Мотивация студентов к изучению учебной дисциплины “Математика”

автор: Федина Юлия Николаевна

преподаватель математики Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Рязанский строительный колледж им. Героя Советского Союза В.А. Бегло”

Мотивация студентов к изучению учебной дисциплины «Математика». 

 

 

Одним из значимых критериев деятельности преподавателя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

На протяжении 2017 – 2018 и 2018 – 2019 учебного года была проведена диагностика мотивации учащихся к изучению предмета.

Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.

Диагностика  осуществляется с  применением следующих методов:

  • Анкета для  определения уровня учебной мотивации учащихся (смотри приложение 1)
  • Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
  • Наблюдения  за учащимися в ходе учебной деятельности.
  • Анкетирование родителей учащихся
  • Фронтальные проверки преподавания предмета.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:

  1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
  2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
  3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
  4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

В  таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики  количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.

                                                                                                    Таблица 1

Показатели и индикаторы
учебный год внутриколледжный уровень Областной и федеральный уровень
17/18 13 4
18/19 24 18
  1. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)

На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Показатели и индикаторы
учебный год количество
17/18 10
18/19 18

 

Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием дисциплины «Математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно  проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2018 г.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

Таблица 3

Вопросы Количество положительных ответов
2018 г
Общее количество опрощенных родителей 26
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в группе вашего ребенка? 93%
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? 86%
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? 96%
Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? 61%

По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается высокий уровень удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также высокий интерес к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (96% ответов)  также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

БЛАНК ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ АНКЕТЫ Методика изучения мотивации обучения математике  Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением. 

  1. Изучение математики необходимо мне для…

а) получения образования;

б) будущей профессии; 

в) того, чтобы научиться думать, размышлять, анализировать. 

г) ориентирования в жизни; 

Вариант ответа а б в г Количество баллов 2 2 5 4

  1. Я считаю, что цель моей работы на уроке математики…

а) усвоение и понимание нового материала; 

б) получение полных и глубоких знаний; 

в) общение с друзьями;

 г) общение с учителем; 

д) получение хорошей отметки; 

е) расширение умственного кругозора; 

Вариант ответа а б в г д е Количество баллов 4 5 2 2 2 5

  1. Интересным на уроке математики для меня является…

 а) работа у доски;

 б) общение с друзьями и учителем; 

в) изучение нового материала с подробным разбором; 

г) объяснение учителем нового материала; 

д) получение положительных отметок; 

е) самостоятельная и индивидуальная работа (выступление с докладом, письменная работа) 

Вариант ответа а б в г д е Количество баллов 4 2 5 3 2 5

  1. Математика для меня является…

а) предметом, требующим моих усилий и трудолюбия; 

б) предметом, который всегда мне понятен и интересен; 

в) предметом, важным только для моих родителей; 

 г) предметом, при изучении которого я постоянно испытываю трудности; 

д) предметом, который мне не интересен и не пригодится для будущей профессии. 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 4 5 1 2 1

  1. Я думаю, что успех моей работы на уроке математики зависит от:

а) уровня сложности решаемых заданий; 

б) моих умственных способностей; 

в) моего уровня подготовки к занятию; 

г) приложенных усилий в процессе урока; 

д) удачи; 

е) внимательного отношения к объяснению материала учителем. 

Вариант ответа а б в г д е Количество баллов 3 4 4 5 2 5

  1. Моя активность на уроке математики, зависит от…

а) желания получить слова похвалы от сверстников и учителя; 

б) моего настроения; 

в) желания получить хорошую отметку;

 г) желания больше узнать; 

д) уверенности в том, что материал, изучаемый на уроке. мне понадобится в дальнейшем. 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 3 1 2 5 5

  1. Я изучаю новую тему по математике добросовестно, если…

а) она мне интересна, понятна, не вызывает затруднений;

 б) мне нужно исправить неудовлетворительную отметку; 

в) пришел на урок с хорошим настроением;

 г) на следующий урок планируется письменная работа; 

д) меня заставляет это делать учитель или родители. 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 4 3 2 1 1

  1. Изучать математику лучше меня побуждает (возможен выбор нескольких вариантов ответа)... 

а) наказы родителей; 

б) чувство ответственности и прилежание; 

в) низкие отметки в журнале; 

г) отношение учителя; 

д) соревновательный дух с одноклассниками; 

е) большое желание получать новые знания и совершенствовать свои навыки; 

Вариант ответа а б в г д е Количество баллов 2 5 2 4 4 5

  1. Если новая тема по математике вызывает трудности и мне не понятна, то я…

а) спешу на консультацию к учителю, чтобы разобраться; 

б) прошу помощи у одноклассников или родителей; 

в) стараюсь разобраться, прикладывая все силы;

 г) ничего не предпринимаю и надеюсь, что задания по теме не попадутся в контрольной или самостоятельной работе; 

д) разбираю данную тему со своим репетитором по математике. 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 5 4 5 1 3

  1. Получение хороших отметок на уроке математики — это результат…

а) моей активной работы; 

б) добросовестной подготовки к уроку; 

в) моего таланта и удачи; 

г) получения глубоких знаний; 

д) помощи родителей или одноклассников. 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 5 5 3 4 3 17

  1. Мне нравится выполнять домашнее задание по математике, когда…

а) я могу самостоятельно разобраться в нем, без посторонней помощи; 

б) задание небольшое по объему; 

в) у меня нет возможности его списать; 

г) всегда, так как в процессе его выполнения я учусь думать, анализировать, принимать решения, использовать различные алгоритмы. 

д) у меня есть свободное время; 

е) у меня хорошее настроение и родители меня не заставляют его делать. 

 Вариант ответа а б в г д е Количество баллов 4 2 1 5 2 3

  1. Мне не нравится выполнять практические задания по математике, если они…

а) имеют большой объем и отнимают много времени; 

б) требуют умственного напряжения; 

в) выполняются по шаблону и не вызывают интерес; 

 г) имеют достаточно высокий уровень сложности; 

д) не требуют сообразительности; 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 2 1 5 3 4

  1. Допуская ошибки при решении задач по математике, я…

а) прибегаю к помощи одноклассников или учителя; 

б) выполняю проверку до тех пор, пока не найду ошибку; 

в) решаю данное задание заново;

 г) оставляю задание нерешенным и перехожу к следующему; 

д) нервничаю и отказываюсь его выполнять; 

Вариант ответа а б в г д Количество баллов 4 5 3 2 1

  1. Я считаю, что мои знания и работа на уроке математики соответствует оценке _________ (поставьте оценку по пятибалльной школе, которая, на Ваш взгляд, действительно отражает уровень Ваших знаний по математике. Если оценка, поставленная учителем, отличается от оценки, поставленной Вами, то укажите причину их различия, которая, по-вашему мнению, является предопределяющей). 
  2. Ваша оценка по математике по итогам прошлого учебного года _____________ 

Интерпретация данных анкеты

Уровни мотивации к изучению математики 

Педагогическая диагностика предполагает распределение результатов по следующим уровням:  Высокий – отличается преобладанием в данной образовательной среде положительных мотивационных установок, проявлением у учащихся активности в учебной деятельности по математике, способностью к исследованиям. 

 Нормальный (средний) – проявляется у учащихся, способных ставить перед собой определенные учебные цели и задачи, но при этом не всегда достигающих желаемого результата по  различным причинам. Нередко требуется контроль со стороны учителя или родителей. 

 Сниженный – отличается постоянным контролем со стороны учителя, так как данной категории учащихся достаточно сложно применить полученные знания в стандартных ситуациях, при этом для получения знаний прикладываются значительные силы. 

 Низкий – отличается отсутствием у учащихся интереса к математике, слабым уровнем подготовки. 

Количество баллов по отдельным блокам 

Общее количество баллов 

Высокий От 105 до 122 

Нормальный От 83 до 104 

Сниженный От 63 до 82 

Низкий Менее 62 

Полученные  результаты диагностики позволяют отслеживать динамику развития мотивации к обучению математике.

Таблица №4 – Итоговый уровень мотивации к изучению математики в группе С-21 по итогам анкетирования.

Таблица 4

Уровень  мотивации % учащихся от общего числа
высокий 18
нормальный 54
сниженный 20
низкий 8

 

Из таблицы видно, что в среднем 18% испытуемых показывает высокий уровень сформированности мотивации к изучению математики. Это означает, что данные учащиеся имеют широкий познавательный интерес к предмету, что является основной причиной их осознанного отношения к его изучению. У данной категории учащихся наблюдается и высокий уровень сформированности общепознавательных умений: целеполагания, планирования работы, самоконтроля, умения анализировать,  сравнивать, обобщать и систематизировать; умений и навыков, связанных со спецификой предмета, определяемых математической наукой. При этом наличие данных умений повышает возможность познания, создает условия для развития устойчивого интереса к предмету.

 54% учащихся показали нормальный уровень мотивации к изучению математики, что говорит о конкретизации цели изучения математики. Учащиеся данной группы отличаются целью получения знаний по математике, а именно: овладение основными знаниями, умениями и навыками, при этом учащемуся сложно применить данные знания для познания реальной действительности. Сниженный и низкий уровни мотивации свидетельствуют о том, что учащиеся не проявляют интерес к предмету. 

Процент учащихся со сниженным уровнем мотивации к изучению математики  составляет 20%, с низким уровнем – 8%. 

Мотивация студентов к изучению учебной дисциплины “Математика”
Пролистать наверх