этот был начертан самим Богом. 

    Можно из наших детей, которые и так неслучайно пришли в школу, отмеченных  Богом творческой жилкой, уже представить  себе будущих если не художников, то творчески развитых людей,  неординарно относящихся к любому делу. С развитой, неравнодушной  душой. 

    Удивляемся или не очень тому, что в Золотой век столько гениев дала земля Русская?   Не идет ли  все от истоков, от воспитания, от того фундамента, что был заложен начальным образованием в души и сердца юных отроков?  То, что гуманитарным предметам придавалось огромное значение.   

    Еще один аргумент:  не удивляет ли нас  появление талантов вдруг много, сразу, в одном  месте?  А такие случаи бывают! 

    У нас в городе была  учитель  математики, безгранично влюбленная в  свой предмет, и все ее ученики не только любили математику, но и успевали, учились в основном на 5, реже на 4.

    В Болгарии был учитель скрипки, который брал детей с улицы всех желающих, учил группами, и  практически у  всех  учеников  развивался  абсолютный слух.

    Конечно, это гениальные учителя. 

    Конечно, есть гениальные ученики. 

    Но кроме гениев, есть и просто талантливые, неординарные, способные, замечательные, необыкновенные дети, которых надо разглядеть, полюбить, уделить внимание, и, уж поверьте, таких абсолютное большинство, они вот, среди нас, вокруг и все они требуют внимания.

     Конечно, вправе каждый из работников школы сказать: «Э, ваше время кончилось, мы хотим отдыхать!» 

    Вправе каждый из нас так сказать.  И каждый раз хочется ответить: Не все вписывается в расписание!  

    Все дети требуют дополнительного внимания, каждый человек, одаренный этим вниманием, может больше, лучше, превзойти самого себя, а может и не только себя! 

    На моем опыте нередко ребенок, не выделяясь ничем особенным, кроме трудолюбия, постепенно превосходит  своих сверстников.

   А в наше сложное время еще более важно удерживать детей от улицы, от интернета, от пагубных влияний.

    Поэтому, конкретные предложения, дополнения к нашему учебному процессу, может быть и напряженному с точки зрения  некоторых членов общества. 

    Но все мы согласимся с тем, что  старшие поколения не были так ограничены во времени, как сегодняшние дети, не были  лишены почти абсолютно возможности заниматься своим любимым делом самозабвенно, позабыв обо всем! 

    Расскажу о своем опыте.  

     Композиция.  Есть темы, которые детям нравятся всегда. Но очень важно, чтобы  это было интересно преподавателю, тогда он сможет заинтересовать детей. Как подать тему, подумать, провести параллель с чем-то неожиданным.  Очень важно  заинтересовать большинство детей. Когда все захотят принять участие в выставке, пойдет процесс созидания, а творческие способности иначе и не разбудить, если не  войти в этот процесс. Ребенок еще не знает, как можно писать картину. А писать ее  не так уж и страшно и неизвестно. На первых шагах учитель подскажет,  поможет, натолкнет, даже где-то поможет нарисовать, расскажет, как это делают настоящие художники, а как делают начинающие художники, еще веселее!

     И глядя на коллег – таких же маленьких и не очень опытных, дети все смелее и азартнее идут к финишу. И вот, даже не верится!  Картина готова!

Малыши, 6 – 7 лет не успевают испугаться грандиозности задачи, формата и темы.   Дружно, хотя и не без помощи  учителя, довольно быстро, разными материалами, на полулистах делают семейные портреты.  С таким же немалым удовольствием,  дети исполняют портреты с мамой, вдохновившись иконой «Умиление»  Божией матери».

    С одинаковым удовольствием дети рисуют экзотическую  и родную природу, культуру, архитектуру, сказочные сюжеты, надо только предложить эмоционально окрашенную и доступную к  исполнению  визуальную и литературную, может быть, поэтическую информацию.

     То есть то, что интересно и заманчиво рисовать, а в цвете еще и радостно.

Бывает, и сходство в сюжетах, и в композициях, но на любой сюжет каждый ребенок создаст свой слепок души.

   Все мы понимаем, что положительный опыт – любой творческий  опыт.      

        

     Не открою Америку, не скажу ничего нового, если доведу до вас такие мысли.

     Все требует вложения. Сил, времени, денег. 

     Каждый из нас выбрал свой путь не случайно, и дети – наши ученики тоже не случайно пришли в нашу школу и в нашу жизнь.

    Думаю, каждый из нас имеет любимое дело, и, скорее всего, это связано с искусством, то, что нас объединяет, хотя художник обычно индивид, не общение с себе подобными им движет в творчестве, а, скорее, внутренняя работа, потребность выговориться в материале.

      Меня подвигло на решение работать дополнительно с детьми два события. Первое, это неприятности с моим любимым классом, с которым начала свою работу в художественной школе, (зимний просмотр прошел очень неудачно).  Второе, это успехи двух педагогов музыкальной школы.

      В школу я пришла после большого перерыва, ощущала большую потребность рисовать, восстанавливать свое мастерство, много рисовала, а опыта работы с детьми совсем не было. 

     А у музыкантов учились мои дети, которые с первых шагов поразили нас – родителей необыкновенными успехами. Главный  принцип у педагогов был один: трудиться. Подходы, правда, разные. 

     Но два класса в школе разительно отличались от остальных даже для непосвященных. 

    Каждый из нас также немало трудился и трудится.  Даже если мы слыли ленивыми, или сами себя так оценивали, работать мы любили и продолжаем любить,  к этому же призываем и детей.  Другого не дано. Мы знаем, что успехов добиваются те, кто много работает.

     Но дети не всегда умеют организоваться, не всегда последовательны и контролировать процесс работы часто не в состоянии. 

    Долго я сопротивлялась этой программе, ведь делала я все, как считала, правильно, но никому это не близко, поэтому предлагать работать  так, как мне видится, и делать из этого программу, казалось нелепо.

    Но когда изучила огромное количество статей учителей совершенно разных специальностей, предметов и направлений. Это и кружки, и основные предметы, и спецшколы для одаренных детей, и подготовительные отделения вузов, и преподаватели колледжей. Все они предлагали один ряд мероприятий, тех, через которые мы проходим. Дополнительные занятия, всевозможные конкурсы, фестивали, мастер – классы, в нашем случае, выставки, олимпиады и прочее… Причем, не только на выезде, но и в своем городе, и в своей школе.

     Может быть, стоит сказать и о результатах. 

      Все наши самые успешные ученики занимались дополнительно.  Все эти ребята  неравнодушны к творчеству,  большинство идет сознательно к выбранной цели. Все мои ученики работали в свое и мое свободное время и именно поэтому достигли неплохих результатов. 

    К успеху ведет несколько факторов, все мы знаем. Талантливый ученик – еще не успех, талантливый учитель – еще не успех.  А вот где встретились эти таланты, усиленно работают и идут по верному пути. Политика школы должна  способствовать успеху, вести линию на творческое совершенствование.

        И этому не должны мешать быт и будни, лень и нехватка времени. 

 

       Уромичева Н Д, преподаватель высшей квалификационной категории ДХШ г Радужный ХМАО-Югра

Пояснительная записка к программе “Одаренные дети”
Пролистать наверх